Топливо в Приморье значительно подорожало с начала года. Особенно сильно подскочили цены на дизель и на самую популярную марку бензина – АИ 92. Эксперты предупреждают, что повышение цен будет продолжаться, сообщает РИА PrimaMedia.
Если сравнивать цены на заправках во Владивостоке с начала года и на конец марта, можно заметить, что практически не изменилась цена только на дорогие марки. АИ 98 стоит в среднем 38 - 38,5 рубля за литр. АИ 95 подорожал, но не сильно, на 30 копеек. Его средняя стоимость, по данным Приморскстата, во Владивостоке – 33,86 рублей за литр.
Очень сильно подорожал бензин самой популярной марки – АИ 92. Цена взлетела на рубль-полтора. Теперь даже на заправках "Роснефти" за него придется выложить 33,80 за литр, на АЗС "Приморнефтепродукта" - 34,60.
В таблице приведены цены на топливо на трех основных заправках Владивостока в декабре 2013 года и в конце марта 24 года.
декабрь |
разница |
Роснефть |
НК Альянс |
Бензо |
|||
март |
|||||||
АИ 92 |
32,50 |
1,30 |
33,50 |
1,10 |
32,50 |
1,30 |
|
33,80 |
34,60 |
33,80 |
|||||
АИ 95 |
34,70 |
0,30 |
35,70 |
0,30 |
35,20 |
0,30 |
|
35,00 |
36,00 |
35,50 |
|||||
АИ 98 |
38,00 |
38,50 |
|||||
38,00 |
38,50 |
||||||
ДТ |
35,80 |
0,50 |
36,50 |
36,50 |
1,50 |
||
36,30 |
36,50 |
38,00 |
Подорожал перед началом посевных и дизель. Но не везде. Теперь литр ДТ стоит на АЗС "Роснефти" 36,30. А на АЗС "Бензо" - до 38,00. В прочем, по краю дизельное топливо местами даже подешевело, цена упала в 10 городах и районах, более всего в Арсеньеве - на 1.7%.
Как сообщает Приморскстат, только за последние две недели повышение цен на бензин марки АИ-92 зарегистрировано в 20 из 32 городов и районов Приморья, на бензин марки АИ-95 - в 18. Более всего цены выросли в Лазовском районе: бензин марки АИ-92 подорожал на 2.4%, бензин марки АИ-95 на 1.4%.
В среднем, по краю потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо составили на конец марта: марки АИ-92 – 33,69 рубля, АИ-95 – 35.57рубля, дизельного топлива – 36,14 рубля за литр.
Как считают эксперты, подорожание продолжится. По данным газеты "Известия", за март цены в Дальневосточном федеральном округе выросли на 0,5% по отношению к январю текущего года. Аналитики объясняют рост стоимости на топливо увеличением экспорта нефтепродуктов, резким снижением курса рубля с начала года, а также тем, что цены на заправках догоняют резко скакнувшие ранее оптовые цены на топливо, которые в различных регионах с начала года выросли от 15 до 22%.
С ноября 2012 года по февраль 2013 года объем поставок высокооктанового бензина на внутренний рынок составил 11,4 млн тонн, в тот же период 2013–2014 годов эта цифра уменьшилась на 400 тысяч тонн, до 11 млн. В то же время существенно вырос объем экспорта бензина при незначительном росте уровня его производства. С октября 2013 года экспорт автобензина составил 1,46 млн тонн, притом что в тот же период 2012–2013 годов компании вывозили из страны на 529 тысяч тонн меньше качественного бензина (0,93 млн тонн).
При сокращении предложения бензина на внутреннем рынке на фоне плановых весенних ремонтов НПЗ как в центральном регионе, так и на Дальнем Востоке независимые продавцы бензина начинают активно скупать биржевое топливо, что приводит к росту цены на торговых площадках, а также к росту отпускных оптовых цен на НПЗ крупных нефтяных компаний. В итоге главной причиной роста розничных цен нефтяники называют резкое повышение бензиновых цен в опте, которое рынок наблюдает с начала текущего года.
АЗС "Роснефти" декабрь - март, Фото с места события собственное. Автор фото: Ален Абашев, РИА PrimaMedia
В ФАС заявляют, что пока наказывать нефтяников антимонопольщикам не за что, поскольку цены на бензин растут ежегодно перед весенней посевной, а также в связи с ростом спроса на топливо среди автолюбителей. Текущий рост цен на заправках, по его оценкам, соизмерим с общим ростом индекса цен потребительской корзины в стране. Однако в ФАС обещают, что в случае резкого роста цен на АЗС компании будут наказаны.
По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, розничные цены растут с отставанием от оптовых примерно в диапазоне от двух недель до двух месяцев.
"Скачок цен на АЗС обусловлен ростом курса доллара и евро по отношению к рублю, а также ростом акциза на бензин. И цены, увы, продолжат рост, так как нет рыночных факторов, которые его сдержат", — отмечает эксперт.
По его словам, негативный тренд на бензиновом рынке — это существенное сокращение маржи независимых продавцов автомобильного топлива из-за высоких оптовых цен и не поспевающей за ним розницы: их прибыль снизилась с традиционных 15–23% до 10–15%.
НК "Альянс" во Владивостоке, Фото с места события собственное. Автор фото: Ален Абашев, РИА PrimaMedia
По оценкам участников рынка, рост цен на бензин по итогам года может составить 10–15% вместо прогнозируемых ранее Минэнерго 4,5–5%, или по уровню инфляции. Представители Минэнерго, несмотря на резкий рост экспорта бензина и сокращение предложения его на внутреннем рынке, продолжают успокаивать рынок.
"В настоящее время компании продолжают формировать необходимые запасы топлива к 1 апреля в соответствии с рекомендациями Минэнерго России, что позволит успешно пройти период ремонтов нефтеперерабатывающего оборудования на крупнейших российских заводах", — отметили в пресс-службе ведомства.
АЗС "Бензо", Фото с места события собственное. Автор фото: Ален Абашев, РИА PrimaMedia
По оценкам директора по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаила Турукалова, рост цен на АЗС может продолжиться, так как рентабельность независимых продавцов бензина — исходя из текущих биржевых цен на топливо — приблизилась к нулевой. Главными индикаторами роста цен на заправках он назвал весенний спрос на топливо, плановые ремонты крупнейших НПЗ, а также существенный рост экспорта бензина, в результате которого снизилось предложение на внутреннем рынке.