"С января всё": новая жесткая норма для тех, кто забывает вовремя оплачивать ЖКХ
03:11
Покусал начальника: опрос показал, почему владивостокцев увольняют после корпоративов
1 декабря, 20:33
Миллионный штраф заплатят водители большегрузов из Китая
1 декабря, 20:10
Бастрыкин обратил внимание на трещащий по швам многоквартирный дом в Находке
1 декабря, 19:53
Дорожные службы Владивостока переведены в режим повышенной готовности из-за циклона
1 декабря, 19:25
Без 1 справки детей не пустят в школу и садик через неделю – родители в недоумении
1 декабря, 19:11
Разрыв Раков, экспромт Весов и ход Рыб: подробный гороскоп 2 декабря
1 декабря, 18:30
Мятежный удар кармы: таро-расклад на Рыцарях Безумной Луны - перелет чувств
1 декабря, 18:00
Публика Овнов, ответы Ракам и долг Рыб: подробный гороскоп со 2 по 8 декабря
1 декабря, 17:30
Новый пункт пропуска в селе Марково на границе с Китаем планируется достроить в 2025 году
1 декабря, 16:20
Массовое ДТП стало причиной жуткой пробки на Маковского во Владивостоке
1 декабря, 15:55
ТОП недели от ИА PrimaMedia: лучшие материалы, которые нельзя пропустить
1 декабря, 14:57
Психику ребенка формирует изначально мать, но какое место занимает отец? — психолог
1 декабря, 14:20
Крайне невезучего угонщика мотоцикла задержали в Уссурийске
1 декабря, 12:43
"Застройщики приуныли": эксперт прокомментировал прогнозы по обвалу цен на новостройки
1 декабря, 12:39

Александр Городний: Рынка изобразительного искусства во Владивостоке нет

О приморском авангарде и новом музее современного искусства - в интервью основателя галереи "Артэтаж" деловому еженедельнику "Конкурент"
17 февраля 2015, 12:50 Бизнес
Александр Городний  Балашов Антон, РИА PrimaMedia
Александр Городний
Фото: Балашов Антон, РИА PrimaMedia

Рынка изобразительного искусства как такового во Владивостоке нет, так как состоятельные люди, интересующиеся авангардом, в крае практически отсутствуют, считает основатель галереи современного искусства "Артэтаж" Александр Городний. Собственную же коллекцию музея современного искусства Городний начал формировать еще в 90-е - на вырученные деньги от продаж "березок" и "морской волны" он приобретал те картины, которые считал действительно интересными. О приморском авангарде, муниципальном музее в центре Владивостока и о причудливых путях формирования его коллекции экс-директор "Артэтажа" рассказал в интервью деловому еженедельнику "Конкурент".

- Александр Иванович, сейчас вы готовите к передаче в дар городу ваши коллекции. Администрация Владивостока собирается оборудовать в "особняке Денби" муниципальный музей современного искусства, где будут выставляться собранные вами произведения. Насколько это здание больше подходит под музей, чем прежние помещения "Артэтажа" у фуникулера?

- В идеале под музей подойдет здание, которое построил бы с нуля архитектор с мировым именем. Такое, чтобы прямо в зал заезжала машина, закрывалась дверь, расставляли экспонаты. На Аксаковской каждый месяц приходилось на четвертый этаж вручную таскать картины и скульптуры… Что касается Дома Денби, оно замечательное, для музея будет вполне пригодно после внутренних реконструкций и оснащения. 

- Что будет располагаться на каждом из этажей?

- Предполагается, что на первом этаже разместятся художественный салон и книжная лавка. Здесь можно будет приобрести картины, сувениры, литературу по искусству, книги местных поэтов и писателей. Возможно здесь же или в конференц-зале будут воспроизводиться мультимедийные вещи, проводить лекторские программы или выставки. Хотелось бы найти место для центра детского творчества, небольшого арт-кафе, фотолаборатории. Второй этаж, на мой взгляд, подойдет под временные тематические выставки, а третий - под постоянную музейную экспозицию. Я бы хотел видеть музей не contemporary art, а modern art - с работами авангарда от начала прошлого века (их предстоит еще приобрести), нонконформистов советского периода, современных художников России, Сибири, Дальнего Востока и, конечно, Приморья. 

