Доставка контейнеров из Китая подорожала на 10%. Ужесточение досмотров на границе с Казахстаном вызвало рост цен и перенаправление грузопотоков.
Стоимость перевозки одного 40-футового контейнера из Китая в Россию выросла за сентябрь на 10% — до $4,5–5,1 тыс. Причиной стали усиленные таможенные проверки на казахстанских погранпереходах Достык и Алтынколь.
Увеличение времени досмотра коснулось и поездов. Теперь досмотр может длиться до месяца вместо нескольких дней, что тормозит поставки и заставляет компании искать альтернативные маршруты через Забайкальск и Наушки.
По данным Центра ценовых индексов, из-за задержек на границе импортный контейнеропоток не вырос в начале четвертого квартала. Обычно это происходит перед Новым годом.
Склады и без того переполнены, а спрос снижается из-за слабой покупательной способности и высокого курса валют. В результате сезонного всплеска цен на перевозки не произошло. Рост в октябре связан именно с пограничными сложностями.
В Федеральной таможенной службе пояснили, что очереди образовались из-за недобросовестных российских компаний, участвующих во внешней торговле. Эти компании не дают грузовикам разрешения ехать дальше.
Они боятся, что их поймают за незаконный импорт или даже контрабанду. Кроме того, служба уточнила, что заторы возникают только на выезде из России в Казахстан. Это связано с тем, что казахстанская сторона проводит дополнительные проверки.
Участники рынка подтверждают, что каждый досмотр теперь обходится примерно в $470. Некоторые компании полностью отказались от маршрутов через Казахстан.
Также сказываются дефицит порожних контейнеров и праздничные выходные в Китае с 1 по 8 октября. Эксперты не ожидают резкого падения цен в ближайшие месяцы. По прогнозам "ТрансГИД", текущая ситуация сохранится как минимум до китайского Нового года — в феврале 2025 года, передает "РБК".