Светланская ул.,1894 г.
Фото: Из открытых источников

Как Владивосток победил Посьет в битве за главный порт и стал городом

Начинаем наш длинный рассказ об урбанизации Приморья - город за городом

В 1860 году территория Приморья была присоединена к России и стала активно заселяться русскими людьми. Но первые русские поселения появились здесь на два года раньше — с момента подписания Айгунского договора 1858 года, согласно которому Уссурийский край оказался в совместном владении России и Китая. Первыми русскими поселенцами в Уссурийском крае стали казаки, основавшие станицы по правому берегу реки Уссури.

Несмотря на то, что поначалу край заселялся с севера, впоследствии основная часть переселенцев стала направляться в Южно-Уссурийский край, более плодородный, с более мягким климатом и удобными гаванями. Морские порты в южной части края стали точками притяжения, поскольку сухопутных дорог в Уссурийском крае в то время просто не существовало. 

Первые русские посты на юге края были основаны в бухтах Владимира (1858, затем перенесён в бухту Ольга), в заливе Посьета (1859) и в бухте Золотой рог (1860). Пост Новгородский в заливе Посьета и пост Владивосток в Золотом роге некоторое время соперничали за право называться главным портом России в данном регионе, но победил Владивосток. Более удобное расположение и удалённость от российско-китайской границы обеспечили ему статус не только главного порта, но и столицы Приморской области. 

Из открытых источников

Корвет Америка и транспорт Манджур бухте Золотой рог, на первом плане - первые постройки. Фото: Из открытых источников

Первые годы

Пост Владивосток был основан 2 июля 1860 года отрядом прапорщика Комарова, высаженного в бухте Золотой рог с борта транспорта "Маньчжур", поэтому первыми зданиями, построенными здесь, стали казарма для солдат, офицерский флигель, склад для провианта. В 1861 году была построена церковь и появилось гражданское население. 

Из открытых источников

Одно из первых изображений Владивостока. Гравюра из французской энциклопедии, 1861. Фото: Из открытых источников

Быстрому развитию Владивостока способствовало то обстоятельство, что практически с момента основания он получил статус порто-франко — свободного порта без таможенных пошлин. Исключение составляли алкоголь и чай. Это привлекло сюда многочисленных коммерсантов, как российских, так и иностранных. Уже в 1865 году здесь проживали, кроме русский и китайских торговцев, американец Купер, англичанин Де Фриз, немцы Кунст и Альберс.

Владивосток стал развиваться, как международный порт. 

Из открытых источников

Чертеж одной из первых казарм, построенных во Владивостоке. Фото: Из открытых источников

Сдерживающим фактором для развития Владивостока, как урбанистического центра, было отсутствие крупных промышленных предприятий, но и этот вопрос был решён. Градообразующим предприятием для Владивостока стали мастерские Военного порта, со временем превратившиеся в судоремонтный завод, а затем в Дальзавод, который был и остаётся крупнейшим промышленным предприятием города. 

Дальзавод начинался с небольших мастерских, основанных в 1864 году начальником Южных гаваней Восточного океана Николаем Шкотом. В 1871 г. мастерские получили статус Адмиралтейства, в 1887 году открылся первый механический цех, а в 1897 году — первый сухой док.

В 1871 году было принято важное для Владивостока решение о переносе сюда из Николаевска главного порта и резиденции губернатора Приморской области. Это окончательно утвердило за Владивостоком статус важнейшего населенного пункта и порта на Дальнем Востоке России.

Из открытых источников

Одна из первых фотографий Владивостока 1860-е гг.. Фото: Из открытых источников

Владивосток очень быстро прошёл путь от поста до города — на это потребовалось всего 20 лет. Основали пост военные, в 1861 году здесь появились первые гражданские жители, а в 1865 году пост превратился в посёлок, где ввели гражданское управление. В 1875 году во Владивостоке было введено городское управление, а в 1880 году он получил статус города.

Население и благоустройство

После получения статуса города, население Владивостока стало быстро расти. Если в 1860-е гг. количество жителей поста не превышало 1 тыс. чел., в середине 1870-х гг. составляло 3 тыс. чел., в 1880 году — около 7 тыс. чел., то через 5 лет после получения статуса города, здесь уже проживало более 13 тыс. чел., т.е. всего за пять лет (1880-1885) численность населения почти удвоилась.

Из открытых источников

Центр Владивостока, 1880-е гг.. Фото: Из открытых источников

До середины 1870-х гг. Владивосток был деревянным. В 1872 году на Первой речке был построен первый в городе кирпичный завод — это было государственное предприятие, предназначенное для строительства портовых и прочих казенных сооружений. Первыми каменными зданиями в городе стали мастерские и цеха будущего Дальзавода и здания Морского госпиталя.

Вскоре появились и частные кирпичные заводы. В 1876 г. китаец Ун Дан-гуй получил подряд на собственное кирпичное производство и поставил 300 тыс. штук кирпичей для порта, которые обошлись гораздо дешевле, чем полученные ранее от казенного завода. Затем во Владивостоке открылись еще несколько китайских кирпичных завода, которые составляли конкуренцию, как госпредприятию, так и друг другу и еще более снизили цену на кирпич. В результате, во Владивостоке стали расти каменные здания.  

Из открытых источников

Панорама Владивостока, 1900-е гг.. Фото: Из открытых источников

Мощным толчком для развития Владивостока стало начало строительства железной дороги в 1891 году. Одновременно с этим началось строительство Коммерческого порта (ныне Торговый порт) и сухого дока, который стал вторым по величине в России. После постройки всех этих сооружений Владивосток вошел в число крупнейших российских портов.  

Из открытых источников

Первый жд вокзал Владивостока. Фото: Из открытых источников

В 1893 году во Владивостоке была построена первая частная электростанция, которая предлагала свои услуги всем желающим. К 1900 году в городе уже было несколько частных электростанций, а в 1912 году открылась первая государственная электростанция — ныне ТЭЦ-1. 

Болевые точки развития

Большой проблемой для Владивостока долгое время был вопрос водоснабжения. Из-за отсутствия вблизи города крупных водоёмов, поблема решалась за счет артезианских колодцев, но воды не хватало. Проекты постройки водопровода разрабатывались с 1890-х гг., но был осуществлен только один — водопровод с Первой речки для железной дороги (1903). Общегородской водопровод был построен только в советские времена после сооружения Седанкинского водохранилища (1936).

Еще одной проблемой Владивостока были дороги. Из-за сложного рельефа городские мостовые и тротуары долгое время находились в плачевном состоянии. Даже мощение главной улицы города Светланской было закончено только к 1900 году. К 1910 году были замощены улицы Китайская, Алеутская, Пекинская, а также на Светланской проложены трамвайные пути. В 1912 году во Владивостоке пустили электрический трамвай — первый в Азиатской России. 

В 1900-1905 гг. развитие Владивостока несколько затормозилось в связи с появлением у него конкурента — Порт-Артура, арендованного у Китая и начавшейся из-за этого Русско-японской войны. После падения Порт-Артура и окончания войны российское правительство направило крупные финансовые средства на укрепление Владивостока и строительство Владивостокской крепости, что привлекло сюда новые рабочие руки и инвестиции.  

В конце ХIХ — начале ХХ вв. население Владивостока росло в геометрической прогрессии. К 1900 году в городе проживало 25 тыс. чел., в 1908 году — 80 тыс. чел., а к 1917 году количество жителей достигло 120 тыс. чел. Владивосток превратился в самый крупный город российского Дальнего Востока.  

223721
Общество