Год назад вся музейная коллекция современного искусства "Артэтаж" во Владивостоке поменяла место прописки. Сотни картин, скульптур, арт-объектов знаменитых приморских, российских, мировых авангардистов переехали в историческое здание города Владивостока – "Доходный Дом Дэмби", расположенный на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Директор "Артэтажа" Александр Городний провел для РИА PrimaMedia экскурсию по зданию будущего Музея современного искусства Владивостока.
Артэтаж. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia
— О "Доходном Доме Дэмби", пока его не отдали под музей современного искусства, никто толком и не знал. Чем этот дом знаменит? Пока это место все знают как Фрунзенский ЗАГС и департамент по труду.
— Это памятник истории и культуры, замечательное творение бывшего хозяина — Джорджа Филипповича Дэмби. Он был почетным жителем города Владивостока. Здание в стиле модерн построено в 1907-1908 годах по проекту архитектора Г.Р. Юнгхенделя. Долгое время до революции в этом доме находилось вице-консульство Великобритании, в 1918 году здесь был штаб Белой Армии Колчака, потом Красной Армии. Располагалась гостиница "Немецкая", потом ее переименовали в "Интернационалъ". Потом в дальнейшем его использовали областные и городские учреждения – сейчас здесь до сих пор находится администрация Фрунзенского района, ЗАГС, департамент труда и социального развития Приморского края. И пока в здании музея остаются эти структуры, мы не можем начать ремонт всех помещений. В мэрии нас заверили в том, что проблему решают и, возможно, ко Дню города музей заработает.
— Как вы планируете здесь все преобразить и вернуть историческому зданию свое узнаваемое лицо?
— Мы здесь все будем реставрировать и сохраним так, как было при бывшем хозяине. На полу под линолеумом нашли "родную" плитку – обязательно ее сохраним. А вот эти двери на первом этаже обнаружились вообще случайно, в нише. Думали, что она забита кирпичами, а когда вытащили, оказалось, что это металлические, раздвижные двери, стоявшие в подсобном помещении. Мы их обязательно отреставрируем и поставим в отсек фондохранилища.
Сегодня у нас на реконструкции находится второй этаж, работы очень много. Чтобы восстановить элементы лепнины на потолке, пришлось "отгрызать" большой слой извести. 70 лет всю эту красоту зашпаклевывали, приглаживали, завешивали навесными потолками. Сегодня же все восхищаются орнаментом и узорами старинной лепнины. Чтобы ее восстановить, мы отливали форму каждой розетки. Представьте, чтобы восстановить четыре метра лепнины, нужен целый день.
Мы должны сохранить всю архитектуру этого здания начала 19 века. Для этого я специально ездил в Москву и Санкт-Петербург, чтобы посмотреть, как там все сделано в старинных особняках, как расставлены экспозиции, какие там использованы дверные ручки, вешалки, стулья. Да, там все сохранено. Ведь когда создаешь пространство из сплава авангарда и старины, получается просто блеск! Такое ощущение, как будто побывал на Параде!
Лестница в старом особняке. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia
— Уже известно, что будет на первом, втором, третьем этажах?
— Вот мы заходим в вестибюль будущего музея, на первом этаже у нас будет располагаться книжный магазин и художественная лавка, вход в музей мы планируем сделать бесплатным. Дальше по плану у нас будет большой выставочный зал, он же конференц-зал, где могут выступать с семинарами, лекциями, тематическими выставками, встречами. Вот музейное хранилище, хранилище временных выставок, реставрационная мастерская для художников.
Кстати, в художественном салоне, мы сделаем выставку-продажу сувениров, это будет не кич какой-нибудь, а авторские вещи. В общем, то, что связано с Владивостоком и приличным искусством. Рядом с салоном сейчас разместился запасник прикладной скульптуры. Пока здесь из монументального то, что собиралось "Артэтажом" — это скульптуры Валерия Ненаживина, все работы приморского нетрадиционного скульптора Олега Батухтина.
На втором этаже – будет два зала временных выставок и зал постоянных музейных экспозиций иностранных художников. Все картины китайцев, американцев, бельгийцев и много-много чего пока хранятся в запечатанном виде, ждут своих почетных мест в музее. У нас большая коллекция картин японских художников, их хватило бы на все залы сразу, а вот современного Китая маловато и Африки почти нет.
На третьем — будет два музейных зала, где разместятся экспозиции работ художников центральной части России, Сибири и Дальнего Востока — естественно, в приоритете будут приморские мастера, я их собирать начинал в 80-е годы, с нашей группы "Штиль". С "Артэтажа" сюда переехало достаточно значимых работ, которые бы заполнили все эти залы, но на сегодняшний день у нас остается проблема, из музея до сих пор не выехал ЗАГС и социальный департамент, из-за этого мы не может начать ремонтные работы и проводить их в полную силу.
Лепнина на потолке. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia
— Это значит, что соседи музея сегодня молодожены и соискатели работы, как сегодня решается вопрос с переездом этих организаций на новые места, ведь пока вы в одном здании, то будете мешать друг другу, у вас стройка с картинами, у них свадьба с шампанским?
— Да, эта наш основной вопрос на сегодня. На втором этаже здания, где сейчас идет ремонт, планируется сделать два зала постоянной экспозиции по 100 и 110 метров каждый, а соседи, Фрунзенский ЗАГС, как раз и занимают эти помещения. Нам нужно сносить перегородки из ДСП, восстанавливать стены, потолки, лестницу. На первом этаже, где "сидит" департамент по труду, у нас оказалось три наших комнаты, трое соседей, все это через лестничную площадку. Вот проблема и остается нерешенной, это не только город должен решать, но и Приморский край, потому что это краевые организации.
Александр Городний в стенах будущего музея. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia
— На ваш взгляд, какие события в мире культуры в этом году заслуживают особого внимания и ваши планы на предстоящий 2016 год?
— Из-за пятого переезда "Артэтажа" культурные события немного выпали из моего фокуса. Отмечу, пожалуй, великолепный джаз-фестиваль, который прошел в Приморской филармонии, замечательную выставку "Край Бунтарей", которая состоялась в Центре современного искусства "Заря". Еще из событий – приезд директора музея "Гараж" из Москвы, который собирает обширную базу о современных художниках. И, конечно, День Тигра и кинофестиваль "Меридианы Тихого". Очень жалею, что в этом году не было Биеннале.
Но все мысли мои о музее. Глава городской администрации настроен открыть музей ко Дню Города, но я считаю, что если к следующему Новому году успеем, то я буду просто счастлив. Наконец-то сбудется моя 25-летняя мечта – открыть и показать Владивосток как центр современного искусства для всего мирового сообщества. Весь следующий год у меня уже расписан, мы еще официально не открылись, а у нас уже стоят очередь из художников, которые горят желанием показать свое творчество приморскому зрителю.
Справка: ГОРОДНИЙ Александр Иванович. Родился 3 августа 1951 года в поселке Тавричанка Приморского края. Окончил исторический факультет ДВГУ в 1983 году. С 1989 года — директор галереи современного искусства "Артэтаж". Провел более 250 художественных выставок, в том числе около 50-ти выставок фотографии (персональные, групповые, городские, региональные, международные) в России и за рубежом. С 2015 года — директор будущего муниципального Центра современного искусства, расположенного в старинном особняке на Океанском проспекте, 9 (Доходный Дом Г.Ф.Демби).
Картина. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Центр современного искусства во Владивостоке будет основан на уникальной коллекции – мэр
"Дом Демби" в центре Владивостока хотят приспособить под Музей современного искусства