Дворцы торговли "Чурин и Ко": как торговали во Владивостоке 105 лет назад
Оставшись без гроша, Иван Чурин построил международную торговую сеть с оборотом в 35 млн рублей в год, где трудились 900 человек
Торговый дом "Чурин и Ко" по праву можно считать образцом коммерческой деятельности. Компания была основана "с нуля" предприимчивым, но небогатым Иваном Чуриным, всего за пару десятков лет он вышел на международный уровень, а оборот предприятия превысил показатели многих мировых торговых империй и составил 35 млн рублей в год. На предприятии работало 900 человек, причем уже тогда в обиход вошло своего рода "гастарбайтерство": у Чурина на низших должностях трудились китайцы, а "маркетинговые" ходы купца и по сей день используют наши азиатские соседи. РИА PrimaMedia предлагает своим читателям узнать подробности завоевания знаменитой чуринской компанией дальневосточного, а затем и китайского рынков.
Купечество "с нуля"
Иван Чурин — седьмой сын в семье купца второй гильдии Якова Чурина, занимавшегося ремесленным производством. Состояние отца было поделено между старшими братьями Ивана, что стало стимулом для молодого Чурина искать пути заработка самостоятельно.
Иван Яковлевич Чурин (1833-1895). Фото: Портал "Старый Владивосток"
В двадцать лет Иван Чурин отправился вместе с экспедицией генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского исследовать земли Амура и Приморья. Вскоре он стал самостоятельно водить торговые караваны в удаленные казацкие поселения, расположенные по линии русско-китайской границы. Современники говорили:
Чурин не фартом и не везением берет, он духовно живет своим делом.
К 1857 году Иван Чурин во время сплава по реке Амур уже заведовал доставкой военных грузов из Читы в Софийск. Он понимал, что за политическим присоединением края последует его экономическое освоение.
В 1867 году Чурин, пригласив к участию братьев Николая и Василия Петровичей Бабинцевых, учредил товарищество на вере "И.Я. Чурин и Ко". Тогда же им было открыто отделение в Николаевске и начата торговля на Амуре, носившая первоначально разъездной ("сплавной") характер.
Спустя полвека — в 1917 году — годовой оборот товарищества "Чурин и Ко" достиг 35 млн рублей. Для сравнения: годовой оборот аналогичных компаний Великобритании в Шанхае в то время не превышал 12-16 млн рублей.
По мере накопления капиталов торговый дом открывал отделения во всех крупных населенных пунктах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Маньчжурии от Иркутска до мыса Дежнева: Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Сретенск, Никольск-Уссурийский, Хабаровск, Инкоу, Мукден, Гирин, Порт-Артур, Харбин и др. На территории Амурской области отделения Чурина существовали в Благовещенске, Алексеевске, Зее-Пристани, Черниговке, Магдагачах, Талдане, Бочкарево-Александровске, Малиновке, Иннокентьевской и других населенных пунктах.
Конторы и агентства Чурина были созданы в Одессе, Иркутске, Тюмени, Верхне-Удинске, Гамбурге, Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Главная контора фирмы находилась в Москве. Непосредственные торговые отношения были установлены с фирмами Англии, Америки, Франции, Германии, Австрии, Китая и Японии.
После революции все свои предприятия в России торговый том преобразовал в торгово-промышленное товарищество на паях "Преемники И.Я. Чурин и Ко А.В. Касьянов и Ко" с основным капиталом 21 млн рублей. На советском Дальнем Востоке деятельность товарищества продолжалась до середины 1920-х годов.
Дореволюционный маркетинг по-чурински
Купца Чурина знал весь Дальний Восток. Его торговое дело конкурировало с компанией немцев "Кунст и Альберс". Особенностью коммерческой деятельности Чурина была организация универсальных магазинов, в которых продавались качественные товары, но недорого. Этот трюк достигался за счет снижения себестоимости производства и закупки, оптового характера коммерции и приобретения продаваемыми вещами, как бы сейчас сказали, "брендового" характера — что, в общем-то, китайцы используют и поныне. Распространение товаров через своеобразную сетевую торговлю — мелкие лавки, которые снабжались из крупных универмагов, расположенных в городах — административных центрах.
