Владивосток, 28 ноября, PrimaMedia. Приморский край всегда являлся домом для десятков народов - русских, украинцев, корейцев, татар, армян, азербайджанцев, узбеков и многих других. В последнее время приток иностранцев еще более увеличился, что связано с привлечением на стройки саммита АТЭС десятков тысяч временных рабочих. Не нарушится ли от притока мигрантов согласие народов и религий, которым издавна гордится Приморье? С этим и другими вопросами корреспондент РИА PrimaMedia обратился к заместителю председателя общественно-консультативного совета при Управлении федеральной миграционной службы России по Приморскому краю Виталий Станиславчук.
- Виталий Викторович, вы работаете в консульско-регистрационной службе Дальневосточного федерального университета и общаетесь с большим количеством иностранных студентов. Существует ли опасность возникновения конфликтов на национальной почве в ВУЗе, где будут обучаться около семи тысяч молодых людей разных национальностей и вероисповеданий?
- Я давно занимаюсь интеграционными процессами в российском обществе и придерживаюсь той точки зрения, что в последнее время ощущается нагнетание националистических настроений. Это огромная проблема, бороться с этим нужно средствами просвещения, проводить лекции, семинары, по телевизору и в печатных изданиях рассказывать о культуре того или иного народа. Если говорить о ДВФУ, и той его части которая строится сейчас на острове Русском, то там будут жить не только православные христиане, но и католики, мусульмане, буддисты, и все они захотят ходить в церковь. Вполне возможно, что на Русском острове появится такое место, где будут действовать храмы разных религий. Это будет правильно, потому что произойдет объединение на духовном уровне, религия будет играть роль стимулирующего фактора, чтобы не было национальной вражды. В проекте этого нет, но места на острове достаточно, будет строиться вторая очередь университета, и вполне вероятно, что моя идея осуществится. Вряд ли представители разных церквей будут возражать против соседства на острове. В мире известно немало примеров, когда храмы разных религий стоят неподалеку друг от друга, на соседних улицах, и это ни у кого не вызывает возмущения.
- Как вы относитесь к идее строительства мечети во Владивостоке?
- Я не вижу в этом ничего плохого, появление мечети не приведет к росту негативного отношения к носителям ислама или к росту экстремизма, как внушается молодежи. Наоборот, мечеть покажет достоинства ислама. Большей части молодежи, к сожалению, внушается мысль о том, что мусульмане плохие, что на самом деле не соответствует истине. Давайте вспомним Татарстан, Башкирию, это мусульманские республики, в которых никто не притесняет христиан. У России накоплен огромный опыт межнационального и межрелигиозного сотрудничества. В годы войны в одном окопе могли оказаться последователи разных религий, но все они просили своих богов об одном, о победе над врагом. Конечно, имеет место территориальный фактор, там, где больше русских, там больше православных храмов, и наоборот.
- Сейчас в Приморье много трудовых мигрантов, и коренное население относится к ним с настороженность и недоверием. В чем причина таких настроений?
- Сегодня к нам из стран ближнего зарубежья приезжают люди, совсем не знающие культуры России, и даже, я допускаю, не слишком хорошо знающие культуру своего народа. Они-то и создают негативное впечатление о мусульманском мире.
Кроме того, имеет место осознанно нагнетаемая в Приморье "мигрантофобия", если можно так выразиться.
Почитайте заголовки статей в СМИ: "Узбек изнасиловал русскую девушку", "Азербайджанец застрелил россиянина". Такие уроды и преступники есть в каждой нации. Тогда нужно писать и другие заголовки, например, "Русский изнасиловал русскую девушку", но этого почему-то не делают. Конечно, в Приморье не хватает рабочей силы, мигранты нам нужны. Но они не должны сюда просто приезжать и искать работу, в край должны приезжать квалифицированные специалисты с каким-то багажом знаний. В этом мы могли бы взять пример с США и других стран. Главное, чтобы не было градации по религии и национальности, эти процессы нужно очень грамотно квотировать.
- А как вы относитесь к тому, что во Владивостоке мигранты трудятся дворниками, отнимая работу у студентов?
- Сегодняшние студенты вряд ли будут работать дворниками, их больше привлекает офис. Да, люди старшего поколения не считали зазорным поработать в свободное от учебы время на стройке, на разгрузке вагонов, дворниками. От этого они не отошли от той профессии, которую получали в вузе, и стали грамотными, востребованными специалистами.
- Может ли ситуация с трудовыми мигрантами в России пойти по "французскому сценарию"
- Вряд ли, ведь там проводилась явно провалившаяся политика мультикультурности. Например, Франция никогда не была многонациональной страной, у нее были колонии. А народы России уже более 500 лет живут бок о бок друг с другом, у нас было интеграционное объединение, которое и сегодня не распалось, а просто трансформировалось. В Советском Союзе не было таких проблем, была развита национальная дружба. Противоречия возникли после распада СССР, но это тоже со временем пройдет и процесс перейдет в иное качество.
- Во Владивостоке все чаще можно увидеть молодых женщин из стран Средней Азии с маленькими детьми на руках. Это позитивное явление?
- Дети это всегда хорошо, и тут неважно какой они национальности. Но необходимо понимать, для чего они приехали в Приморье - разово заработать или остаться тут. А если оставаться - то не для того чтобы заработать денег, а еще и влиться в российское общество, понимать культуру и ценности России, и внушать это детям.
Стремиться к знаниям, заканчивать курсы, училища, университеты как самим, так и детям, чтобы стать полноценным членом общества.
Со стороны контролирующих органов нужна разработанная программа, кого именно приглашать в Приморье, чтобы наполнить край квалифицированными рабочими и специалистами.
- Насколько оправданы пророчества о "цунами гастарбайтеров", которое может обрушиться на Приморье после окончания строительства объектов АТЭС?
- Опасения, что возникнут проблемы с отправкой временных рабочих с острова Русский, или что все они захотят остаться в Приморье, необоснованны. Прорабатывается и реализуется механизм отправки, который прописан в договорах, у этих людей закончатся визы и разрешения на работу, им здесь просто не позволят остаться. Кроме того, у многих гастарбайтеров есть семьи, дом, родные, близкие на родине. Люди приехали сюда, чтобы работать, получить деньги и уехать. Если кто-то и захочет остаться в Приморье, то это будут единицы.
- Значит, угрозы превращения приморского "миграционного потока" в "миграционный потоп" не существует?
- Президент Дмитрий Медведев на встрече с муфтиями России сказал, что он не допустит межнациональной розни в стране. И это верно! Да, было время, когда русским пришлось бежать из некоторых стран бывшего Советского Союза из-за национальной вражды, но сейчас это прошло. И сегодня мы должны строить свои отношения не на частных случаях, а на глобальном подходе к проблемам миграции. Приморские диаспоры открыты, они не хотят вражды, не хотят межнациональной розни и любой может обратиться к ним. Вражды хотят экстремистские группировки, которые не помнят ужасов экстремистских и националистических взглядов и убеждений из истории, не помнят уроков Второй мировой войны, а видят перед собой лживые лозунги и не более того. Хочется посоветовать таким людям, открыть учебник истории и почитать его.