Успешному ИТ-проекту всегда есть место в Приморье – Андрей Мищенко

О том, как превратить любой кризис в новые возможности, в эфире PrimaMedia LIVE рассказал гендиректор и совладелец компании "Ронда" (ВИДЕО)
Русский MeetUp
Андрей Мищенко. Фото: Балашов Антон, РИА PrimaMedia

Успешному ИТ-проекту – с оригинальной идеей и грамотной реализацией – всегда найдется место в Приморском крае, считает гендиректор и совладелец компании "Ронда" Андрей Мищенко. О том, как любой кризис превратить в новые возможности, зачем "вкладываться в молодежь" и как учить смену, предприниматель рассказал в эфире PrimaMedia LIVE.

Справка: "Ронда Лимитед", расположена во Владивостоке. Занимается разработкой программного обеспечения с 1995 года. Продукция компании "Ронда" востребована известными во всем мире брендами: Motorolla, Intel и другие. Также ПО, разработанное во Владивостоке, используют в видео- и фотокамерах Sony, Nikon, Samsung.

 Слишком много корней

- Андрей Владимирович, ваша компания производит программное обеспечение, востребованное по всему миру, география партнерства у вас впечатляющая.  Вы не опасаетесь каких-либо очередных санкций или эмбарго?

- Заказчики и потребители наших продуктов находятся по всему миру, это и Америка, и Азия, и вообще много стран. Все, кто работает за пределами России, опасаются санкций, но мы все-таки надеемся на разумный подход нашего правительства и наших партнеров. В плане бизнеса политическое напряжение не должно повлиять. По крайней мере, в плане технологического бизнеса, который не связан ни с военной отраслью, ни с чем-то подобным.

- Я вспоминаю такую историю: когда на экраны вышел фильм Питера Джексона "Властелин колец", очень много моих знакомых в ИТ-сообществе с большой гордостью говорили, что наши "владивостокские пацаны", ранее уехавшие в США, делали там компьютерную графику для фильма. Почему компания "Ронда" до сих пор базируется в  Приморье?

- Прежде всего, основатели компании родились и живут во Владивостоке. Во-вторых, здесь неплохое место в плане расположения компании -достаточно удобно работать с американскими заказчиками, так как по расстоянию в  часовых поясах мы находимся близко к Калифорнии. С другой стороны, рядом Азия, рядом большая производственная база, рядом большой рынок сбыта. Это помогает нам достаточно эффективно работать и предлагать решения как для Америки, так и для Азии. Многие американские заказчики, кстати, удивляются, когда узнают, что мы - в России. Они говорят: "Россия – это же так далеко, далеко от Азии". А мы говорим, чтобы они посмотрели на карту и увидели, что и Япония, и Корея, и Китай - совсем рядом.

- Можно предположить, что ваша привязка к Владивостоку, Приморскому краю, к Российской Федерации также вызвана и тем, что ваши сотрудники также живут здесь?

- С одной стороны, сейчас, в XXI веке рынок в области ИТ становится до определенной степени виртуальным - в некоторых областях все равно, где сидит программист. Мы же стараемся заниматься вещами более сложными, теми, где недостаточно просто компьютера и интернета. В частности, что касается имиджинга или области видеоаналитики, то здесь требуется определенное оборудование, нужно оборудовать лабораторию для работы, требуется команда, требуются определенные наработанные технологические аспекты.

Можно, конечно, взять и перевезти все Таиланд. Но у людей есть семьи, дети, кто-то захочет, кто-то не захочет… Если бы мы создавали компанию с нуля, теоретически возможно было бы открывать офис где угодно. Но если есть сложившаяся команда… И лично мне Владивосток нравится. Можно съездить в Таиланд или еще куда угодно - отдохнуть. Но в плане жизни Владивосток лично меня вполне устраивает.

- То есть у "Ронды" - слишком много корней, слишком длинная история, так просто, волюнтаристским решением – не переехать?

- Да, мы работаем давно, были и взлеты и падения. До конца 2008 года у нас в компании уже было около 300 человек, 250 из них были программистами. Но случился кризис, были сложности у Motorolla, у других американских заказчиков. Нам пришлось "ужаться". Но кризис помог нам развиться и верифицироваться. Мы вложились в разные направления, и в итоге - до сих пор работаем и развиваемся.

Кризис – это возможность

 - Уже совсем скоро во Владивостоке стартует Дальинфоком-2014, будут поводиться итоги  конкурса проектов-стартапов UPSTARTER CONTEST. Если я правильно понимаю, все идеи у участников идут в контексте того, как на этом заработать, построить бизнес, "продаться", и это - нормальная мировая практика, насколько мне известно. Ваша компания или вы лично интересуетесь венчурными инвестициями?