- Когда планируется открытие музея?

- По прогнозам городской администрации - через год-полтора. Но это очень оптимистично.

Учитывая жесткие требования к конкурсам на проектирование, хорошо, если откроемся хотя бы через два года. Снаружи к саммиту дом подкрасили, внутри состояние ужасное. И архитектурная комиссия еще должна посмотреть, как максимально сохранить первоначальный облик памятника истории и архитектуры.

Господин Джордж Денби был известным во Владивостоке человеком - меценатом, членом Общества изучения Амурского края. Надо бы разместить мемориальную доску в его память, указать, что было в доме за долгую его историю. Сейчас моя задача - передать коллекцию, утвердить устав музея, штатное расписание. 

- Сколько у вас будет специалистов?

- Штаты на 30-60 единиц, как принято в России, раздувать не будем. За границей хватает на средний городской музей человек 6-10. Вспомогательные службы - от транспортировки до упаковки, охрана, уборка - будут работать на подряде.

- В апреле "Артэтажу" исполняется 25 лет, вам удалось собрать за эти годы около тысячи картин, скульптур, других экспонатов. Сколько стоит коллекция?

- Миллион долларов, может быть, 10 (смеется). Сейчас как раз идет передача коллекции.

На первом этапе, в ноябре-декабре, меня попросили проводить оценку самостоятельно. Начал прикидывать, сравнивать с мировыми ценами, вносить коррективы, составил опись. На следующий день курс доллара изменился - вся работа пошла насмарку.

В настоящее время работает специальная комиссия по оценке из искусствоведов и культурологов Владивостока. Они, в принципе, знакомы с фондами "Артэтажа", что помогает им работать быстрее и качественнее.

- Сформировался ли за прошедшие годы рынок изобразительного искусства во Владивостоке? Каким образом, не имея серьезных средств, вам удалось собрать такую внушительную коллекцию? Из каких источников будет финансироваться музей?

- Во-первых, рынка как такового во Владивостоке нет, здесь два с половиной состоятельных человека, которые интересуются авангардом. Во-вторых, в 1990-е у меня был художественный салон. Продавались тогда и "березки", и "морская волна", и т.п. На вырученные деньги приобретал картины, которые считал интересными. Плюс иногда что-то оставалось с выставок, и, конечно, было авторское дарение. Люди знали, что я собираю для музея, не перепродаю. Постепенно заработал определенный авторитет. Иногда картины поступают ко мне неожиданными путями. В прошлом году известный нью-йоркский график Сергей Галлербах подарил музею около 60 своих работ. Этот человек в годы войны был изгнан из Царского села на работы в Германию. В лагере подружился с поэтом Матвеевым из Владивостока. После войны вместе эмигрировали в США, затем Матвеев умер. В Нью-Йорке Галлербах познакомился с Ольгой Ненаживиной, дочерью нашего известного скульптора Валерия Ненаживина. Галлербах никогда не был во Владивостоке, но решил в память о друге подарить городскому музею свои работы.

Уверен, что дарения музею еще будут, но это не может быть основным источником пополнения музейной экспозиции. Необходимы будут закупки, а также средства для музейных проектов. В основном, музеи содержатся за счет бюджета, пожертвований различных фондов, попечителей и меценатов. И в этом вопросе предстоит еще серьезно поработать. 

Естественно, что-то будем сами зарабатывать: это продажа билетов, картины, сувениры, литература, аукционы, аренда конференц-зала. Чтобы выйти на определенную окупаемость. 

