У "Реми" сменился основной владелец: вывески пока менять не будут
10 декабря, 22:21
В Приморье в суд направлено дело о хищении 30,6 млн рублей при реконструкции здания суда
10 декабря, 22:10
Небольшой снег возможен ночью во Владивостоке
10 декабря, 21:51
Прокуратура проверяет работу ответственных за содержание трассы "Душкино - Ливадия" лиц
10 декабря, 21:40
Массовое ДТП возникло на трассе "Душкино - Ливадия" из-за гололеда
10 декабря, 21:00
Полиция выясняет обстоятельства драки в школе Владивостока
10 декабря, 20:20
Владивосток пополнил городской автопарк 14 новыми автобусами МАЗ
10 декабря, 19:40
Авито Работа: люди все чаще готовы менять сферу и приходить в производство
10 декабря, 19:10
Певица Bearwolf из Владивостока сыграет чирлидершу в новогоднем фильме
10 декабря, 19:00
Более 400 рекламных конструкций "вне закона" убрали с улиц Владивостока с начала года
10 декабря, 18:27
Зимний бал во Владивостоке проведут в тематике новогоднего огонька
10 декабря, 18:10
В Приморье резко возрастает число пожаров в новогодние праздники — МинГОЧС
10 декабря, 18:00
Оставь время для наслаждения зимой: выбираем аккумуляторный снегоуборщик
10 декабря, 17:45
Отделение травматологии модернизируют к запуску горнолыжного курорта в Арсеньеве
10 декабря, 17:30
В Минздраве Приморья рассказали о состоянии школьника, на которого упало фортепиано
10 декабря, 17:25

Алексей Ильичев: Дотянуться до Пушкина

Интервью, которого не было
Алексей Ильичев на ЛиТРе-2025. Лекция "Пушкин и море" ИА PrimaMedia
Алексей Ильичев на ЛиТРе-2025. Лекция "Пушкин и море"
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

PrimaMedia, 28 ноября. Большое видится на расстоянии… Вспоминая самое интересное, что было у нас в области культуры в этом году, неизбежно мысленно возвращаешься к ЛиТРу (фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (12+), который в восьмой раз проходил во Владивостоке в октябре 2025 года.

Выбранный организаторами формат лекций и дискуссий позволил обсудить многие актуальные вопросы, связанные и российской и дальневосточной литературой. Тем более что приглашенным на фестиваль спикерам — писателям, ученым, издателям и др., было что сказать. Ведь для многих русская литература стала делом всей жизни.

Пушкиноведа, доктора филологических наук Алексея Ильичева во Владивостоке и в Приморье знают многие. Да и как не знать. Сын известного советского океанолога, академика Виктора Ильичева, который с 1985 по 1990 годы был председателем Президиума Дальневосточного научного центра АН СССР, Алексей Ильичев учился в ДВГУ (Дальневосточный государственный университет, ныне — ДВФУ) на филологическом факультете, в аспирантуре, а затем преподавал в этом вузе. Защитил кандидатскую, а следом докторскую диссертацию, в которых уделил большое внимание творчеству А.С. Пушкина. Много лет работал заведующим научно-организационным центром Всероссийского музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург). И вот недавно вернулся в родной Владивосток.

На восьмом фестивале "Литература Тихоокеанской России" (12+, "ЛиТР"), который проходил в октябре, Алексей Ильичев выступил с лекцией "Пушкин и море" (12+) в рамках первого сезона нового просветительского проекта "Литературная школа библиотек Владивостока" (12+, "Л.Ш.Б.В").

Лекция понравилась. С нее обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов и начал беседу с Алексеем Викторовичем, благо знает его лет 100 (ну, может быть, чуть-чуть меньше). В результате получилось… как у Пушкина в "Песне о Вещем Олеге" (6+): "Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они". О Пушкине, в основном, и говорили.

… Впрочем, разговор

Был славный. Говорили о Ликурге,

И о Солоне, и о Петербурге,

И что Россия рвется на простор.

