PrimaMedia, 7 ноября. Говорят, что чужие дети взрослеют незаметно. Но волшебство в том, что и свои — тоже. Совсем недавно это крохотное существо строило замок из подушек и дергало собаку за хвост, как вдруг перед вами уже вполне самостоятельный юный человек. И вместе с этим перед ним открывается множество возможностей. В том числе и для самостоятельных путешествий на самолете. Можно ли отправить ребенка одного в полет, кто будет за ним присматривать и как это сделать, ИА PrimaMedia выяснило в пресс-службе авиакомпании "Аэрофлот".
Что это и для кого?
Перелеты для детей до 12 лет стали особенно востребованными в 2025 году. В конце прошлого года в ходе прямой линии, прошедшей 19 декабря, президент РФ Владимир Путин поручил Минтрансу решить вопрос с авиакомпаниями по предоставлению 50 % скидкой на билеты для юных пассажиров. Уже 23 декабря о старте льготной программы с января 2025 года объявил Аэрофлот. Позже к ней стали подключаться другие авиакомпании. По данным авиаперевозчика, за летний период было перевезено более полумиллиона детей с фиксированной скидкой.

Тематическая иллюстрация. Фото: Пресс-служба Аэрофлота
Согласно базовым правилам Аэрофлота, дети от 12 лет и старше могут путешествовать воздушным транспортом самостоятельно без сопровождения взрослых и каких-либо дополнительных услуг от перевозчика. Но что делать, если вы еще не готовы передать своему 12-летнему подростку такую ответственность? Или у вас ребенок младшего возраста и надо отправить его на каникулы к бабушке, а вы полностью в работе?
На такие случаи перевозчик готов взять ответственность на себя. Летать без сопровождения взрослых, но под присмотром авиакомпании могут ребята возрастом от 5 до 16 лет. То есть для детей от 5 до 12 лет это является обязательным, а в случае полета без сопровождения подростков в возрасте от 12 до 16 лет — по желанию родителей. Следует добавить, что практически у всех авиакомпаний данная услуга предоставляется на коммерческой основе и условия перевозки надо уточнять в каждом случае у конкретного перевозчика.
В цифрах
В последнее время перевозка детей без сопровождения под наблюдением авиакомпании активно набирает популярность. Все больше родителей открывают перед своими детьми радость самостоятельных путешествий. Согласно недавней статистике, за три летних месяца 2025 года только Аэрофлот и авиакомпании "Россия" перевезли без сопровождения под наблюдением авиакомпании больше 11 тысяч юных путешественников в возрасте от 5 до 16 лет.
Самыми популярными направлениями для несопровождаемых маленьких пассажиров стали:
"Москва — Владивосток — Москва",
"Москва — Хабаровск — Москва",
"Москва — Сочи — Москва",
"Москва — Новосибирск — Москва",
"Москва — Калининград — Москва".
Получается, что даже на длительных рейсах на Дальний Восток без сопровождения взрослых ребят сотрудники авиакомпании смогли окружить заботой и вниманием, чтобы они чувствовали себя спокойно и комфортно вдали от родителей.
Что представляет собой перевозка под наблюдение авиакомпании?

