Далеко не все гости храма Мельпомены задумываются о том, какая работа стоит за каждым спектаклем: помимо актеров и режиссеров, ради постановки трудятся десятки и даже сотни человек – швеи, светоинженеры, бутафоры, одевальщицы, монтировщики, парикмахеры и многие другие. А здание театра — это не просто зрительный зал и сцена, это действительно храм – с потайными комнатами и замысловатыми переходами. Какие секреты хранит Приморский академический краевой театр имени Максима Горького, в ходе экскурсии узнали журналисты РИА PrimaMedia.
Обычно заполненный зрителями холл театра им. Горького в разгар рабочего дня встретил журналистов непривычной пустотой: ни суеты возле гардероба, ни оживленных разговоров в ожидании спектакля. Только приветливый помощник художественного руководителя театра Вячеслав Савруев встречает коллектив РИА PrimaMedia и готов рассказать, какая жизнь скрывается за занавесом.
Холл на первом этаже и паркетный зал на третьем хорошо помнит, наверное, каждый гость театра. Но с грамотным экскурсоводом привычные залы раскрываются совершенно с другой стороны. Например, панно на стене паркетного зала для невнимательного гостя покажется просто яркой картинкой, а на самом деле это срез мировой драматургии с зарисовками сцен из знаменитых пьес.
— В приморском театре имени Максима Горького работает 202 человека, из них лишь 41 – актеры, — рассказал Вячеслав Михайлович. — То есть чуть больше 160 человек работает для того, чтобы наш небольшой, но яркий актерский состав вышел на сцену. А актерский состав у нас действительно яркий: в театре имени Горького работает три народных (вместе с Ефимом Семеновичем) и девять заслуженных артистов России.
В большом и, опять же, непривычно пустом зале идет репетиция апрельской премьеры – спектакля по пьесе Григория Горина "Забыть Герострата". На сцене – заслуженный артист России Николай Тимошенко в роли Клеона и Клементина – в исполнении Александры Аубекеровой. 868 уютных кресел ждут вечерних театралов, занято лишь одно место, во главе репетиции – народным артистом России Ефимом Звеняцким.
А после репетиции в большом зале для дневных гостей театра им. М. Горького началось самое интересное – витиеватые переходы по коридорам здания в те помещения, где не ступала нога журналиста. В репертуаре театра 32 спектакля, из них четыре – для детей. За этими спектаклями стоит огромная подготовительная работа: свет, звук, костюмы, монтаж, бутафория – и все это создается здесь, в стенах театра.
Прачечная, швейный цех, цех светоинженеров, звуковиков, бутафоров, дополнительный зал для репетиций, а между ними – узкие коридоры и довольно крутые лестницы (и как актрисы на каблуках по ним бегают и бегают ли?!). Мастерству работниц швейного цеха может позавидовать даже модный дом: с ювелирной точностью выполняется отделка нарядов, с невероятной филигранностью подбираются тона костюмов. Поближе к гримеркам хранятся тысячи нарядов артистов: платья, перья, шляпки, туфельки, костюмы, бусы, жакеты… Одевальщицы (сотрудницы театра, которые помогают артистам одеться — прим.ред.), по словам Вячеслава Савруева, всегда точно знают, когда поднести тот или иной аксессуар либо наряд. Сами гримерки – по-домашнему уютные, небольшие, как будто комнатки студенток.
Если театр начинается с вешалки, то спектакль начинается с макета сцены. Эти макеты (в масштабе 1:20) хранятся в художественно-монтировочном цехе. Еще в этом огромном помещении работают художники, бутафоры, декораторы. Когда деревянные декорации готовы, они отправляются на сцену, а после спектакля — отправляются на склад. Складов у горьковского театра много, один из основных и самых больших – за сценой. Поклонникам сказок о волшебнике Гарри Поттере этот склад может напомнить Выручай-Комнату: старинные торшеры, "царские" троны, искусственные деревья, зеркала, маски – и в этом обилии элементов разных эпох могут разобраться только монтировщики.
Под сценой расположены кольцо и круг, предназначенные для перемещения по окружности декораций и исполнителей. Над сценой — что-то вроде балкона, где находятся колосники и штанкеты. Высота от сцены до колосников – 22 метра. Именно это место является практически самой высокой точкой театра, и именно здесь больше всего чувствуется необычная, почти волшебная, атмосфера.
— Театр – это история, — отметил Вячеслав Михайлович Савруев. — Ее рассказывают актеры при помощи диалогов, мимики, жестов, иногда – танцев. Но также эту историю рассказывают и звукооператоры, специалисты по свету, костюмеры. Театр – это не просто режиссер и актеры, это еще и люди, которые при помощи своих талантов наполняют театр и его спектакли.
Справка: Приморский академический краевой театр имени Максима Горького – старейший театр Владивостока со своей историей, традициями, коллективом, зрителем. Свой творческий путь театр начал 3 ноября 1932 года, но еще до открытия первого театрального сезона Владивостокский городской совет принял решение — в ознаменование сорокалетия литературной деятельности Максима Горького — присвоить его имя театру. В 1975 году театр разместился в новом здании, специально построенном для "Горьковки" — с большим залом, профессиональным оборудованием, специализированной сценой.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Ален Маратра во Владивостоке: актер, как шаман, должен быть во вдохновленном состоянии
Батман фондю и релевелян — красоту балета показали начинающие звезды театров Приморья
Трагикомедию по ироническому триллеру Энтони Шеффера покажут приморцам