PrimaMedia, 25 декабря. Нового года в СССР ждали с трепетом, превосходившим даже волнение ребёнка перед собственным днём рождения. Ведь именно в эту ночь, когда за окном играла метель, а в доме пахло мандаринами и хвоей, казалось, что весь мир замирает в предвкушении чего‑то доброго, неизбежного и волшебного. Вернуться в то время уже невозможно, но окунуться в атмосферу ушедшей эпохи шанс ещё есть.
Сразу две камерные выставки "Новогодние "Cоветы" (0+) и "Уют зимнего застолья" (0+) развернулись в Антикварной галерее "Раритет" во Владивостоке. Игрушки и открытки с полувековой историей, предметы быта и детали интерьера, создающие атмосферу настоящего зимнего праздника — в репортаже ИА PrimaMedia.
Посетители галереи могут видеть редкие ёлочные игрушки 1950–1990-х годов частной коллекции и новогодние открытки, а также предметы декоративного искусства XIX–XX веков, которые позволяют проследить, как менялась праздничная культура и какие традиции сохранялись сквозь десятилетия. Каждая вещь здесь рассказывает свою историю — будь то тщательно сохранившееся золочение на старинной чашке или отпечаток времени на игрушке, которой уже полвека.
"Мы собрали подлинные предметы, начиная с XIX века, чтобы показать, как красивые бытовые детали формируют атмосферу тепла и делают обычный вечер праздничным", — рассказала руководитель выставочных проектов Антикварной галереи "Раритет" Арина Фомичева.
Экспозиции наглядно отражают советские практики празднования Нового года, погружая посетителей в культурный и исторический контекст эпохи. Советский праздник, как в принципе и сейчас, складывался из простых, но значимых деталей: украшение ёлки, выбор игрушек, подписи на открытках, ожидание чуда. Всё это формировало особое ощущение, предвкушение, отделённое от повседневной рутины и наполненное смыслом.
Эхо СССР и следы ушедшей эпохи: чем живёт антикварный рынок Владивостока Руководитель выставочных проектов галереи "Раритет" рассказала, что пользуется популярностью и как бороться с подделками
К началу XX века Новый год в Российской империи уже был устоявшимся зимним праздником, тесно связанным с Рождеством и календарными традициями. Ёлки, украшения, подарки и открытки формировали его визуальный и эмоциональный образ. Однако после революции 1917 года праздник был радикально переосмыслен: религиозные и дореволюционные смыслы исчезли, уступив место новому светскому содержанию, рассказали в галерее.
Рождественские образы сменили Дед Мороз и Снегурочка, а красная звезда стала главным украшением на вершине ёлки. Сама ёлка перестала быть сакральным объектом и превратилась в элемент государственной и семейной эстетики. Этот новый язык отражался в игрушках и открытках: в 1930–1940-е годы они были сдержанными и символичными, а в 1950–1960-е наполнились образами науки, авиации и космоса.
Постепенно Новый год стал одним из самых личных праздников советского времени. Он позволял то, что редко допускала официальная риторика, — радость, ожидание чуда, тёплые семейные чувства. Переосмысленный, но не утраченный праздник пережил смену эпох и идеологий. Часто само ожидание Нового года — поиск продуктов, выбор подарков, открыток и ёлочных украшений — приносило не меньше радости, чем праздничный вечер.
"Мы каждый год стараемся в разном формате показывать коллекцию наших игрушек. Она, конечно, к сожалению, для нас уменьшается, но зато обретает новый дом в чьих-то коллекциях", — отметила Арина Фомичева.
Дополняют коллекцию более современные европейские украшения, а также фарфоровые новогодние работы мастеров Центра прототипирования "ТриА" под руководством приморского художника-керамиста Евгения Лапо.
Настольная экспозиция объединяет предметы разных эпох и стран: чайные пары, самовар, потешные литровые чашки эпохи процветания Кузнецовской фабрики, а также необычный графин с петушком. При наливании жидкости петушок "увеличивается" за счёт оптической иллюзии, а при выливании — возвращается к прежнему размеру. Удивляет не только возраст предметов, но и их сохранность: золочение дошло до наших дней без какой-либо реставрации. Это говорит и о высоком качестве производства, и о бережном отношении владельцев — предметы создавались надолго и служили нескольким поколениям.
В этом году ёлочные игрушки разместили прямо на декоративных панно — раньше их хранили в чемоданах, поэтому самые яркие и необычные экземпляры теперь бросаются в глаза сразу при входе. В экспозицию также вошла игрушка с заметными следами времени. Реанимировать ее пришло в голову дизайнеру галереи Маргарите: советское стекло украсили бархатной присыпкой. Одной из ключевых частей экспозиции стала картина Анастасии Медведевой, на которой изображен дореволюционный Владивосток. Художница-современница создала зимний сюжет, передающий праздничную атмосферу.
Елочные игрушки из СССР продают за бешеные деньги в Приморье: в чем секрет Местный коллекционер Ирина Кейчина рассказала, что нарваться на подделку очень легко
Особого внимания заслуживают фигурки лошадей — символа 2026 года, выполненные из фарфора и бронзы. Отдельный раздел посвящён новогодним открыткам Российской империи. Многие из них подписаны, снабжены почтовыми штемпелями и позволяют буквально "прочитать" эмоции людей прошлого — их тёплые пожелания и личные слова. В коллекции представлены открытки, отправленные из разных уголков страны — тогда ещё Российской империи.
"Мы не вчитывались в каждую открытку, поэтому каких-то закономерностей выделить сложно. Но они невероятно очаровательны, особенно учитывая их возраст. Открытки выпускались в разных странах, есть даже экземпляры на английском языке. Особенно трогает, что видно, как в Российской Империи поздравляли с Рождеством по европейскому образцу — например, на английском языке, 25 декабря, как это принято в Европе", — подчеркнула Арина Фомичева.
Кроме того, в галерее действует новогодняя почта: каждый посетитель может подписать праздничную открытку и отправить тёплое поздравление близким, поддерживая живую традицию новогодней переписки. Выставка будет работать и в дни новогодних праздников.


