Об Азии, Кавказе и о Данте,

И о движенье князя Ипсиланти.

(12+, Давид Самойлов, "Пестель, Поэт и Анна")

Словом, некие "Мемуарные заметки пушкиниста" от первого лица (А.И.) с добавлением замечаний от третьего лица (А.К).

"Отечество нам — Царское село" 

А.К. С лекции "Пушкин и море", которая впечатлила тех, кто ее слушал, пожалуй, и следует начать. Подробного пересказа не потребуется. Отсылаем читателей к ленте ИА PrimaMedia, точнее, к заметке "про мирового пушкиниста" (по ироничному определению самого А.И.).  

5685355.pngОдин из ведущих пушкинистов мира открыл "ЛиТР" во Владивостоке

Алексей Ильичев посвятил свою лекцию на литературном фестивале морю и, конечно же, Пушкину

А.И. Сергей Соловьев (директор МБУК "Владивостокская централизованная библиотечная система" и, следует полагать, вдохновитель и организатор проекта о литературе "Литературная школа библиотек Владивостока: Л.Ш.Б.В." — А.К.) — вообще-то мой бывший студент. Он позвонил и сказал, что для создания необходимой атмосферы, нужно дать интервью о предстоящих лекциях проекта на ЛиТРе.

Не прошло и минуты, как позвонила молодая журналистка и забросала вопросами, как я отношусь к идее библиотеки на улице и не скажу ли я, почему у Пушкина дальневосточный характер. Я был очень удивлен. Было понятно, что все вопросы не ко мне.  

Но потом мы разобрались. Первым тему подхватил Ощенко (Владимир Ощенко — известный приморский журналист, какое-то время работавший собкором по Дальнему Востоку газеты Академии наук СССР "Поиск" (16+), на телевидении, в газете "Владивосток" (16+), педагог — А.К.). И через Матюшкина с блеском вывел нас на тему Дальнего Востока.

Матюшкин 

Федор Федорович Матюшкин (1799-1872) — адмирал (1867), полярный исследователь, сенатор.

В 1817 году, как и Пушкин, окончил Царскосельский лицей. В том же году поступил волонтером на флот, где в младших чинах участвовал в ряде кругосветных и полярных экспедиций под начальством В.М. Головнина (в 1817—1819 годах на шлюпе "Камчатка") и барона Ф.П. Врангеля (в 1820—1824 годах).

В марте — августе 1824 года был принят К.Ф. Рылеевым при участии И.И. Пущина в Северное тайное общество и причислен к "морской" управе. В событиях на Сенатской площади в декабре 1825 года не участвовал — принимал участие в кругосветном плавании под началом Ф.П. Врангеля. 

С 1828 года участвовал в блокаде Дарданелл, был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1831 году за участие в морских сражениях получил бант к этому ордену, был пожалован орденом Св. Георгия 4-й степени. 

14 февраля 1837 года на фрегате "Браилов" был дан траурный залп из всех орудий по случаю гибели поэта А. С. Пушкина, который был другом капитана фрегата Ф. Ф. Матюшкина

В 1849 году был произведен в контр-адмиралы, в 1867 году — в адмиралы. Кроме вышеупомянутых, был награжден орденами Св. Станислава 1-й степени (1853), Св. Анны 1-й степени (1861) и Св. Владимира 2-й степени с мечами (1864). 

В 1860 году вступил в комитет по сооружению памятнику великому поэту А.С. Пушкину.

Пушкин вспоминал о нем в стихотворении "19 октября" так: 

Счастливый путь! С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!

В честь Ф.Ф. Матюшкина названы гора Матюшкина (Чукотское море, остров Врангеля) и мыс Матюшкина (Восточно-Сибирское море, Чаунская губа).

А.И. Матюшкин — это с одной стороны, а с другой — каждый год издавался адрес-календарь, и можно было отслеживать, где и кто находится в этом году. А своих-то точно отслеживали.

