Создание первой территории опережающего развития – ТОР "Надеждинская" в Приморском крае - стало главной темой заседания краевого Общественного экспертного совета по привлечению инвестиций. По его итогам эксперты предложили чиновникам дополнить концепцию создания площадки конкретикой и концептуальными параметрами для потенциальных резидентов, а также решили обсудить с уже заявленными якорными инвесторами их проекты в рамках ТОРа. Краевая власть, в свою очередь, попросила экспертов "не рубить с плеча благую инициативу" - ради получения краем средств из федерального бюджета, оказавшихся сейчас под угрозой "антикризисного" секвестра, сообщает корр. РИА PrimaMedia.
Напомним, что ТОР "Надеждинская" на данный момент является единственной площадкой развития в Приморье, получившей одобрение подкомиссии правительства РФ на реализацию. Причиной тому, как заявлялось ранее, стала высокая степень проработки по сравнению с другими потенциальными ТОРами в Приморье.
О ходе реализации проекта первого приморского ТОРа экспертам рассказал директор департамента проектов и стратегического планирования Приморского края Виталий Веркеенко.
По его словам, площадь ТОРа составит 806 га, 350 из которых будут отданы одному из трех инвесторов – логистической компании "Инком-ДВ". Остальные 450 га планируется передать федеральной управляющей компании (контролируемое Минвостокразвития АО "Корпорация развития Дальнего Востока" - прим.ред.), которая, в свою очередь, будет распределять их среди резидентов.
- Орган управления всеми ТОРами - это федеральная структура, а каждым конкретным ТОРом , в том числе ТОРом "Надеждинская", будет управлять ее региональная "дочка". Управляющей компании будет принадлежать как минимум 51% акций, до 49% будет отдано на уровень региона,
- рассказал Виталий Веркеенко.
Директор департамента проектов и стратегического планирования Виталий Веркеенко, Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края
По его словам, создание ТОРа разбито на три этапа, строительство объектов предполагается за счет средств резидентов, создание инфраструктуры профинансирует государство, и речь сейчас идет о выделении на эти цели 3,2 млрд рублей из федерального бюджета. Первую очередь инфраструктуры, включающая в себя возведение линии электропередач мощностью до 30 МгВ, 7 км автодороги, а также систем водоснабжения и водоотведения планируется закончить до конца 2017 года. В данный момент краевая администрация совместно с Минвостокразвития занимается формированием пула потенциальных инвесторов.
- Уже заключены предварительные инвестиционные соглашения с тремя инвесторами: логистической компанией "Инком-ДВ", которая планирует построить в рамках ТОРа сухой порт, ОАО "Приморский кондитер", планирующей открыть на площадке производство и создать распределительные мощности, а также хабаровской сетевой компанией "Невада", которая обязуется организовать пищевое производство и логистические распределительные центры. Подчеркну, что все заключенные соглашения не имеют обязывающего характера, так как еще не создана управляющая компания. В дальнейшем будет формироваться рабочая группа, которая будет на постоянной основе заниматься отбором резидентов.
Хочется, чтобы работа была эффективной, продуктивной и системной, а земельные участки были распределены между резидентами правильно, чтобы они не мешали друг другу, а, наоборот, где-то даже дополняли,
- сообщил директор департамента.
Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций Приморского края обсудил создание ТОРа "Надеждинский", Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края
Зампредседателя экспертного совета, члена совета директоров ОАО "Владморрыбпорт" Дениса Сарану смутило отсутствие какой-либо конкретики в концепции создания ТОРа, а также непосредственно его якорные инвесторы и их проекты, которые по словам эксперта, "не имеют никакого логического обоснования".
- Очень настораживает, что выделены какие-то федеральные деньги на строительство инфраструктуры в чистом поле, но ни один из трех первых резидентов не представил ни вам, ни нам никакого обоснования своих проектов или бизнес-планов. По представленным намерениям возникает ощущение, что уже допущенный к ТОРу бизнес находится в каком-то "другом измерении". Ну, давайте посмотрим. Логистический центр – сухой порт "Инком-ДВ" - это старая пятнадцатилетняя "история" "Владморторгпорта".
Сейчас таких "сухих портов" вокруг Надеждинска уже шесть штук и им, судя по результатам, очень тяжело работается, так как физически не существует таких потоков грузов. Сейчас они не загружены даже наполовину. В то же время в концепции названы совершенно сумасшедшие цифры – миллионы тонн, которых там просто нет и не будет.
И как в таком случае делать расчеты, как тратить на них федеральные деньги?, - озвучил свои сомнения Денис Сарана.
Генеральный директор компании DNS Дмитрий Алексеев, Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края
Поддержал коллегу и генеральный директор сети DNS Дмитрий Алексеев.
- Даже самый поверхностный взгляд показывает, что цифры в концепции какие-то "левые". Например, по кондитерской фабрике заявлено создание 1 тысячи рабочих мест. Но это абсолютно нереально, если посчитать хотя бы зарплаты. Для нормальной рентабельности в современных условиях там должно работать не больше 50 человек. Вопросов много, в том числе и по целесообразности. Но федеральные деньги на инфраструктуру нужно обязательно брать, а уже по ходу править некачественные проекты, - предложил Алексеев.
Генеральный консул Японии Тацухико Касаи, принявший участие в заседании ОЭС в качестве приглашенного эксперта, отметил, что
потенциальных иностранных инвесторов, в том числе из Японии, отпугивает излишняя масштабность проекта при фактическом отсутствии необходимых рынков сбыта.
