Поддержать налоговыми льготами бизнес Приморья наравне с иностранными инвесторами предлагают депутаты фракции КПРФ. Пока данная инициатива не получила одобрения у губернатора, но такие меры помогут уже работающим предпринимателям выдержать конкуренцию с новыми предприятиями, которые будут работать по нулевой ставке налога. О своем видении развития Приморья, больших обязательствах, которые берет на себя регион, и проблемах моногородов в эфире PrimaMediaLIVE рассказал депутат Законодательного собрания Приморского края, член комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам Евгений Бочаров.
- Евгений Валентинович, давайте поговорим о налоговых льготах. Являются ли для инвесторов, которых мы так ждем, льготы на 5-10 лет достаточным стимулом, чтобы вкладывать деньги в регион?
- С точки зрения налогового администрирования льготы очень хорошие. Обнуляется налог на имущество, на прибыль, причем на длительный период – от 5 до 10 лет.
Но мы уже 2 года говорим о том, что к нам должны прийти инвесторы. Где они? Нет инвесторов.
Я не считаю инвестиции в игорную зону инвестициями в Приморский край. Этот закон должен быть направлен на развитие экономики. Мы губернатору предложили свой вариант. Я вносил поправки, но заключение Владимир Владимирович дал отрицательное, посмотрим, что скажут депутаты.
Во-первых, если мы хотим развивать здесь серьезное инновационное производство с высокотехнологичными рабочими местами, сумма вложений должна быть соответствующей. Моя поправка заключалась в том, чтобы это было 500 млн рублей на 5 лет вместо 150 млн. Тогда реально что-то создать. В то же время мы предлагали губернатору распространить эти льготы на местных предпринимателей.
- То есть, тех, кто уже работает?
- Да, тех, кто работает. Я не понимаю, почему не услышана наша позиция. Ведь получается, что тот, кто зайдет, например, в сельскохозяйственный сектор, за счет того, что у него не будет налогов, по сути, "выдавит" с этого рынка тех, кто сегодня работает, кто годами создавал эти предприятия, давал рабочие места людям, получал свой урожай. Они вынуждены будут уйти, потому что их задемпингуют ценами с учетом низких налоговых ставок.
Мы предложили губернатору рассмотреть вариант, если наш предприниматель создает новые рабочие места, условно от 100 до 1 тысячи, то такие же льготы ему предоставлять.
Мы мотивировали это тем, что, в первую очередь, это выгодно муниципальному образованию. Часть доходов будет идти на развитие территории. Второе – это обеспечение занятостью.
- А вот, кстати, на эти цели средства в бюджете есть?
- В 2013 году должно было начаться строительство дороги "Владивосток-Находка", но этого не произошло. Откуда же возьмутся деньги? На сегодняшний день государство, федеральный центр все больше и больше давит на регионы. Уходят от того, чтобы муниципалы во что-то вкладывали деньги. Поэтому сегодняшняя позиция такова, что все деньги, которые в крае есть, в первую очередь, это зарплата, а все остальное - потом.
Но если посмотреть, сколько у нас незавершенных объектов саммита… У меня есть материалы проверки Счетной палаты. У нас треть объектов было не завершено на момент окончания проведения саммита. А давайте поговорим о содержании мостов. За чей счет их содержать? Если за счет края, он обанкротится с такими затратами – по 2 млрд рублей выделять на мосты. Если передать Золотой мост Владивостоку, он тоже его не вытянет.
То есть край на себя вешает все больше и больше обязательств, которые не дают ему развиваться.
Я бы не тешил себя мыслями, что игорная зона или проекты больших угольных терминалов в Фокино, Суходоле, Находке всерьез помогут Приморью. Кроме того, что они нарушат нам всю экологию, это ни к чему другому не приведет. Сегодня необходима модернизация железнодорожных путей. Можно заявлять сколько угодно, построить терминалы хоть через каждые 100 метров на южном побережье, но если Уссурийский узел не обладает соответствующей пропускной способностью, это ни к чему хорошему не приведет. Сначала нужно модернизировать железнодорожные пути.