Поэтому Пушкин знал, что Матюшкин бороздит заполярные моря по пути в Америку. Тут я неожиданно вспоминаю, что Рылеев вообще-то служил правителем канцелярии Российско-американской компании (владел 10-ю акциями компании, в то время как император Александр I владел 20 акциями — А.К.). И тут уже какой-то масштаб прослеживается. Балтика (выход в Атлантический океан) — Камчатка (Дальний Восток) — Америка — Тихий океан.

... и Пушкин

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

(12+, А.С. Пушкин, "19 октября")

А.И. Вот так, постепенно, с подачи Соловьева, а потом Ощенко с его планетарным мышлением я вышел на тему "Пушкин и море". Хотя, может быть, и не вышел бы. Другое дело — тема "Пушкин и Владивосток", но я к ней сам пришел.

Аникушинский Пушкин

А.К. Тема, кстати, благодатная и хорошо разработанная. Во Владивостоке есть улица Пушкина, — можно сказать, маленький Петербург конца XIX века. Есть Пушкинский театр, Народный дом имени А.С. Пушкина. Во Владивостоке умер и захоронен прямой потомок Ганибала внучатый племянник А.С. Пушкина Лев Анатольевич Пушкин (статский советник, вице-губернатор Оренбурга, в годы Гражданской войны Колчак отправил его для лечения в Японию, но во Владивостоке ему стало хуже, его пытались спасти в Морском госпитале, но он скончался). В 1997 году в сквере на Пушкинской улице, рядом с Владивостокским художественным училищем установили бронзовый бюст Пушкина работы известного советского российского скульптора Михаила Аникушина. Но вот когда начали строить Золотой мост, то бюст демонтировали. Временно. Сейчас он стоит во дворе трамвайного депо на улице Никифорова.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

(12+, А.С. Пушкин, "Дорожные жалобы")

А.И. Моя хорошая знакомая заместитель директора по развитию Приморской государственной картинной галереи Светлана Сергеевна Руснак, с которой мы совпадаем в пассионарности, активно включилась в историю с аникушинским бюстом Пушкина.

И вот однажды она мне рассказывает историю хорошо всем известного дома, где в советское время находилась загадочная больница ФТИ для особо почитаемых жителей города.

Изначально это была контора владельцев ГУМа, двух этих немцев из Гамбурга Кунста и Альберса. И оказывается, что вход был в нее был не только со Светланской, но и с противоположной стороны. А там — садик, совсем небольшой. Скорее, скверик, и веранда на входе.

С годами к этой конторке делались разные пристройки, но, к счастью, красивый вид со стороны сквера сохранился, тем более что рядом был построен великолепный храм (Спасо-Преображенский собор — православный храм во Владивостоке, кафедральный собор Владивостокской епархии Русской православной церкви — А.К.).

И вдруг я узнаю, что здание переходит во владение Приморской государственной галереи в качестве филиала Государственного Эрмитажа. И там уже ведутся какие-то перестроечные работы.

И вот у Светланы Сергеевны в процессе всего этого движения (а, может, не у нее — неважно) возникла мысль, а не поставить ли в скверике филиала Эрмитажа аникушинского Пушкина?

из открытых источников

Бюст Пушкина работы Михаила Аникушина. Еще не старом месте. Фото: из открытых источников

И когда Светлана Сергеевна изложила мне это всё, я выкликнул, что это просто совершенно замечательно! Во-первых, не надо будет возвращать бюст туда, где он стоял. Да и места того уж нет. А другое далече. Там теперь какой-то новый скверик организуют, посвященный другим событиям в истории Владивостока. И пускай, очень даже хорошо. А Пушкину — новое место с новыми сюжетами.

Во-вторых, хорошо будет, по традиции, читать стихи Пушкина на его годовщины — день рождения и день смерти. Место — тихое, закрытое, ни гудения машин, ни прочего городского шума. Единственное, что колокольный звон. Благодать Божья, можно сказать. И Пушкин. Правильно это будет.

