PrimaMedia, 10 ноября. Владивостокский морской торговый порт (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO, предприятие в контуре управления госкорпорации "Росатом") работает как сердце, не замирая ни на минуту. Здесь круглосуточно движутся краны и гудит техника. Редакция ИА PrimaMedia побывала внутри одного из главных портов страны, чтобы увидеть, как устроена современная логистика, кто управляет этим сложным механизмом и как в приморскую столицу попадают грузы.
Механика мировой торговли: как работает контейнерный терминал
Контейнерный терминал во Владивостоке — это не просто причал, а целый механизм современной логистики, где каждая операция отточена до мелочей. Здесь обрабатываются тысячи контейнеров — металлических коробок, которые сделали мировую торговлю более дешёвой и быстрой. Унификация стандартов позволяет перевозить грузы по всему миру без лишних затрат: три основных типоразмера — 20, 40 и 45 футов — подходят к любой технике и транспорту любого порта.
"Чтобы понять экономику, приведу пример: если в Шанхае загрузить 20-футовый контейнер айпадами — их помещается около 11 тысяч штук — и отправить, например, в Прагу, доставка одного обойдётся примерно в 14 евроцентов", — объясняет руководитель проектов Учебного центра ВМТП Алексей Вертелецкий.

Алексей Вертелецкий. Фото: Евгений Кулешов, ИА Prima Media
Сегодня в контейнерах перевозят практически всё — от электроники и одежды до продовольствия. Даже наливные грузы, например, растительное масло, помещенное в больших герметичных мешках в контейнер. Так, перевозки становятся универсальными и безопасными.
Каждый контейнер имеет уникальный номер — комбинацию букв и цифр, по которой легко определить его тип и размер. Помимо стандартных, есть открытые сверху для крупногабаритных грузов, платформы для нестандартных конструкций и цистерны для топлива, нефти или химикатов.
"Вся техника, как и контейнеры, на терминале стандартизирована. Так, стандартный "сухой" контейнер с грузом весит 32,5 тонны, поэтому всё оборудование рассчитано на этот вес. "Штыки" на спредерах контейнерных перегружателей унифицированы и имеют значительный ресурс. 100 тысяч циклов подъема — после этого детали заменяют", — поясняет Алексей, пока сотрудники наблюдают за плавным подъёмом контейнера на кране высотой почти 30 метров — как десятый этаж дома. Ошибки здесь недопустимы.
Под ногами — монолитный бетон толщиной 35 сантиметров, способный выдержать нагрузку до 150 тонн на квадратный метр. На проходных порта и на причале стоят белые комплексы радиационного контроля. Каждый контейнер проверяют перед приёмкой: если фиксируется излучение, груз изолируют, а специалисты порта, МЧС и таможни определяют дальнейшие действия.
На территории терминала работают разные виды техники. Наиболее заметны краны типа STS (ship-to-shore), которые снимают контейнеры с судна и передают их на тягачи. Те доставляют груз в зону хранения, где вступают в дело рельсовые RMG и пневмоколёсные RTG, сортирующие контейнеры по секциям, поддерживая порядок на площадке.
"А вот эта большая машина — ричстакер, её собственный вес внушителен и составляет почти 75 тонн, способна перегружать контейнеры массой до 45 тонн, работает как гибрид крана и автомобиля: управление — руль, педали, джойстики. Спредер фиксирует контейнер за угловые фитинги, а за точность операции отвечает сигнальный светофор, установленный на его стреле — показывает, что захват сработал и подъем груза будет безопасным", — показывает Алексей.
Контейнеры аккуратно распределяются по секциям: под автотранспорт, железнодорожную отгрузку или таможенный контроль. Алексей объясняет:
"Вся информация о грузе следующем в адрес порта, приходит ещё до выхода судна из порта отправления. Поэтому на складе нет хаоса: всё распределено заранее". Вместимость всего порта достигает 30 тысяч TEU".
"Это не просто организация, а живой организм"
Экскурсия продолжилась в административных зданиях контейнерного терминала, где сосредоточены все службы и подразделения, которые являются частью огромного организма порта. Докеры получают ключи от техники, проходят инструктажи и "разборы полётов". В соседних помещениях — столовая, тренажёрный зал и раздевалки, а для полноценного отдыха сотрудников предусмотрена собственная баня.
"ВТМП стремится создать комфортные условия и для отдыха работников. Так, на территории терминалов есть комнаты для приёма пищи и отдыха, где установлены массажные кресла, в которых можно восстановиться во время перерывов. А на территории порта для сотрудников есть банный комплекс и тренажерный зал. Работают три массажиста"
В главном центре управления терминалом кипит жизнь: начальник смены, менеджеры складов, технологи и сотрудники железнодорожного фронта контролируют каждое движение контейнера. Отсюда начинается координация всех операций на площадках.