Особое внимание владельцы торгового дома уделяли книжной торговле. Причем они доставляли не только художественную литературу, но и труды по истории, экономике, политике, философии. В продаже также имелась техническая и экономическая литература.
В товарах, которые предлагала "Чурин и К", покупатель не сомневался.
Обслуживали посетителей в магазине Чурина по высшему классу, одинаково приветливо отпуская как дорогостоящий шоколадный набор, так и стограммовый пакетик дешевых леденцов.
Если покупателя не устраивала расцветка костюма или не было платья нужного размера, служащие с извинениями записывали адрес посетителя, чтобы незамедлительно сообщить ему, когда в магазин поступит нужный товар, срочно выписанный из Лондона или Парижа.
Поставки товаров для Чурина осуществляли до 500 российских и иностранных компаний, в том числе крупнейшие купцы центрально-европейской России — Савва Морозов, братья Рябушинские. В европейской России для торгового дома "Чурин И. Я. и Ко" закупался сахар, бакалея, ткани, галантерея, керосин, табак, в Сибири — рукавицы, теплая одежда, обувь, масло, мед. В 1907 году торговый дом учредил Русско-Монгольское товарищество с целью закупки шерсти в Монголии и ввоза туда русских товаров, которое просуществовало до 1914 года.
Владельцы торгового дома внимательно изучали потребности местных жителей, поставляя самые разнообразные товары. Особое внимание уделялось доставке современной сельскохозяйственной техники и инвентаря для земледельцев. Таким образом, фирма, в известной степени, способствовала осуществлению переселенческой политики российских властей. Предприятие не жалело средств на обучение служащих, отправляя их на отечественные и заграничные заводы. Там "чуринцы" изучали новые сельскохозяйственные машины, выясняли, какие из них наиболее пригодны для дальневосточных почв. Позднее торговый дом открыл огромные склады разнообразной земледельческой техники в Никольск-Уссурийске, Благовещенске и Черниговке, причем, для облегчения приобретения машин крестьянами и казаками компания предоставляла им долгосрочные рассрочки платежей.
Для обеспечения заказами своих предприятий Чурин активно использовал рекламу и торги, предлагая производство различных изделий и продуктов.
Причем в ассортименте были настоящие линейки товаров. Например, если речь заходила о колбасе, то в предложении присутствовали также фарш, полуфабрикаты и печеные пирожки. Если поступало предложение по мылу, то в комплекте к нему шли и различные моющие средства.
Штат служащих и рабочих компании Чурина насчитывал 900 человек — весьма значительная цифра. Это были управляющие, осуществлявшие организацию и контроль, инженеры, специалисты и мастера различного профиля, продавцы. Основную черновую, неквалифицированную работу исполняли китайцы.
Чурин много жертвовал, строил на свои деньги великолепные каменные здания в Благовещенске, Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Уссурийском и Черниговке, во Владивостоке. Позднее чуринские капиталы добрались до Петропавловска-на-Камчатке, Харбина и Мукдена. Это "подкупало" местных жителей и обеспечивало лояльность потенциальных покупателей.
Владивостокский супермаркет XIX века
Во Владивостоке Чурин никогда не жил, но его компания успешно развивалась в краевой столице. Изначально торговля осуществлялась в деревянной лавке на центральной улице Владивостока. На исходе 80-х годов ХIХ века Чурин с компаньонами выкупил участок земли в центре города, а в августе 1889 года во Владивостоке был построен первый собственный двухэтажный магазин "Чурин и К". Он находился ближе к почтамту и представлял собой каменное здание, добротное и красивое. 25 лет фирма вела дела в этом магазине, а в 1914 году газеты известили владивостокцев, что заложено новое здание магазина "Чурин и К". Чтобы построить его по последнему слову, архитектор Николаев был отправлен в США, дабы изучить опыт проектирования зданий подобной направленности.