И тут зазвонил телефон… 

А.К. И тут зазвонил телефон. Звонили по поводу лекции Ильичева в Приморской картинной галерее (пространство на Партизанском проспекте, 12). Там как раз проходила выставка (12+) русского авангарда во главе с Кандинским, и на полях выставки, как модно сейчас говорить, разные специалисты читали лекции по теме выставки или близко к ней. Лекция Ильичева называлась "Пушкин-авангардист". Неожиданно, да?

Всё встало на свои места, когда Алексей Викторович надиктовал телефонному собеседнику (точнее, собеседнице) анонс своего будущего выступления (кажется, анонс был необходим для какого-то буклета).

А.И. Мы все привыкли считать Пушкина родоначальником и основоположником русской литературы и того языка, на котором мы сейчас говорим. Однако нам не всегда приходит в голову, что в действительности в пушкинскую эпоху творчество самого Пушкина воспринималось как совершенно очевидный авангард.

Он нарушал все литературные каноны, и в этом смысле его творчество разворачивалось под знаком, скорей всего, разрушения традиций. Ну и одновременно с этим он, конечно, оказывался создателем чего-то нового. И в этом смысле в более широком историческом ключе можно подумать и о том, как вообще развивается культура от традиций к современности, от классического прошлого к современному авангарду.

ИА PrimaMedia

Алексей Ильичев на ЛиТРе-2025. Лекция "Пушкин и море". Фото: ИА PrimaMedia

Ну, скажем, от Симеона Полоцкого (русский и белорусский духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской (Федора, Ивана и Софьи), а также их единокровного брата Петра (будущего Петра I) от Нарышкиной; основатель школы при Заиконоспасском монастыре — А.К.), который создавал свои рукописные книжки сам, поэтому позволял себе писать стихи и делать к ним рисунки, создавая там самым взаимодействие изображения и слова.

И уже в ХХ-XXI веке Андрей Вознесенский, как ему казалось, изобрел новый жанр, названный им изопоэзией, суть которой заключается в том, что из каких-то слов и строчек получается определенная картинка. А, выходит, нечто подобное уже было, и любой авангард ощутим только на фоне культурных традиций.

Да возьмите тот же ЛЕФ (Левый фронт искусства) и его лидера Владимир Маяковского. Он ведь сам в конце концов придет к Пушкину. Он таки не сможет обойти стороной пушкинскую поэзию, потому что сможет понять и ощутить себя только на фоне классика.

Александр Сергеевич, разрешите представиться. Маяковский.

Может

я

один

действительно жалею,

что сегодня

нету вас в живых.

Мне

при жизни

с вами

сговориться б надо.

Скоро вот

и я

умру

и буду нем.

После смерти

нам

стоять почти что рядом:

вы на Пе,

а я

на эМ.

(12+, В.В. Маяковский, "Юбилейное")

А.К. И ту я вспомнил, что известный литературный критик и литературовед Александр Михайлов в свое время написал очень интересную книгу "Маяковский" (12+) для серии "Жизнь замечательных людей" (12+). Там был такой эпизод: после самоубийства поэта (а Михайлов был убежден, что это было именно самоубийство, и приводил убедительные факты) проводился осмотр комнаты, где произошла трагедия. В частности, была найден сборник произведений Пушкина. Страницы были испещрены карандашными пометками, сделанными Маяковским.

А.И. Выяснилось, что человек, который вместе с другими футуристами придумал фразу: "Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности" (манифест футуристов "Пощечина общественному вкусу", 1912 год — А.К.), каждый день читал Пушкина.

На самом деле это утверждение противоречит, собственно, творчеству самого Маяковского. Когда я стал уже постарше и поумнее, я понял, в чем дело. В данном случае Маяковский, и не только Маяковский, а Цветаева тоже, поняли, что пушкинское творчество — это авангард того времени. Им приходилось пользоваться другим термином, но на самом деле Пушкин не создатель, не основоположник, не икона, не мумия, не монумент, он живой. Вот так они, в принципе говорили!

