Необходимость защиты детей от экстремальных заездов на мототранспорте и печальный рост статистики ДТП с их участием подтолкнули Заксобрание Приморья к введению ограничений. Депутаты на очередном заседании 24 сентября в первом чтении поддержали законопроект, который запрещает АЗС продавать топливо лицам младше 16 лет. Автор инициативы, глава социального комитета парламента, депутат по округу №9 Игорь Чемерис считает, что в регионе сложилась целая молодежная субкультура групповой езды на мотоциклах, однако это явление опасно и для окружающих, и для самих подростков, сообщает ИА PrimaMedia.
"Этот закон говорит о нашей ответственности перед подростками, о нашей ответственности перед участниками движения", — заявил Чемерис, комментируя законопроект.
По его словам, в адрес депутатов еще в феврале этого года поступило письмо от замначальника УМВД по Приморью — начальника полиции Алексея Попова с тревожной статистикой по ДТП с детьми.
"За полугодие, я посмотрел статистику, она еще выросла по сравнению с 2024 годом. Наверное, сформировалась какая-то новая молодежная субкультура. Практически в каждом населенном пункте мы можем увидеть подростков, которые катаются группами на мотоциклах и мопедах", — пояснил Чемерис.
Ранее депутат также указывал на модный тренд среди подростков выкладывать в соцсети видео со своей экстремальной ездой. Такие ролики, в частности, снимали несовершеннолетние во Владивостоке, катаясь по Золотому мосту "на одном колесе".
По данным ГАИ по состоянию на август, с начала 2025 года в Приморье произошло 201 ДТП с участием мотоциклов и мопедов, 37 из них — с детьми до 16 лет. Трое подростков погибли, 50 получили травмы. В 27 из 37 случаев дети сами управляли двухколесной техникой без прав.
Парламентарий считает, что эта проблема достаточно серьезная: "Не всегда есть рядом взрослые, которые могут уберечь и предостеречь детей, а кто-то из родителей и "откупается" этими транспортными средствами".
Согласно проекту закона, сотрудники АЗС получат право требовать документы, удостоверяющие возраст покупателя, и отказывать в продаже топлива при их отсутствии. Если инициатива пройдет все этапы рассмотрения, ограничения начнут действовать с 1 марта 2026 года.
Аналогичные законы уже действуют в Кировской и Ярославской областях, а также в Татарстане.
Автор инициативы отмечает, что не является сторонником запретов, поскольку они не решают проблемы. По его мнению, важно именно регулирование.
Сейчас законопроект принят только в первом чтении для дальнейшей доработки. Парламентариям предстоит урегулировать вопросы, связанные с покупкой топлива через безналичные системы, а также определить меры ответственности за нарушение закона и размеры штрафов.
Законопроект получил поддержку губернатора Олега Кожемяко и министерства экономического развития края. В официальном отзыве глава региона отметил, что документ направлен на защиту жизни и здоровья детей и не создает необоснованных ограничений для бизнеса.
Напомним, что по федеральному законодательству право управления мопедом или скутером (категория "М") появляется только с 16 лет при наличии соответствующего водительского удостоверения.