- Когда читал проект, то показалось, что слишком большое поле выбрано и задумано слишком большое производство. Если бы рядом с этим местом были большие потребительские рынки, то это имело бы смысл, но у вас их нет. В этом смысле целесообразнее было бы создавать что-то конкретное, своеобразное "ядро" бизнеса. Например, собрались заниматься сельским хозяйством, значит, нужно вокруг него выстраивать сопутствующие производства: пищевую и легкую промышленность, фармацевтика, торговля. Это более понятно и более привлекательно для иностранных инвесторов, - заявил Тацухико Касаи, попросив членов ОЭС считать его мнение оценкой не дипломата, а бизнесмена.
Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций Приморского края, Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края
Виталий Веркеенко попросил экспертов не "рубить с плеча", несмотря на неоднозначность представленной концепции ТОРа. По его словам, она - так же, как и соглашения с якорными инвесторами - "предварительная" и будет корректироваться по ходу реализации.
- Утверждение площадки как ТОРа и выделение федеральных средств на инфраструктуру было возможным лишь при наличии хотя бы трех инвесторов. Конечно,
мы понимаем, что в дальнейшем целесообразность их включения в число резидентов должна обсуждаться, в том числе с позиций целесообразности и экономического эффекта для Приморского края. Но мы должны понимать, что в данный момент у края, к сожалению, нет собственных денег на формирование площадок и вся надежда только на федеральный бюджет.
Ключевые решения будет принимать федеральная управляющая компания - и по проектам, и по резидентам - но также будет работать и наблюдательный совет, куда будет входить губернатор края Владимир Миклушевский, и он сможет на все эти решения влиять, в том числе и с вашей помощью и с учетом ваших предложений. Не знаю, будет ли у него право вето, но одно известно точно – его слово будет обязательно учитываться, - заверил экспертов Виталий Веркеенко.
Он также отметил, что 3,2 млрд рублей, выделенных федеральным центром на строительство инфраструктуры ТОРа "Надеждинский", "обязательно нужно освоить", так как проходит масштабное сокращение бюджетов разных уровней, под которое может попасть и финансирование ТОРов.
- Уже обсуждается секвестирование этих бюджетов в правительственных кругах и может так получиться, что пока мы тут думаем, поезд уйдет, и Приморский край не получит ни денег, ни ТОРа, а следовательно - лишится возможности вести какой-то диалог с инвесторами, - добавил Веркиенко.
Присутствовавший на заседании экспертного совета первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев также призвал экспертов отказаться от негативной риторики.
- В свое время, когда я еще был законодателем, мы с моими дальневосточными коллегами обивали пороги кабинетов в Москве, прося у федерального центра дать хоть какие-то преференции Дальнему Востоку. Что нам отвечали? "Да вы что, никаких преференций! Это разорвет экономическое пространство!" и тому подобное. Сейчас на нас как из рога изобилия посыпались всевозможные формы развития - особые экономические зоны, ТОРы, свободный порт – "нате, пользуйтесь!" И никаких страхов о разрыве экономического пространства. А мы тут сидим и нос воротим – то нам не то, это не то, - заявил первый вице-губернатор.
Первый вице-губернатор Приморского края Василий Усольцев, Фото с места события из других источников. Автор фото: пресс-служба администрации Приморского края
По его словам,
вне зависимости от того, дадут ли экономический эффект первые проекты в ТОРе или не дадут, отказываться от федеральных денег нельзя, так как любое развитие инфраструктуры пойдет этой территории на пользу.
- Вы поймите, мы должны заниматься повышением конкурентоспособности нашей земли. С чего-то нужно начинать. Сегодня сделали вот такое, дальше будет дорабатывать. Конкурентоспособность, даже такая кривая, очень нужна этой земле. Да, мы опоздали на лет пятнадцать, но, думаю, еще нагоним упущенное, прежде всего, за счет свободного порта Владивосток. Там есть прорывные вещи, которые даже федеральный центр пугают. Поэтому я вас прошу горячо поддерживать эту атмосферу развития, потому что это хорошая атмосфера, - обратился к экспертам Василий Усольцев.
Посовещавшись, члены ОЭС попросили краевую администрацию еще поработать с концепцией первого ТОРа и представить ее в доработанном виде. Кроме того, в рамках следующего заседания эксперты намерены заслушать доклады якорных инвесторов о планируемых ими проектах в рамках ТОРа.
От РИА PrimaMedia напомним, что 30 марта 2015 года в силу вступает закон о территориях опережающего развития, принятый в прошлом году. Документом предусмотрены механизмы значительного снижения налоговой и административной нагрузки на резидентов территорий. Первые три ТОР были отобраны на заседании подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке 12 февраля 2015 года.
Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, в Приморском крае создается ТОР "Надеждинская". Объем привлекаемых инвестиций в его создание планируется на уровне 6,73 млрд рублей при бюджетном финансировании в 3,2 млрд рублей. Предполагается, что в рамках производств, локализованных в ТОРе, будут трудиться 1,6 тысяч человек.
Стоит отметить, что главными критериями отбора первых ТОРов были такие факторы как наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов на этой территории, высокая степень проработки вопросов инфраструктурного обеспечения, а также наличие "якорных" инвесторов. Об этом сообщал вице-премьер правительства РФ, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев по итогам заседания правительственной подкомиссии 12 февраля.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Инвесторы дальневосточных ТОРов получат особые льготы – Владимир Путин
В проекте ТОР "Надеждинская" мы используем весь наработанный опыт – Руслан Кондратов
Проект постановления кабмина РФ о создании ТОРа "Надеждинский" в Приморье уже готов
Минвостокразвития прописывает правила игры агентам опережающего развития Дальнего Востока