Воспоминание о Царском селе 

А.К. И опять вспомнился ЛиТР-2025. А именно, круглый стол "Вон из класса. О месте классиков в школьной программе" (12+). Эксперты в области литературы обсуждали, кому из классиков место, а кому не место в школьной программе. Получалось, как в фильме "Старый Новый год" (12+): "Математику — долой, географию — долой, физику — долой! Свобода!" Но это 12-летний мальчик кричал спросонок. А тут взрослые люди… Впрочем, на Пушкина никто не покусился. Мы потом в редакции обсуждали этот круглый стол и пришли к полушутливому выводу, что в школьной программе по литературе нужно только Пушкина оставить. Ибо он и есть отправная точка, а там уж дети сами найдут дорогу к Щедриным и Гоголям, Достоевским и Толстым.

5688447.jpg"Муму", "Тараса Бульбу" и "Записки охотника" — долой? Острая дискуссия на фестивале "ЛиТР"

Эксперты вместе с аудиторией попытались пересмотреть школьную программу по литературе XIX века

А.И. С детьми о литературе нужно как-то по-другому разговаривать. Настроишься на взрослые разговоры, а тут дети, 4-5-й класс. И всё, что ты насочинял, летит в тартарары.

Особенно трогательно это в лицее было (имеется в виду Царскосельский лицей — А.К.). Это вообще была моя первая лекция там. Которую ты сдаешь методисту и так далее.

Вот я готовлюсь. Ах, Лицей, ах, Древняя Греция, ах, Аристотель. Ходим-бродим по лицейским садам. И в процессе беседуем и образовываемся.

Дверь открывается, мы заходим, а там вот такие пацаненки. К концу экскурсии я обтекал потом. Ну, понятно почему. Да потому, что мне пришлось буквально всё сочинять заново. Причем тут же, на месте.

Но, слава Богу, что-то мне помогло, божественное прозрение, определенно. Потому что надо же опереться на их опыт. А какой у них опыт? Только школьный. И это была находка.

Я сказал детям: "Представьте себе, всё, что вы видение вокруг себя, было школой. Наверняка в вашей школе есть актовый зал, где у вас проводятся разные торжества, общешкольные события и прочее. И вот сейчас мы с вами прямо отсюда шагнем актовый зал. Там на стене вы увидите портрет Александра I, по указу которого был основан Императорский Царскосельский лицей. В зале барельеф Минервы, богини мудрости у древних римлян, и сам он сделан как храм Минервы, с колоннами и так далее. Именно этот зал изображен Репиным на его знаменитой картине "Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года" (6+), где юный Пушкин читает стихи Державину. Не падайте сразу в обморок, но в этом актовом зале вы сейчас и окажетесь".

О скальд России вдохновенный

О скальд России вдохновенный,

Воспевший ратных грозный строй,

В кругу товарищей, с душой воспламененной,

Греми на арфе золотой!

(6+, А.С. Пушкин, "Воспоминания в Царском Селе")

И вот открываются двери, дети заходят и, конечно, столбенеют. Всё так, как я им обещал. Тот самый актовый зал — и они в нем. А я говорю: "Здесь проходили даже занятия гимнастикой, танцами, фехтованием, между прочим". Тут у них глаз загорелся. "На переменках, — продолжаю, — они здесь на ушах стояли, совсем как вы в своей школе".  

Понятно, что как-то ключик был найден, и дальше мы двигались уже по классам, и я рассказывал где что происходило.

ИА PrimaMedia

Алексей Ильичев на ЛиТРе-2025. Лекция "Пушкин и море". Фото: ИА PrimaMedia

Потом методистка мне сказала: "Вы нервничали. Но всё нормально получилось. Я понимаю, что вы готовили одно, а получилось другое. Но вы совершенно замечательно справились с этой ситуацией. Я даю добро. Вы можете готовить экскурсии и в других филиалах (имеются в виду филиалы Всероссийского музея А.С. Пушкина — А.К.).

Вот такой опыт пушкинского урока для детей у меня был.

Кино про Пушкина 

А.К. "Вернем Пушкина на пароход современности!" В последние годы активно заговорили о том, что нужно сделать Пушкина понятным для подрастающего поколения. Ну, не понимают они его. Он где-то там (взгляд куда-то в потолок), а они — здесь (озираемся по сторонам). И что делать?

