PrimaMedia, 30 ноября. Проблема запаркованности дворов — одна из самых болезненных для жителей Владивостока. Врачам скорой приходится вручную сдвигать автомобили, чтобы проехать к больным, а роженицы не могут дождаться помощи. Пока город ищет выход в ужесточении нормативов для застройщиков, на Дальневосточном строительном форуме (18+) эксперы строительной отрасли высказали мнение, что такой подход может не только не решить проблему, но и создать новые — в частности, сделать жилье дороже для всех. Они предложили альтернативный путь, основанный на мировом опыте.
Дискуссия развернулась вокруг проекта новых парковочных нормативов. Согласно предлагаемым изменениям в Правила землепользования и застройки, для большинства районов может быть установлена норма 1 машино-место на каждую квартиру, тогда как в зонах комплексного развития территорий (КРТ) сохранится прежний показатель — 0,5 места на квартиру.
"Стоимость парковочного места высока из-за технологии изготовления"
Коммерческий директор СЗ "Сити Комплекс" Екатерина Кустова высказалась против предлагаемого ужесточения парковочных нормативов. По её мнению, этот подход не только не решает ключевую проблему с парковками во дворах, но и создаёт порочный круг, в конечном счёте ударяя по карману всех покупателей жилья без исключения.
"Стоимость парковочного места настолько высока из-за технологии изготовления, что не каждый житель, приобретающий квартиру, может себе позволить его приобрести", — констатировала Кустова.
Спикер пояснила, что строительство подземного паркинга — это сложный и дорогостоящий технологический процесс, который значительно удорожает проект. Эти затраты девелопер вынужден закладывать в стоимость квадратных метров. Однако на практике спрос на сами парковочные места оказывается крайне низким.
"На собственных проектах мы видим, что люди не готовы покупать парковочное место. Заселясь в дома, они не готовы приобретать их даже в аренду", — привела данные Кустова.
По её мнению, возникает парадоксальная ситуация: застройщик строит дорогую инфраструктуру, которая не окупается, а жители, отказываясь от её использования, продолжают парковать автомобили в соседних дворах, лишь усугубляя проблему уличных заторов.

Парковки во дворах, тематическое фото. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia.ru
"За парковку платят даже те, у кого нет машины"
Екатерина Кустова заявила, что скрытую стоимость невостребованных парковочных мест в конечном итоге оплачивают все покупатели квартир, даже те, у кого никогда не будет автомобиля.
"Приобретая квартиру, мы понимаем, что где-то там, не покупая парковку, мы за нее все равно заплатим", — сказала спикер.
По её словам, строительство машиноместа — это сложная инфраструктура с учётом подъездных путей и инженерных коммуникаций, где общая площадь на одно место достигает 25-30 кв. метров. Когда спрос на покупку парковочных мест низкий, девелопер не может компенсировать эти затраты только за счет их прямой продажи. Чтобы проект в целом оставался рентабельным, расходы на паркинг распределяются и включаются в стоимость каждого квадратного метра жилья в доме.
При этом, по оценкам Кустовой, от 50% до 60% жителей новых домов не владеют автомобилями, но вынуждены несправедливо нести финансовое бремя за инфраструктуру, которой никогда не будут пользоваться.
Главное последствие для рынка, по словам спикера — общее удорожание строительства. Это ведет к двум ключевым негативным сценариям для города: снижению доступности жилья из-за роста стоимости "квадрата" и потенциальному сокращению ввода нового жилья, поскольку удорожание проектов может сделать некоторые из них экономически нецелесообразными.
Развитие транспортной инфраструктуры Владивостока: глава ЦОДД — о перехватывающих парковках Павел Васильев рассказал о том, где они могут появиться, сколько автомобилей будут вмещать и как получить льготы
Международный опыт: почему японский сценарий для Владивостока не работает?
В поисках решения проблемы спикер обратилась к зарубежной практике, наглядно показав, что простое копирование любых моделей без учета локальной специфики обречено на провал. В качестве примера она привела Японию, где существует жёсткое правило: нельзя купить автомобиль без документально подтверждённого места для его парковки.
"Такое решение сработает, если хорошо развита транспортная доступность. В отсутствии транспортной доступности, конечно, нет", — отметила Кустова.
В противовес она описала принципиально иной тренд, набирающий силу в странах Европы и США, — освобождение городского пространства от автомобильной зависимости. Например, в Детройте (Мичиган, США) на площади бывшей парковки разбили городской парк, а в Сиднее (Австралия) автомобильную магистраль заменили трамвайной линией и пешеходной зоной.
"Мой посыл в том, что было бы неплохо идти в этом направлении", — резюмировала она.

Парковка, тематическое фото. Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia.ru
Парковка — это неэффективно. Что предлагают девелоперы?
Финальный тезис Екатерины Кустовой был посвящен фундаментальной неэффективности парковок как способа использования городской земли. Спикер утверждала, что проблема не в количестве машиномест, а в ошибочном подходе к планированию среды.
"Пространство города должно служить дворам, детским площадкам, паркам. Парковка — это неэффективное использование городской среды", — заявила Кустова.
Выход из этого тупика, по её мнению, лежит не в административном ужесточении нормативов, а в кардинальном пересмотре транспортной политики. Необходимо системное развитие города, где приоритет отдается созданию комфортной и надёжной сети общественного транспорта, развитию пешеходной инфраструктуры и внедрению сервисов мобильности — от велопрокатов до каршеринга.
"Развивая общественный городской транспорт, мы подойдем к тому, что автомобиль станет предметом роскоши, а не необходимостью", — заключила Екатерина Кустова.
Камеры начнут фиксировать нарушения остановки и парковки во Владивостоке с декабря Глава ЦОДД отметил, что в первую очередь это касается зон, где размещены запрещающие знаки
Напомним, специальные комплексы фото— и видеофиксации нарушений правил остановки и стоянки автомобилей могут заработать во Владивостоке уже в следующем месяце.