- На самом деле -  так получилось, что жизнь заставила. В конце 2008 года, когда случился кризис, у нас упал объем заказов, у нас освободилось от работы достаточно большое количество людей, нам пришлось даже немного сократить штат. Но в то же время мы оставили достаточно много людей, у которых не было оплачиваемых проектов на тот момент - для того, чтобы попробовать развивать разные направления. По сути, мы выступили сами для себя инвесторами, мы вложили ранее заработанное в создание своих продуктов, в частности, вложились в направление видеоаналитики, разработали несколько конкурентных продуктов в этой области. Сейчас эти продукты доступны, они продаются.

И эта тема - со стартапами, инвестированием - достаточно  интересна и для меня лично, и для нашей компании. Сейчас мы согласились поучаствовать в разных конкурсах стартапов с тем, чтобы посмотреть, что есть, что у нас в городе рождается.  И это, может быть, проинвестировать, где-то, может быть, помочь с другими ресурсами. У нас большая компания, мы знаем, как выполнять именно коммерческие проекты. У нас сейчас есть несколько заказчиков, которые, по сути, являются стартапами. Но проблема в том, что у них прекрасные идеи, есть деньги, их инвестировали - но у них нет опыта коммерческой разработки. Они способны были сделать прототип, который можно было показать инвесторам и получить деньги. А дальше - самое сложное: из этого прототипа сделать коммерческую систему.

И здесь мы можем помочь не только в плане идеи, но и в плане реализации. Когда уже есть идеи, есть деньги, у нас есть программисты, которые могут описать требования, как можно сделать дизайн, как можно все это реализовать так, чтобы результат был качественный, в срок, в рамках бюджета и т.д.

- Это очень интересно, потому что обычно у нас как-то все наоборот в сознании у людей. "Мы-то, конечно, гении, мы все придумаем, но "упаковочку сделать" – это уже надо иностранцев привлечь, они на этом собаку съели". А в вашем случае – по-другому?

- Одним из первых наших заказчиков была Motorola, и до сих пор мы с ней работаем, уже более 15 лет. Этот опыт помог нам выработать разные практики, которые позволяют выполнять большие проекты, и выполнять проекты в срок,  качественно. Например, когда мы еще только начинали работать с Motorola, еще была эра пейджинга.  В отличие от сотовых телефонов, в пейджинге необходима более надежная работа. Если выпускается партия пейджеров и оказывается, что там ошибка, всю эту партию нужно вернуть, а это очень большие деньги. Поэтому большое внимание уделяется качеству.

- В этой же студии мы беседовали с Максимом Голишевым, активнодействующим бизнес-анеглом. Он сказал нам, что таких венчурных бизнесменов сейчас в Приморье около десяти, и порядка 30 владельцев компаний, которые пока как-то присматриваются, смотрят – "как да что". Как вы считаете, региональный бизнес в Приморье в целом созрел, накопил ресурс для того, чтобы по большому счету рискнуть?

- Похоже, что так. По моим наблюдениям достаточно крупных компаний, которые определенные деньги уже заработали, сейчас смотрят, как бы им двигаться дальше - как по  профильным направлениям, так и вкладывая деньги в какие-то бизнес идеи, связанные, в том числе, и с ИТ.

 - И на что надеются эти компании?

- По большому счету, это - увлечение, драйв внутренний, который людей и заставляет рисковать. Есть какие-то вещи, которые приносят удовольствие. Если ты вложил деньги в какой-то стартап, и он "выстрелил", понятно, ты заработаешь. Но это - не главное, не основное. Главное то, что ты был причастен к созданию Google, например. Это достаточно сильная мотивация для любого бизнесмена.

Понятно, что тут достаточно много надо рисковать, много делать выбора. Есть 100 стартапов, а надо выбрать один, попробовать угадать, посмотреть, поверить, что именно эти ребята смогут сделать действительно интересное. Тут надо быть готовым к ошибке, к работе по менторингу. Чтобы не просто  - "выбрал, вложил денег, а дальше - плывите, куда хотите"  - а где-то подсказать, где-то помочь. Я считаю, что ситуация сейчас на рынке подходящая для всего этого.

