Динамично развивающийся Владивосток не может быть городом-музеем. Бездумная консервация губит исторические комплексы зданий. Вместе с тем подход к обновлению "лица" краевого центра должен быть деликатным, а не основываться на принципе "чего изволите-с?" Такое мнение в беседе с корр. РИА PrimaMedia высказал архитектор, директор компании "ТЕКТОН ПЛЮС" Иосиф Эйдис.
- Вопрос действительно достаточно сложный. С одной стороны – хотелось бы, чтобы у Владивостока сохранилось его историческое лицо. С другой стороны, город нельзя превращать в музей. Есть города-музеи, конечно, но это совершенно другая категория городов. Владивосток – город динамичный, он всегда был таким – пожалуй, одним из наиболее динамичных городов России, - отметил архитектор.
В связи с этим вопрос собственно о сохранении "исторического лица" Владивостока – также неоднозначен, считает Иосиф Эйдис.
- И вопрос этот сводится скорее не к нашим желаниям, не к нашим "хотелкам", а все диктует экономическая ситуация. Вот почему у нас погублены многие исторические комплексы Владивостока? Вот совершенно бесценным комплексом была небезызвестная "миллионка". И он сейчас погиб. Потому что очень долго к ней относились наши органы охраны памятников истории и культуры, скажем так, со схоластической позиции. "Вот здесь должно быть так, как было когда-то, на 100%!" Это значит, что и технологии реконструкции, реставрации должны быть теми – вплоть до того, что дерево надо тесать топором. И составы штукатурок, составы отделочных смесей должны строго соответствовать тем, что были в конце 19-го века.
- А чьи эти здания, кому они принадлежат? От них стали все открещиваться. Вот вроде люди взяли, а потом попали в это прокрустово ложе – нельзя вот этого, и этого нельзя, и вообще ничего нельзя. А что можно? "Вот вы предлагайте, а мы будем смотреть, можно это или нельзя". С одной стороны, правильно. Но с другой – люди туда вкладывали деньги, а деньги должны как-то назад вернуться с прибылью, естественно. А те технологии не позволяют, это чисто музейные вещи. И вот результат – столкнулись два интереса, и никто не хотел уступать. А законодательной как таковой, серьезной законодательной базы – не было. Все так и свелось к говорильне. А пока мы говорили, здания разрушились, - констатирует собеседник агентства.
По мнению Эйдиса, прекраснодушные рассуждения – "Вот, мы хотим, чтобы Владивосток сохранился!" - не очень соотносятся с реальностью. Ведь лицо города меняется, хотим мы этого или нет.
- Вот сколько мы ругали здание напротив Серого дома – "Фреш Плаза". А ведь привыкли. Здание, к тому же, не имеет никакой помпезности, просто стеклянная коробка. Она как бы растворилась – вроде есть, а вроде и нет. Не совсем хорошо, что оно там стоит, нос этим мириться можно. Ведь, в конце концов, жизнь – это искусство компромиссов.
- А вот надстройка над магазином на углу Океанского проспекта - ТЦ "Центральный" - вот там сталагмиты вот эти нагородили, а можно было бы сделать это не так назойливо. Выпендриться захотелось, "хочу так!". Вот ему "хотелось", а мы – смотрим, - отметил архитектор.
В случает с мансардами над "Центральным", считает Иосиф Эйдис, нет "архитектурной деликатности" в реконструкции здания.
- Так же, как и нет деликатности с отелем "Хаятт". Пришло начальственное лицо, сказало: "Вот здесь будет гостиница!" И никто не вякнул – ни власть, ни "архитектура". И вот сейчас мы на нее смотрим. Вот изящнейшее сооружение – Золотой мост. Сколько было полемики: "Чужеродная вещь в структуре центра города!" А ведь когда построили – красиво! Совершенно современное сооружение, а как оно гармонирует с комплексами эпохи модерна улицы Светланской. Великолепно просто! И тут – на тебе! - этот "сундук" влез (отель "Хаятт" - ред.), потому что так начальник захотел, - отметил Эйдис.
Вместе с тем, по мнению собеседника агентства, неудачные примеры изменений исторических зданий и возведение "новоделов" не к месту не может служить оправданием "консервации" городской среды.
- Нельзя из города делать музей, город должен динамично развиваться. Но подходить к этому мы должны очень деликатно. Вот пример: появление моста. Вписался, и все. И не найдется сейчас человека, даже из тех, кто ругал его поначалу, который скажет сейчас, что мост – это плохо. И "Фреш Плаза" - все-таки вписалась. А ведь есть примеры и неделикатного подхода – те же сталагмиты на "Центральном" и напротив них – "сундук" "Хаятта", - резюмировал архитектор.
В качестве положительного примера сосуществования "старого" и "нового" в застройке эксперт отметил Иерусалим.
- Я наблюдал в Иерусалиме – казалось бы, святая святых, тысячелетия истории! – в самом центре, где Стена плача, там застройка настолько древняя, древнее не бывает. И вот среди руинированых зданий стоит совершенно современное здание из бетона и стекла, но оно сделано таким образом, что ты его попросту не видишь. Оно не является "бельмом", "заплатой", нет диссонанса. Весь Иерусалим – это белый камень, и оно облицовано тем же самым белым камнем, и стекло отражает высокое израильское небо. И ни одному чиновнику там не пришло в голову сказать "низзя!", - поделился впечатлениями Иосиф Эйдис.
По мнению эксперта, очень многое в достижении "деликатности" при обновлении городской среды зависит от архитектора.
- Если архитектор относится к своему ремеслу с позиции "что изволите-с?", то эту позицию некоторых представителей нашего цеха я считаю вредной, пагубной. "Клиент всегда прав!" Извините, не всегда прав! На то ты, парень, и учился, на то ты и работал, приобретал профессиональный кураж. И где же твой кураж, когда клиент говорит: "А я хочу так!" "Чего изволите-с?" Так что вина здесь – на представителях нашего цеха, на их беспринципности. А иногда и на низкой квалификации, - подытожил Иосиф Эйдис.
Справка: Иосиф Борисович Эйдис, архитектор, директор компании ООО "ТЕКТОН ПЛЮС" (архитектурное и рабочее проектирование, дизайн интерьеров: коттеджи, дома, жилые и общественные здания, градостроительные комплексы).
Родился в 1944 году. Окончил Усть-Каменогорский Строительно - Дорожный институт в 1971 году. Жил и работал в Магадане, Хабаровске, Владивостоке. В 1991 году создал свое проектное бюро.
Награды, премии: Третий ДВ фестиваль "Зодчество -99 - 1 место по разделу "Проекты";
Второй ДВ конкурс "Архитектурные имена 2004 - Диплом 1 степени; Пятая межрегиональная специализированная выставка-ярмарка "Современный дом - 2004 - Диплом 1 степени;
Второй Дальневосточный конкурс "Интерпроект-2004"- Диплом "ГРАН-ПРИ".