Безусловно, музею нужен солидный Попечительский совет, который утвердит программу развития, текущие проекты, будет распоряжаться деньгами. Почему не приобретать работы приморских и российских художников? Например, Давида Бурлюка - футуриста № 1 в России. Его работы находятся в США, Японии, частных коллекциях, но только не у нас. Можно также купить Пикассо, Кандинского, Матисса, Дали. Не суперизвестные холсты, конечно, а доступные литографии и офорты. Я знаю, во Владивостоке такие работы есть в частных коллекциях.

- Почему в свое время вы занялись авангардом, а не классикой? 

- Классика? Зачем отнимать хлеб у Краевой картинной галереи. Там Репин, Айвазовский, Крамской, академисты, реалисты. Я этих художников люблю и уважаю, с удовольствием хожу на выставки. И те картины, что были переданы государством в 30-е годы, уже вряд ли удастся перещеголять новому музею в наши дни. А авангард, современное искусство, и то, которое было ущемлено при советской власти, не мог выставляться. Поэтому я стал собирать именно авангард, писал разные письма властям и банкирам о поддержке. За спиной у меня около 300 различных выставок российских и главным образом приморских художников: во Владивостоке, в Москве, Санкт-Петербурге, зарубежных странах. К нам стали люди тянуться, назад дороги уже не было. 

- Почему "Артэтаж" посещают в год всего несколько тысяч человек?

- Вопрос к воспитателям подрастающего поколения. О чем говорить, если студенты-культурологи и искусствоведы пятого курса стесняются ответить на вопрос: "Какую выставку вы посещали за последний год?". Молчат или мычат на "назовите пятерых художников Приморья". Если человек заинтересован с детства, то и дети и внуки его стремятся быть не хуже. С другой стороны, много талантливых и культурных людей за последние 25 лет из Владивостока уехали. А гастарбайтерам по музеям ходить некогда, они "пашут" на стройках, учат русский.

- Как вы считаете, помогут ли вам в развитии краевая и городская программы развития туризма?

- Устал про эти программы слышать. Мы все "опережаемся" да "ускоряемся", а в результате отстали на 25 лет. Хотим инвестиций, себя показать, других привлечь посмотреть, а в краевом центре нет до сих пор современного выставочного центра. Что касается культуры, как всегда, выезжаем на голом энтузиазме отдельных людей. Грамотный искусствовед, культуролог - штучная единица. Кого в этих профессиях за 15 тысяч рублей можно удержать? А здесь надо не только образование, но и призвание внутри себя иметь, любить то, чем занимаешься, найти этому место соответствующее.  

- Какие выставки, прошедшие в "Артэтаже" за последние годы, вы бы отметили? Что нас ждет, когда музей все же откроется?

- В год у нас проходило до 20 выставок, а всего за 25 лет - уже сотни. Сложно что-то выделить. Из последних, более видных это: персональная выставка Виктора Серова, совместная с Приморским отделением Союза выставка "75 лет ПОСХ", керамики и графики Пикассо, офорты Матиса и библейские сюжеты Марка Шагала. Запомнилась также выставка "Преодоление" с участием скульптора Олега Батухтина и фотографа Виктора Хмелика. Каждая выставка дорога по-своему. Планы?

Есть контакты с людьми, это объединение бизнесменов Германии и Сибири, которые готовы подождать и представить уже в новом музее произведения Кандинского и Миро из своих частных коллекций.

В планах также конкретные выставки художников Японии, итальянцев из Милана, жду своих давних друзей - Кристин Стил и художников из Бельгии и Голландии. Не канут в Лету выставки, посвященные Дню города (сам бог велел), молодежные выставки, и, конечно, важным будет проведение последующих выставок Владивостокского биеннале искусств. Есть еще много планов, но пока я придержу их в уме. Для начала надо построиться!

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: 

Экс-директор "Артэтажа" откроет новый музей современного искусства во Владивостоке

17196
43
7