Тематическая иллюстрация. Фото: Пресс-служба Аэрофлота
Отправляя ребенка одного в воздушное приключение, важно понимать, что сотрудники авиаперевозчика конечно же полноценно не заменят ребенку маму и папу. Задача авиакомпании — обеспечить безопасность и базовые потребности, поэтому над психологической и эмоциональной готовностью маленького путешественника стоит заранее поработать самим родителям. И только им — законным представителям — решать, готова ли их чадо к такому путешествию.
Каковы пошаговые этапы самостоятельного путешествия ребенка самолетом под наблюдением авиакомпании? Во-первых, провожающему вместе с ребенком необходимо своевременно прибыть в аэропорт. Регистрация маленьких пассажиров, которые летят без сопровождения, производится только на стойке регистрации в аэропорту.
Здесь нужно будет предъявить следующие документы:
- проездные документы;
- заполненные бланки заявления и заявки, в которой указаны все необходимые данные (имена, адреса, телефоны) провожающего и встречающего лиц;
- квитанция;
- свидетельство о рождении (для полета по РФ);
- документ, удостоверяющий личность провожающего лица;
- для международных рейсов: загранпаспорт и документы, необходимые для следования в страну назначения (официальную информацию о документах, необходимых для въезда в страну, можно получить только в консульстве той страны, в которую въезжает ребенок);
- документы, которые необходимы для выезда ребенка в случае, если несовершеннолетнего в поездке за рубеж сопровождают не законные представители.
По прошествии регистрации провожающий ребенка законный представитель передает его с необходимым комплектом документов в руки специалиста авиакомпании в аэропорту. Он помогает ребенку пройти паспортный контроль и досмотр, а затем — посадку на рейс. Однако, несмотря на то что маленький путешественник уже находится под наблюдением специалиста, провожающий должен оставаться в аэропорту вплоть до вылета рейса и быть на связи до момента передачи ребенка встречающей стороне. Если у ребенка нет собственного телефона и он не может с вами связаться, при необходимости он может сделать это с помощью сотрудника авиакомпании.
Во время прохождения регистрации на рейс предоставленный комплект документов вкладывается в пластиковый планшет. Планшет с документами надевается на юного путешественника и должен постоянно находиться у него на груди на протяжении всего маршрута перевозки.
По прибытию в место назначения детей, путешествующих без сопровождения под наблюдением авиакомпании, как правило, выводят из самолета последними. У трапа их встречает специалист авиакомпании и сопровождает вплоть до места встречи с принимающей стороной в аэропорту. Заявленный ранее встречающий должен приехать в аэропорт к моменту прибытия рейса и предоставить сотруднику авиакомпании документ, удостоверяющий личность, с фотографией.
Что ждет ребенка на борту самолета?
Понимая, как непросто даются маленьким пассажирам перелеты в замкнутом пространстве самолета с пристегнутыми ремнями безопасности, время пребывания детей на борту стараются максимально разнообразить, предлагая развлечения. К примеру, мультфильмы, художественные фильмы, аудиокниги, музыку и игры. Всё это подбирается с учетом возрастных ограничений.
Кстати, независимо от наличия сопровождения для пассажиров в возрасте от 3-х до 11 лет включительно предусматриваются дорожные наборы, которые традиционно предоставляются во всех классах обслуживания. Опять же, состав и вид таких наборов у каждой авиакомпании разные. Влияют и сезонность, и направления полетов. В Аэрофлоте (компания обновила наборы к началу школьного сезона) на своей практике сообщили, что это могут быть, например, сумки-трансформеры с разными вариантами наполнения: занимательные журналы с заданиями, мини-игры для развития воображения и творческих способностей, канцелярия и сувениры.
А что ребенок будет есть?
Детская требовательность к питанию — насущная проблема многих родителей. В случае, если ребенок летит самостоятельно, беспокойство взрослых может быть особенно сильным. Точно ли чадо найдет в меню что-то, что ему понравится, если дома ребенок ест исключительно макароны или наггетсы? Не останется ли он голодным в длительном перелете? Об этом тоже не стоит переживать, для детей доступна опция бесплатного детского меню. Каждый маленький пассажир на борту будет заботливо накормлен внимательными бортпроводниками.
Однако, для того чтобы ребенок получил специальное детское меню, родителям стоит заранее озаботиться его оформлением. Это же касается предоставления других спецменю по медицинским показаниям или религиозным убеждениям. Также стоит учесть, что существуют определенные ограничения на предоставление спецменю.
По желанию законного представителя при ожидании рейса более трех часов в аэропорту трансферной пересадки для ребенка может быть организовано предоставление питания и напитков.
За границу

Тематическая иллюстрация. Фото: ИА PrimaMedia
Если вы планируете самостоятельный перелет несовершеннолетнего ребенка без сопровождения под наблюдение авиакомпании за границу или из-за границы, важно учитывать возможные ограничения по его самостоятельному перемещению или размещению в гостинице со стороны иностранного законодательства. Это особенно актуально в случае потери стыковки в аэропорту трансфера или задержки отправления рейса.
Законному представителю стоит заранее уточнить правила в посольстве или консульстве другой страны, с территории, на территорию или через территорию которой осуществляется перевозка ребенка.
Возможен ли отказ?
В каких случаях вам могут отказать в предоставлении перевозки под наблюдением авиакомпании или потребовать дополнительных документов? Например, в случае, если у ребенка есть гипс, провожающему стоит заранее озаботиться получением заключения от врача с разрешением пользоваться воздушным транспортом. В отсутствие этого документа в предоставлении услуги будет отказано.
Полностью такая перевозка детей недоступна в тех случаях, когда ребенок нуждается в специализированной помощи. Например, заказе кресла-коляски для перемещения по территории аэропорта, участии взрослого в манипуляциях, связанных с гигиеной и туалетом, медицинских манипуляциях или в ином дополнительном уходе. Во всех этих случаях ребенок может лететь только в сопровождении своего законного представителя — взрослого.
Авиакомпания также оставляет за собой право отказать в перевозке несовершеннолетних детей на международных рейсах в случае, если не соблюдаются требования, предусмотренные правилами государства вылета, назначения или транзита (в соответствии с п. 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации).
А если ребенок заболел?
Как известно, закаляя свою иммунную систему, маленькие дети нередко болеют. Что же делать, если уже после оформления билетов ребенок, как это часто случается, заболел? В таком случае вы можете обратиться в авиакомпанию для переоформления билета на другую дату или рейс.
В соответствии с Федеральными авиационными правилами, болезнь пассажира является основанием для вынужденного отказа от перевозки. Но только при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете. Какие именно потребуются документы — определяет конкретный авиаперевозчик.
Некоторые авиакомпании в этом случае проявляют лояльность и готовы принять различные формы медицинских документов, оформленных на официальных бланках с соответствующими подписями и печатями. Наличие противопоказаний к полету можно зафиксировать в листке нетрудоспособности, в том числе электронном (ЭЛН), а также справка, выписка из амбулаторной или стационарной карты, выписной эпикриз, заключение врачебной комиссии, выписка из журнала обращений в лечебное учреждение, документ, подтверждающий госпитализацию, документ о снятии с рейса, указанного в билете, или об отстранении от полета, выданный в медицинском пункте аэропорта вылета.
Важно, чтобы в документе были указаны противопоказания на период выполнения рейса. Документы, свидетельствующие лишь об обращении вас к медицинскому специалисту с целью признать отказ от авиаперевозки вынужденным, не будут являться достаточным основанием.