Для успешной реализации проекта агломерации Владивостока необходимо решить демографические проблемы региона. Речь идет не только о количестве жителей Приморья, но и о наличии высококвалифицированных специалистов, которые могли бы развивать производство. Об этом, а также о самых привлекательных инвестиционных проектах и последствиях "украинского кризиса" рассказала в беседе с корр. РИА PrimaMedia председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы Владивостока, доктор экономических наук Ольга Ворожбит.
- Ольга Юрьевна, как вы относитесь к идее создания городской агломерации Владивостока? Она должна сформировать принципиально новую инвестиционную привлекательность и потребительский потенциал региона. Реально ли это?
- Разговоры о создании агломерации во Владивостоке ведутся уже давно. На мой взгляд, мегаполис, появившийся на Дальнем Востоке в результате объединения муниципальных образований, безусловно, полезен. Это будут уже и другие муниципальные финансы, и другое управление, которое позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы. На сегодняшний день главы муниципальных образований обособлены, в результате чего администрации Приморья сложно решать поставленные перед краем задачи. Например, в рамках агломерации упростился бы вопрос о выдаче земли для многодетных семей.
Нужно понимать, что агломерация – это ключ к новым возможностям. Наивно было бы полагать, что инвесторы побегут к нам сразу после того, как произойдет объединение территорий. Но такие инструменты, как программа развития Дальнего Востока, налоговые льготы или преференции по земельному налогу во Владивостоке, в рамках агломерации усилят привлекательность Приморья.
- С какими трудностями, по вашему мнению, столкнется Владивосток на пути к агломерации?
- Если агломерацию рассматривать просто как объединение территорий, то она становится бессмысленной. Нужно сделать так, чтобы агломерация была интересна высококвалифицированным специалистам, чтобы она стала культурным, политическим, экономическим центром Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому самая главная проблема – демографическая. И дело не только в количестве, но и в качестве. Региону необходимы высококвалифицированные специалисты. Мы говорим о нефтепереработке, о переработке газа, но, к сожалению, у нас пока не достаточно своих собственных квалифицированных кадров по этим направлениям. Что касается расстояния, то оно не является серьезной проблемой, главное – правильно организовать все экономические процессы.
- Но ведь в Приморском крае готовят специалистов…
- Обученный специалист и специалист с опытом работы – это все-таки разные вещи. Нам нужна основа. Невозможно, чтобы работу на предприятии начинали вчерашние студенты. Выпускники должны подниматься по карьерной лестнице ступенька за ступенькой, а не брать в руки бразды правления сразу после выпуска.
- Приморские крупные предприниматели нередко жалуются на то, что власти не видят в них серьезных игроков и, соответственно, привлекают инвесторов либо из-за рубежа, либо из центральной части России. Как вы считаете, почему так происходит? И что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию?
- На самом деле, это не совсем так. Потому что наши существующие крупные предприятия в основной своей массе работают на госзаказе, то есть они получают деньги из бюджета. Наверное, неправильно сказать, что это в чистом виде предпринимательская деятельность. Проблема заключается в том, что наши предприниматели хотят получать льготы и преференции под уже существующую деятельность, а не под новые проекты. Если они предложат инвестиционный проект, который будет удовлетворять всем критериям, то ни региональные власти, ни муниципалитеты этому препятствовать не будут. Инвестиции предполагают создание новых мест, вложение новых ресурсов в развитие, то есть это должно расширить существующие сектора, а не быть логическим продолжением того, что существует.
- Но ведь если инвестор не местный, то тогда и деньги в регионе не остаются?
- У нас есть много компаний, владельцами которых являются не жители Приморского края. Но если компания через филиал, дополнительный офис или представительство осуществляет свою деятельность на территории региона, то налог на прибыль и налог на имущество остаются в бюджете, ну и, конечно, основа регионального бюджета – это налог на доходы физических лиц. Если предприятие создано на территории Приморья, то все доходы от НДФЛ никуда не уйдут. Действительно, дивиденды остаются за инвестором. Но, по сравнению с тем, что я перечислила, это не так уж и много.
- Какие инвестпроекты на территории Приморья являются, на ваш взгляд, самыми значимыми? Почему?
- Приморский край представил два проекта в рамках программы развития Дальнего Востока. Эти проекты действительно являются основными, в первую очередь, потому что они подтверждены финансово. Еще когда изначально была принята программа Дальнего Востока, я сказала, что бюджет не может финансировать все, что прописано в этой программе. В результате мы и пришли к финансированию предпринимательскими структурами.
Из нужных проектов, которые не вошли в программу, я бы отметила рыбный кластер. Я считаю, что работа по его созданию должна быть завершена, потому что такой инвестиционный проект необходим Приморью. К тому же нельзя забывать о том векторе развития, который наметился уже давно, я говорю о нефтепереработке и переработке газа. Теперь нужно сделать так, чтобы эти виды деятельности стали доходообразующими. Если говорить о стратегическом развитии, то нельзя забывать о туризме.
- Например, об игорной зоне?
- Игорная зона – да. Можно сказать, нам выпал джекпот – все налоговые доходы от игорной зоны будут оставаться в бюджете нашего региона. Создание и развитие игорной зоны для нас в приоритете, потому что это позволит увеличить доходную часть и улучшить развитие жизни в нашем регионе.
- Согласно новой программе развития, Дальний Восток до 2025 года планирует привлечь 2,9 трлн рублей частных инвестиций. Как вы считаете, реально ли это в связи с так называемым "украинским кризисом"? Пойдут ли к нам иностранные инвесторы, кроме китайских?
- Естественно, что санкции и "украинский кризис" имеют свои последствия. И в этой связи, даже если бы инвесторы некоторых государств и хотели прийти к нам, то есть определенные межстрановые соглашения, которые не позволят этого сделать. Но с другой стороны, говорить о том, что китайских инвесторов будет недостаточно – неправильно. Если у китайской стороны будет заинтересованность в представленных проектах, то Китай вполне сможет полностью обеспечить необходимые по программе инвестиции. На сегодняшний день, у нас с Китаем развиваются очень интересные отношения. Все это также связано с российским желанием отойти от зависимости от иностранных валют и созданием национальной платежной системы.
- Вы не считаете, что, если Китай станет главным инвестором, он начнет диктовать свои правила?
- Опасность есть, потому что монополия всегда приводит к такой экономической "диктатуре". Но в нынешней ситуации России необходимо развиваться и укреплять свои позиции. И так вышло, что на сегодняшний день сотрудничество с Китаем – самое перспективное.