МОСКВА, 16 февраля, PrimaMedia. Программу развития отрасли представил в Госдуме министр промышленности Виктор Христенко, сообщает «Газета.Ru».
По словам Христенко, в 2007-2009 годах из госбюджета на развитие судостроительной отрасли будет выделено 29,5 млрд рублей. Еще 18,5 млрд в те же сроки будет потрачено из инвестиционных ресурсов самих судостроительных предприятий на развитие верфей и модернизацию мощностей. А в период с 2010 по 2015 годы судостроительная промышленность получит 171,2 млрд рублей, в том числе из госбюджета - 117,1 млрд. По словам Христенко, реализация стратегии приведет к обеспечению российских Вооруженных сил необходимыми кораблями и к сохранению наших позиций на мировом рынке военно-технической продукции.
Помимо этого будет постепенно увеличиваться объем экспорта гражданской продукции судостроительной отрасли до 2% от мирового рынка.
Виктор Христенко сообщил, что для оздоровления отрасли производственные мощности планируется сконцентрировать в трех регионах. В частности, планируется создание Северного, Западного и Дальневосточного центров судостроения, каждый из которых будет иметь собственную специфику.
Так, Северный центр будет специализироваться на создании средств освоения континентального шельфа. При этом центр будет сохранять свою роль в строительстве и ремонте АПЛ для Военно-морского флота. Западный центр сконцентрируется на транспортных судах, в том числе ледового класса. Третий, Дальневосточный центр, займется гражданскими судами и средствами освоения шельфа, сохранив возможность строительства и ремонта судов Тихоокеанского флота. Также планируется отделить инжиниринговые центра от производственных.
«Меры, направленные на развитие судостроительной отрасли, сочетают в себе регулирование как в общеэкономическом разрезе, так и на отраслевом уровне, - пояснил Христенко. - С точки зрения промышленной политики важно, что эти два множества зачастую пересекаются. При этом нужны тонкие точечные меры, и это характерно как для судостроения, так и для других отраслей промышленности». К таким мерам министр отнес принятие нулевых ставок НДС на импортное оборудование, в тех случаях, когда нет российских аналогов, субсидирование процентных ставок по кредитам отечественных банков при постройке судов. Еще одной важной мерой может стать софинансирование тех инвестиционных проектов, которые связаны с модернизацией производственных мощностей.
Участники рынка официально программу не комментируют, однако видят в ней ряд недостатков. Представитель крупной судостроительной компании пояснил «Газете.Ru» основные проблемные моменты программы: «С совершенствованием нормативно-правовой системы мы согласны, она прорабатывалась совместно с предприятиями, но есть претензии к программе реструктуризации предприятий». В первую очередь критикуется идея разделения проектно-конструкторских бюро и производства. По мнению специалиста, в такой ситуации ПКБ не будут заниматься гражданкой, а сконцентрируются на военных разработках. Углубление в военную сферу приведет к закрытию отрасли от иностранных инвесторов, как стратегической.
Таким образом, будет нанесен серьезный урон развитию гражданского судостроения страны.
Второй проблемой по мнению собеседника «Газеты.Ru» является выделение Дальневосточного судостроительного центра. По проекту, в него будут входить предприятия исключительно Приморского края. Лишь в далеких планах упоминается включение в центр предприятий Хабаровского края. Специалисты же считают, что поднимать следует весь Дальний Восток комплексно. «Холдинг должен изначально быть межрегиональным», - считает участник отрасли. По его мнению, Дальний Восток может подняться за счет сотрудничества с предприятиями центра и запада России. Таким образом, по мнению специалиста, стратегия структурной оптимизации отрасли требует серьезной доработки.