Константин Мицканюк. Фото: Евгений Кулешов, ИА Prima Media
Каждый контейнер на терминале имеет уникальный адрес — это основа точного учёта.
"Система у нас по мировым меркам стандартная, обеспечивает все необходимые функции, как и в других развитых мировых портах: используются стационарные и мобильные рабочие места, различные планшеты. Каждый оператор имеет свое оборудование и свой интерфейс, позволяющие решать конкретные производственные задачи. И у каждого терминала есть специфические разработки и адаптации, связанные с его особенностями", — рассказывает начальник отдела разработки операционной системы терминала "Сервисный центр FESCO" Константин Мицканюк.
Механизм действует уже около двадцати лет, постепенно приобретая новые функции. Например, рабочие места операторов кранов STS показывают на экране, куда поставить контейнер, а также его размер и последовательность действий. Крановщик получает информацию в реальном времени, а вся команда — складские работники, моряки и логисты — синхронизирует свои действия через систему.
"Раньше операции передавались по рации или на бумаге. Сейчас всё происходит автоматически. Контейнерный терминал — это живой организм: каждый знает, что и когда делать, а система помогает координировать работу и делает её эффективнее", — подчёркивает Константин Мицканюк.
Для каждого предусмотрен планшет с заданиями: к примеру, водителю тягача он показывает, куда подъехать и какой контейнер забрать. Крановщик видит, куда поставить контейнер и на какой тягач. После выполнения операции данные автоматически обновляются, и водитель получает следующее задание. Все действия сверяются по номерам контейнеров, ручное подтверждение исключает ошибки.
"Сегодня терминал активно внедряет элементы искусственного интеллекта. Мы тестируем распознавание номеров контейнеров, развиваем прогнозирующие алгоритмы и элементы принятия решений. Появились 3D-модели терминала и цифровой двойник, например, очень полезной оказалась модель таможенной площадки — присутствующие в ВМТП участники ВЭД в реальном времени видят, где находятся их контейнеры и на какой они стадии обработки. Еще одна часть развития — повышение контроля за мелкими операциями. То, что раньше тяжело было учитывать — различные рутинные работы, перемещения и использование расходников, сейчас под контролем. Снижаются издержки, повышаются скорость и экономия средств клиента", — рассказывает Константин.
Главный вектор развития терминала направлен на автоматизацию и безопасность. Внедряются арки с распознаванием, минимизирующие присутствие персонала на площадках, а в будущем планируется удалённое управление кранами.
Как в столицу Приморья попадают автомобили
Сотрудники ИА PrimaMedia прошлись по автомобильному терминалу Владивостока и сразу уловили ритм и атмосферу этого места: 11-этажная парковка и открытые площадки заполнены машинами.
"Основной поток перевалки — это автомобили, хотя встречаются и мотоциклы. Машины привозят из Японии, Кореи и Китая, а терминал обеспечивает их обработку и выдачу клиентам", — рассказывает кладовщик отдела таможенного хранения Андрей Куликов.

Андрей Куликов. Фото: Евгений Кулешов, ИА Prima Media
Кладовщики направляют клиентов к нужному окну в зависимости от расположения машины на складе. Раньше приёмка груза велась в бумажном виде, теперь планшеты фиксируют данные по судну, этажам и точному местоположению автомобиля, что ускоряет процесс выдачи.
Все процессы на терминале максимально автоматизированы. В октябре был зафиксирован рекордный объём обработки — порядка 12 800 машин за месяц. Количество автомобилей на судне варьируется: в среднем 500–700, иногда больше. Парковка никогда не пустует: машины стоят плотно, а на открытых площадках — свободнее.
"Всё это требует мастерства водителей: каждый автомобиль расставлен аккуратно, "тютелька в тютельку". Работы ведутся круглосуточно", — подчеркивает
Как отмечают специалисты, даже при росте цен и повышении утильсбора клиенты продолжат приобретать популярные марки. Рынок динамичен: при введении ограничений на ввоз поставки корректировались, на рынок начали поступать другие модели, включая корейские и китайские.
На парковках терминала можно увидеть множество моделей, а с 11-го этажа открывается живописный вид на бухту Золотой Рог.

