Появляются посредники. "Пушкин не драматург", — говорят они об авторе "Маленьких трагедий" (12+) и "Бориса Годунова" (12+) и начинают сами писать пьески "по Пушкину" — "под Пушкина". Сходит школьник на такой спектакль, а потом на уроке заявляет, что в "Метели" (12+) полковника Бурмина застрелил сторож Терешка в огороде Марьи Гавриловны — за вора принял. И что делал полковник один в огороде в 1812 году? Не иначе как дезертировал. Учительница плачет, деточки смеются. 

Мне вспоминается стихотворение Пушкина "Поэт и толпа" (12+). "Поэт по лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал. Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал". Зачем нам эти вольные песни, рассуждала толпа, какая польза нам от них. Поэт им о высоком, до которого еще дотянуться надо, а им печной горшок дороже мраморной статуи Аполлона Бельведерского.

Да Чернь и не против. Вот только, по их мнению, не им нужно дотянуться до небес, подняться на уровень Поэта, а ему спуститься к ним, на их уровень:

Нет, если ты небес избранник,

Свой дар, божественный посланник,

Во благо нам употребляй:

Сердца собратьев исправляй.

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Но если так вопрос ставится, то ответом тут может служить другое стихотворение Пушкина — "Пророк" (12+)

… И бога глас ко мне воззвал:

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".

А мы не хотим, чтобы глаголом жгли — мы хотим, чтобы патокой поливали, да в удобном мягком кресле в кинозале, да под попкорн и колу. И чтобы всё понятненько, всё пристойненько, всё примитивненько, как в рэпе: два притопа, три прихлопа. И Пушкин такой: "Йо-йо-йо", и Державин на подпевочке.

А.И. Я смотрел фильм ("Пророк. История Александра Пушкина" (12+) — А.К.). Не в кинотеатре. Скачал с большим трудом в Интернете. Честно говоря, после того как увидел рекламу, не хотелось деньги тратить на билет. Однако любопытно.

Посмотрел сцены в лицее. Потом, как он с княгиней Голицыной ночью встретился, словом, как пошла светская жизнь у человека, и всё — мне хватило. Стало ясно, что и дальше будет (как бы жанр точнее определить?) рок-опера, что ли. Или рэп-опера. А что такое рэп? Это, в первую очередь, абсолютная попса! Конечно, во времена Пушкина было то, что можно было бы назвать попсой. Но причем тут Пушкин, извините меня.

ИА PrimaMedia

Алексей Ильичев на ЛиТРе-2025. Лекция "Пушкин и море". Фото: ИА PrimaMedia

У самого Пушкина не было дара импровизации. А рэп требует сочинения на ходу, так что у Пушкина не получилось бы импровизировать публично. И он завидовал тем, кто мог это делать. Мицкевичу, например. И не случайно в "Египетских ночах" (12+) Пушкин импровизатором изобразил итальянца, потому что итальянские импровизаторы были популярны в Европе.

Надобно только, чтоб вы были в моде

— Но если у вас никто не понимает итальянского языка, — сказал, призадумавшись, импровизатор, — кто ж поедет меня слушать?

— Поедут — не опасайтесь: иные из любопытства, другие, чтоб провести вечер как-нибудь, третьи, чтоб показать, что понимают итальянский язык; повторяю, НАДОБНО ТОЛЬКО, ЧТОБ ВЫ БЫЛИ В МОДЕ; а вы уж будете в моде, вот вам моя рука.

("Египетские ночи", А.С. Пушкин. Из разговора Чарского с Импровизатором)

Сейчас 19 октября сделали Днем лицеиста. И все нынешние лицеи благополучно привязываются к пушкинскому лицею. Как будто бы там все Пушкины с одухотворенными лицами. А Пушкин, он там — наверху, над нами. Там и должен оставаться. Чтобы мы к нему тянулись, а не опускали его — "для удобства" — на свой уровень.

65188
43
37