Власти Приморского края планируют существенно расширить перечень запрещенных для иностранцев видов экономической деятельности. Если в 2025 году их было 36, то уже в следующем это число планируют довести до 89. Соответствующий проект постановления губернатора размещен на портале регулирования для общественного обсуждения. Оно продлится до 6 ноября. Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
От транспорта и ЖКХ — к финансам и рознице: что войдет в новый запрет
Новый перечень запретов для мигрантов, работающих по патентам, демонстрирует значительное расширение по сравнению с действующими в 2025 году ограничениями. Если текущие правила в основном фокусируются на критической инфраструктуре, транспорте и соцсфере (энергетика, ЖКХ, здравоохранение, образование, такси, грузоперевозки), то проект на 2026 год вводит запреты в нескольких новых блоках.
Первый и самый масштабный новый блок — это торговля. Ранее для мигрантов она была практически полностью открыта. Теперь же под запрет предлагается поставить как оптовую торговлю в целом, так и подавляющую часть розничной — от продажи алкоголя, табака и лекарств в специализированных магазинах до торговли книгами, газетами, сувенирами, оружием и топливом. Под ограничение также попадает нестационарная торговля (рынки и палатки).
Следующим принципиальным нововведением стало включение в список запрещенных сфер финансового сектора и услуг для бизнеса. Речь идет о полном закрытии для этой категории мигрантов банковской деятельности и предоставления кредитов, всего страхового рынка, юридических и бухгалтерских услуг. Также под ограничения подпадают деятельность турагентств, услуги по аренде и лизингу и сама деятельность по трудоустройству и подбору персонала.
Третий крупный блок новшеств касается производств и сфер, связанных с безопасностью и идеологией. Власти планируют закрыть для мигрантов с патентами работу на производствах оружия, боеприпасов и военной техники, изготовление измерительных приборов, навигационного и оптического оборудования, а также производство и ремонт летательных аппаратов.
Впервые в перечень внесена деятельность религиозных и политических организаций, а также работа в библиотеках, архивах, музеях и по охране памятников культуры.
Отдельного внимания заслуживают пункты, напрямую затрагивающие бытовую сферу. Так, под запрет может попасть деятельность домашних хозяйств с наемными работниками.

Трудовая книжка. Фото: ИА PrimaMedia
Почему власти идут на ужесточение?
В пояснительной записке к новые ограничения связывают с необходимостью взять под контроль наиболее массовый поток мигрантов.
— Введение предлагаемых запретов на 2026 год является действенным механизмом контроля численности наиболее массовой категории трудовых мигрантов в регионе, — говорится в документе.
Приводятся и конкретные цифры: по состоянию на 24 сентября 2025 года доля иностранцев, работающих по патентам, составила 42,5% от всех занятых на рынке труда мигрантов.
Эта мера позиционируется как продолжение последовательного курса, действующего с 2020 года, на приоритетное трудоустройство россиян. В документе ссылаются на Стратегию национальной безопасности РФ, где неконтролируемая миграция выделена в качестве одной из основных угроз. Соответственно, приоритетной задачей названа "реализация социально-экономической политики, предусматривающей устранение диспропорций на рынке труда, сокращение неформальной занятости, легализация трудовых отношений".
Авторы документа отмечают, что вакуума на рынке не произойдет. Запрет, по их замыслу, должен перенаправить поток мигрантов в те сферы, где потребность в рабочей силе наиболее высока и где местное население не всегда готово работать.
— Наибольшая потребность работодателей в рабочей силе заявлена в сферах строительства (21,2% вакансий), обрабатывающих производств (17,1%), сельского, лесного хозяйства, охоте, рыболовстве и рыбоводстве (12,1%). При этом местное население не всегда готово заполнить эти вакансии из-за низкой заработной платы, тяжелых условий труда или отсутствия необходимой квалификации, — констатируется в пояснительной записке.

Тематическое фото. Фото: Арбитражный суд
Кого запрет не затронет и что ждать бизнесу
Важно подчеркнуть, что запрет касается только иностранных граждан, работающих на основании патентов. Это в основном граждане безвизовых стран, таких как Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан.
Ограничения не распространяются на значительные категории иностранцев:
- Имеющих вид на жительство или разрешение на временное проживание;
- Работающих по визе на основании разрешения на работу;
- Высококвалифицированных специалистов;
Граждан стран-участниц Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан).
Как отмечается в пояснительной записке, это "дополнительно позволяет удовлетворить кадровую потребность хозяйствующих субъектов за счет указанных категорий трудовых мигрантов".
— Согласно проведенному анализу планируемые ограничения для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, не окажут дестабилизирующего воздействия на экономику региона и рынок труда, и будут способствовать обеспечению стабильной миграционной обстановки на территории Приморского края, — сказано в тексте документа.
Власти напоминают, что у бизнеса будет месяц со дня вступления постановления в силу, чтобы привести численность иностранных работников в соответствие с новыми правилами.
Мигрантам в Приморье с 2025 года разрешат водить автобусы и троллейбусы Действовавший с 2020 года запрет на работу иностранцев по патентам в сфере общественного транспорта отменяется
Напомним, что миграционное законодательство в Приморье динамично меняется. В октябре 2024 года на общественное обсуждение вынесли проект запрета на 2025 год, включавший 41 отрасль. После общественных обсуждений итоговый документ был смягчен до 36 позиций.
Из него, в частности, исключили работу на общественном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) и в сфере сбора и утилизации отходов. Как тогда пояснял губернатор края Олег Кожемяко, полный запрет для мигрантов в транспорте привел бы к "коллапсу" из-за острого кадрового дефицита.
— Махнуть можно. И сделать красивый жест — всех убираем. Сможем ли мы это сделать? Нет, — заявил он.