PrimaMedia, 10 ноября. В России растет число жалоб на необоснованные блокировки банковских счетов. Поводом для столь жесткой меры может стать наличие реквизитов в базе данных ЦБ РФ о случаях и попытках переводов без согласия клиентов, сообщает ИА PrimaMedia.
По закону "О национальной платежной системе" N161-ФЗ банки могут блокировать карты клиентов или возможности перевода средств для борьбы с мошенничеством, в том числе с дропами (помогают обналичивать или переводить украденные мошенниками средства).
Поводом для блокировки может стать наличие реквизитов в базе данных ЦБ о случаях и попытках переводов без согласия клиентов. Реквизиты попадают в эту базу, если на них жаловались пострадавшие от мошенничества или если от МВД регулятору переданы данные о людях, на которых подали заявление в полицию или если по их делу ведётся следствие.
Также в базу ЦБ и под блокировку могут подпасть добросовестные клиенты в результате продажи криптовалюты, за которую мошенники расплатились украденными средствами.
"Нас тоже беспокоят ситуации, когда добросовестные клиенты попадают под ограничения. И сейчас мы вместе с МВД прорабатываем механизмы реабилитации", — заявили в Банке России.
В том числе планируется реализовать два нововведения. Во-первых, клиенту будет предоставляться информация о сделке, из-за которой произошло блокирование средств, чтобы человек мог обратиться в банк-отправитель и урегулировать вопрос. Во-вторых, если уже возбуждено уголовное дело, то по согласованию с МВД будет даваться информация о подразделении полиции, которое ведет расследование.
Биржа из Владивостока станет базой для финансового центра на Дальнем Востоке В перспективе на этой площадке можно организовать торговлю ценными бумагами Китая и Индии
Важность механизма реабилитации ранее отмечала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. "Для нас принципиально важно, чтобы эффективно работали процедуры реабилитации добросовестных клиентов, у которых заблокированы счета, возможность пользоваться дистанционными услугами, если они действительно абсолютно добросовестны", — говорила глава ЦБ (цитаты по "Интерфаксу", 18+).
Банк России в августе 2025 годавы пустил информационное письмо, согласно которому банки должны предоставлять своим клиентам полную информацию о том, на основании какого именно федерального закона (например, по N161-ФЗ или согласно закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (N151-ФЗ)) клиенту приостановили операции по счетам и картам или ограничили доступ к дистанционному банковскому обслуживанию (например, мобильному приложению). Также необходимо сообщать, в соответствии с какой нормой закона было принято решение и что нужно делать для восстановления обслуживания.