Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22%, обсуждаемое правительством, ударит по бедным сильнее, чем по богатым, сказал корр. ИА PrimaMedia кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН Максим Кривелевич, комментируя налоговую реформу.
Новую ставку НДС планируют вводить с 1 января 2026 года. Отмечается, что при этом сохранится льготная ставка в размере 10% на социально значимые товары — это, в частности, продукты и лекарства. В сообщении Минфина отмечается, что, в целом, повышение цен на все товары и услуги будет умеренным.
Мера действительно не приведёт к масштабным изменениям, к которым не сможет адаптироваться экономика, считает эксперт Максим Кривелевич. Однако труднее придётся людям с ограниченными финансовыми возможностями.
— С одной стороны, государство не любит НДС, потому что это так называемый налог на бедных, он социально вреден. Если вы зарабатываете 100 рублей и тратите 100 рублей, то вы, грубо говоря, платите 20 рублей НДС. А если зарабатываете тысячу рублей, а тратите из нее только 100, вы платите в 10 раз меньше НДС в процентном соотношении к своему доходу. С другой стороны, государство очень любит НДС, потому что это очень простой в сборе налог. Если налог на прибыль можно утаить, показав не всю прибыль, то НДС утаить нельзя. Вы пришли в магазин, купили товар — ваш НДС уплачен. Поэтому НДС — это монета с двумя сторонами. Государство не может забыть об одной из них, поэтому, какие бы решения ни принимались в плане НДС, по моему мнению, они не будут масштабными. В данном случае, к повышению с 20 до 22% экономика может адаптироваться. При этом повышение подействует на всю экономику целиком. Поэтому здесь нельзя сказать, что кто-то сильно выиграет, кто-то сильно проиграет. Проиграют все примерно одинаково, но ключевое — бедные проиграют сильнее богатых, — считает Максим Кривелевич.
Надеяться на то, что бизнес увеличит издержки, а для потребителя всё останется, как есть, — не приходится. По словам эксперта, в экономике "нет другого кармана", кроме потребительского. В общем, переписывания ценников не избежать. При этом кандидат экономических наук считает, что на потребительский спрос нововведения глобально не повлияют.
— На сколько нужно повысить ставку НДС, чтобы вы не пошли покупать стиральную машину, а стирали на руках? Рост налога с 20 до 22% точно не заставит нас отказаться от стиральной машины, чайника, одежды, обуви. Для того, чтобы произошло изменение потребительского поведения, нужно поднять его на треть. Поэтому всё это будет печально, но не трагично. Никому не хочется платить больше налогов, но это не будет чем-то судьбоносным. Мы помним, что изменилось после повышения ставки НДС с 18 до 20%. Люди поворчали и стали платить больше. А шоколадки, вместо 100-граммовых, просто стали 90-граммовыми. Сегодня эти же шоколадки стали 75-граммовыми — даже без повышения НДС, — заметил Максим Кривелевич.
Мнениями о новой налоговой реформе поделились с корр. ИА PrimaMedia и другие эксперты.
НДС 22%: по кому новая ставка ударит сильнее всех и к чему готовиться в 2026 году Эксперты спрогнозировали, как реформа может повлиять на цены, спрос, зарплаты и работу бизнеса