Русский программист – по сути, гений

- В начале лета ваши коллеги и вы говорили о том, что назрела необходимость создания региональной ассоциации IT-компаний. Причиной создания ассоциации было, в том числе, и необходимость как-то обеспечить отрасль кадрами. Мне, далекому от ИТ-сферы человеку, представляется, что сейчас есть огромное количество молодых людей, которые родились уже "с мышью в руке", и еще и учатся на программистов. Откуда же кадровый голод?

- Есть несколько аспектов. В целом - не такое уж и большое количество выпускников. Второй момент:  часть людей старается уехать куда-нибудь - Москва, Питер, заграница. Часть людей по окончании образования решает, что это не так уж и интересно. Хотя они и "родились с мышкой в руке", играть они любят, образование получить тоже надо… но заниматься потом разработкой программного обеспечения не всем интересно оказывается. И еще один нюанс: качество выпускников не всегда отвечает современным потребностям.

Вот есть Индия и Китай, но у них подход несколько другой. Они берут массой. То есть  они берут проект, например, на 100 человек. Из 100 человек 10 сильных, все остальные - средние и ниже среднего. Таким образом, они за счет количества человек могут выполнять работу.

У нас подход несколько другой. Каждый русский программист – это, по сути, гений. И у нас не получается выполнять большие проекты, где нужны в основном "рабочие лошадки". Уроссийских программистов достаточно большой творческий потенциал, они могут что-то очень сложное придумать. У нас нет цели превращаться в Индию или Китай, у нас население не такое большое, и мы понимаем, что мы не сможем растить компанию до тысячи человек. Поэтому мы стараемся выполнять проекты, где не требуется 100 человек. Мы стараемся браться за проекты, где не требуется количество людей, а требуется опыт, экспертиза и достаточно сложные наработки, которые не позволяют любой компании в Индии или где угодно сесть и то же самое сделать. Это интеллектуальная работа,  которая ведется много лет, достаточно много сделано людских вложений, которые позволяют добиться успеха в выбранной нами области.

- Можно представить, что в одночасье специалиста даже среднего уровня в любой сфере деятельности не готовят. Как вы собираетесь "взращивать" молодежь в ИТ-ассоциации, которую создаете?

- Для любого выпускника требуется повышение образования. В вузе дается базовое образование, а дальше человек приходит на практику и его нужно подготовить уже к решению практических задач. Поэтому мы иллюзий не питаем, понимаем, что специалисты выходят из университета не на 100% готовые к работе. Но если мы видим потенциал человека, мы видим, что за полгода, за год этот человек может развиться и свободно влиться в наши ряды.

С другой стороны, мы видим, что есть такая ситуация, которая связана с тем, что сейчас несколько университетов объединились в ДВФУ. Качество образования там пока не очень подходящее, несмотря на это объединение и красивые кампусы. Поэтому мы поняли, что одна компания "Ронда"  - или DNS, или Farpost -  не может решить такие проблемы, что  необходимо объединяться и сообща работать с университетом, работать с администрацией Приморского края, с министерствами, чтобы как-то пытаться двигаться в сторону улучшения образования.

А то сложилась такая ситуация, что, например, в ДВФУ ИТ-специальности вообще сейчас не в приоритете. Хотя без IT никакая ни наука, ни практика на сегодня практически не работают. У всех есть компьютеры, необходимо производить расчеты, моделирование. Соответственно, нужны программисты. Программирование – это база в сегодняшнем мире для практически любой экономической деятельности.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, форум #Дальинфоком-2014 проводится в новом формате, ознакомиться с программой и оформить заявку на участие можно на сайте dalinfocom.primorsky.ru.

Следить за новостями предстоящего форума можно также в социальных сетях: Facebook и ВКонтакте.

Организатор форума - Департамент информатизации и телекоммуникаций администрации Приморского края. Соорганизатор, предоставляющий площадку для проведения форума, - Дальневосточный федеральный университет. Стратегическим партнером Дальинфокома стал "Ростелеком". Официальный партнер форума – компания Microsoft.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Министр связи и массовых коммуникаций РФ приедет во Владивосток на Дальинфоком-2014

Бизнес-ангелы в Приморье верят в молодых ИТ-предпринимателей - Максим Голишев

Мастер-класс для "стартаперов" прошел во Владивостоке

Госстандарты образования обсудят на Дальинфокоме-2014 во Владивостоке

ИТ-ассоциация в Приморье поможет частным предпринимателям "достучаться" до власти – Мирин

"Современный бизнес - Приморью" оценил проекты молодых стартаперов

Ассоциацию ИТ-компаний Приморья презентуют на Дальинфокоме

Секреты создания конкурентоспособного на мировом рынке ПО раскроют на Дальинфокоме

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia