PrimaMedia, 25 декабря. К началу 2026 года издательство МИФ готовит выход книги "Мифы и легенды Беларуси" (18+) известного фольклориста Елены Левкиевской. Это необычное собрание народных мифологических рассказов, записанных в XIX–XX веках, в которых Бог и черт вместе создают мир, мертвецы встают из могил, а лес и вода остаются живыми и опасными пространствами. Книга продолжает серию "Мифы от и до", знакомя читателей с малоизвестной, но самобытной мифологией братского народа. Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
Белорусская мифология редко оказывается в центре внимания — и тем ценнее появление этого издания. В отличие от привычных "пантеонов" и пересказов сказок, книга Елены Левкиевской предлагает читателю подлинные народные тексты: былички, поверья и легенды, зафиксированные этнографами у крестьян, охотников, пасечников, мельников. Это не литературные обработки, а живые рассказы — порой наивные, порой пугающие, но всегда предельно образные.
Мир в этих текстах устроен по принципу народного дуализма. Земля создается Богом и чертом вместе, но результат их труда различим сразу: божественное — цельное и правильное, чертово — кривое, опасное, неполное. Например, волк появляется как ошибка нечистой силы, медведь — как наказание за насмешку и пьянство, а вихрь на дороге оказывается не природным явлением, а "чертовой свадьбой", сметающей все на своем пути.
Отдельное место в книге занимают персонажи, возникающие после смерти: колдуны, ведьмаки, некрещеные дети. Они не просто пугают — они объясняют, почему мир устроен именно так, почему землю "перекрещивают" дорогами и железными путями, почему граница между живыми и мертвыми требует постоянной защиты. В этом мире опасно забыть перекреститься, оставить одежду без знака креста или нарушить запрет — последствия могут быть вполне буквальными.
Важно и то, что сборник снабжен научным контекстом. Елена Левкиевская, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, профессор ЦТСФ РГГУ, исследователь славянской традиционной культуры и мифологии, культурной антропологии, этнолингвистики и фольклора, автор более 360 публикаций, аккуратно объясняет происхождение сюжетов, не разрушая их магию. Комментарии помогают понять, где перед нами общеславянский мотив, а где — локальная белорусская традиция Полесья, Минщины или Гродненщины.

Обложка книги "Мифы и легенды Беларуси". Фото: предоставлено издательством МИФ
"Мифы и легенды Беларуси" могут быть интересны не только исследователям фольклора, но и широкому кругу читателей: тем, кто увлекается мифологией, историей повседневности, темной стороной народной культуры. Эта книга — возможность увидеть мир глазами людей, для которых лес был населен существами, вода — хозяевами, а зло и добро не были абстракциями. В свет вышел не просто сборник мифов, а редкое путешествие в живую народную картину мира, где прошлое по-прежнему смотрит прямо на нас.
Предлагаем читателям познакомиться с несколькими короткими отрывками из книги "Мифы и легенды Беларуси":
Черт создает волка
После сотворения света черт сделал волка из дерева, но такого большого, как коня. Пришел к Богу и говорит: "Хорош ли будет?" — "Э, нет, слишком большой". Черт снова стругал, стругал, сделал как хорошего жеребенка и принес Богу, а Бог говорит: "Все еще слишком большой!" Так он снова давай стругать и выстругал уже как раз. Принес Богу, Бог говорит: "Теперь хороший". Тогда черт крикнул: "Куси, волк, Бога!" А Бог: "Куси, волк, черта!" Волк сунулся к черту, а тому негде спрятаться, тут, где стоял, уцепился за ольху и был разодран. Теперь вот как сдерешь кору на ольхе, там древесина красная, а это кровь черта.
(Волковысский у. Гродненской губ., Federowski, s. 191, № 726)
Колдун насылает порчу на человека
А то еще и в живот залезают [черти]. Вот у нас в Ольховке, в Бялице, залез в пузо и галдит. В деревне Якимовке сидит там [в животе человека] и копошится. А как он туда залезет? Так это вот как: он в воду вскочит в некрещеную, а она [женщина] выпьет. А то зевает, да рта не перекрестит, а он [черт] туда. <...>
(Гомельский у. Могилевской губ., Романов, 1891/4, с. 9)

Н. Гоголь «Вий». Иллюстрация Р. Штейна, 1901 г. Иллюстрация в книге "Мифы и легенды Беларуси". Фото: скриншот из книги "Мифы и легенды Беларуси"
Вихрь — это чертова свадьба
Как ветер крутит столбом вверх сухой песок и всякий мусор, то не сам по себе, а это им так орудует черт, который едет со свадьбой. Черт как разгуляется, то из ветра делает такую вьюгу, что кусок леса повалит, хаты и гумна разбросает, а как найдет на него безумие, то он сделает страшную кручу. Круча все [в себя] берет, что попадает по дороге: забирает овечек с пастухом на поле или выпьет всю воду из озера вместе с рыбой, да и пойдет в тучи.(Речицкое Полесье, Pietkiewicz, 1938, s. 19)

Полет ведьм на Лысую гору. Гравюра И.И. Матюшина по рисунку Г. Бролинга, 1874 г. Иллюстрация в книге "Мифы и легенды Беларуси". Фото: скриншот из книги "Мифы и легенды Беларуси"
Сатана прикован в аду цепями
Пекло — это огромная гора на краю света. При приближении к нему издалека слышно, как люди стонут, и видно, как дым из него валит, а на всех дорогах к нему грешники возы с кусками смолы на себе волочат. Если бы кто вошел в середину, то увидел бы посреди пекла Люцифера, привязанного к столбу двенадцатью цепями. Поодаль от него стоят котлы с душами, а остальные так, и без котлов валяются. Снизу печет их огонь, сверху горящая смола льется. В этих котлах находятся все короли, паны, ксендзы — им было на этом свете хорошо, так за то на том свете плохо. Около пекла мужики с топорами работают: рубят, смолу возят в пекло и кладут под котлы.
(Волковысский у. Гродненской губ., Federowski, s. 15, № 39).