Люди, которые вкладывают деньги в терминалы, хотят вернуть часть этих денег завтра, а не послезавтра, через 5 лет, через 30 лет. Я все-таки думаю, что в Приморском крае неправильно поставлен вектор развития.
- А вот Дмитрий Медведев накануне заявил, что не надо цепляться за тотальную занятость, что люди должны быть готовы сменить место работы и место жительства. Может быть этим принципом лучше руководствоваться?
- Вы как раз сейчас хорошо сказали – люди должны быть готовы сменить место работы, вот Дмитрию Медведеву уже давно пора сменить место работы. Как председатель правительства может такое заявлять? Я даже комментировать это, честно говоря, не хочу.
- А что в таком случае с моногородами делать? Где рабочих мест мало, а людей много.
- Дело в том, что моногорода в советское время создавались как крупные предприятия, которые работали в основном на оборонную промышленность. За 20 лет применения моногородам не нашлось. Переквалифицировать их профиль никто не будет, потому что это требует колоссальных вложений. Нет государственной программы по развитию моногородов. Точнее программа есть, но моногорода Приморья почему-то туда не попадают. Но давайте все-таки подождем результата. Нельзя все деньги краевого бюджета вкладывать во Владивосток, это неправильно и с точки зрения экономики, и с точки зрения справедливости.
- Последние месяцы в Заксобрании обсуждается очень оживленно введение должности бизнес-омбудсмена в Приморском крае. На Ваш взгляд, нужна ли такая должность и необходимо ли поддерживать работу бизнес-омбудсмена из бюджета?
- Я выступал против. Не против бизнес-омбудсмена, а против того, чтобы создавать очередной чиновничий аппарат, который "сядет на шею" краевому бюджету. Ведь с таким же успехом мы можем завтра создать аппарат при уполномоченном по правам ребенка.
Если мы хотим, чтобы бизнес-омбудсмен отстаивал права предпринимателей, пусть работает напрямую с бизнесом, зачем же огораживать себя кучей чиновников? Конечно, у меня есть еще ряд спорных моментов относительно кандидатуры самого бизнес-омбудсмена в Приморском крае.
- На Ваш взгляд, кандидатура должна с депутатами согласовываться?
- Во-первых, я считаю, что эта кандидатура должна назначаться не губернатором, а Законодательным собранием, потому что не может бизнес-омбудсмен отстаивать интересы бизнеса перед своим работодателем. Я полагаю, что это должен быть человек, который назначается, во-первых, Законодательным собранием, во-вторых, он должен проходить широкое обсуждение в бизнес-кругах. Вот этого на сегодняшний день в законе нет, и в процедуре назначения этого тоже нет.
- А что касается отчетности, там моменты прописаны, перед кем должен отчитываться?
- Закон Приморского края прописывает бизнес-омбудсмену столько полномочий, сколько нет ни у следственного комитета, ни у прокуратуры, ни у Заксобрания вместе взятых. Там чуть ли не до возбуждения уголовных дел… То есть очень много спорных вопросов. Но самое главное, федеральный закон не закрепляет необходимости именно на освобожденной основе делать бизнес-омбудсмена. Есть у нас, куда тратить деньги. Завтра мы можем создать уполномоченного по правам врачей, по правам учителей – это более незащищенная категория, в том числе и в Приморском крае. Так к чему мы придем? Мы всех посадим на чиновничьи должности, а деньг-то в бюджете от этого больше не станет. Поэтому я считаю, что это неправильно.
- Вы в Законодательном собрании входите в состав оппозиционной фракции КПРФ, все время высказываете свое особое мнение. А были ли случаи, когда к этому мнению прислушивались?
- Я могу сказать так: самое интересное в Законодательном собрании заключается в том, что, наверное, 80% депутатов, если не больше, согласны с тем, что мы говорим. Мы же в кулуарах тоже общаемся между собой. Но по тем или иным причинам, которые не буду, конечно, называть в эфире, они не могут эти мысли поддержать. Хотя, безусловно, есть моменты, в первую очередь они связаны с социальными программами, по которым удается убедить представителей парламентского большинства поддерживать и наши идеи.