Вид на аэродром Золотая Долина, 1990 год
Фото: сайты военной тематики

Крылья Приморья: хроники аэродрома Золотой Долины

Ржавые ангары, трава на взлетной полосе, забетонированный истребитель и память о летчиках-героях

Общество

17.07.2017

В приморской Золотой Долине давно не слышно гула аэродрома — здесь больше никто не летает. Взлетно-посадочная полоса заросла травой, авиационные ангары ржавеют... Это место успело послужить как военным, так и гражданским, но впоследствии от него отказались. Пик активности аэродрома пришелся на то время, когда здесь базировались военно-воздушные силы страны. Отсюда отправлялись в небо будущие Герои Советского Союза, а возвращались реже. О них, об истребителях и о самом аэродроме военный историк и журналист Алексей Суконкин подготовил материал — специально для РИА PrimaMedia.

В детстве я любил приходить к Приморскому авиационному техникуму, что в славном городе Арсеньеве. Здесь мне было, на что посмотреть, чем усладить свой детский взор: перед фасадом учебного заведения водружен памятник самолету МиГ-15УТИ – учебно-боевой версии первого советского полноценного серийного реактивного истребителя, принятого на вооружение отечественных ВВС. Тогда я еще не знал, откуда появился этот самолет, но отец как-то упомянул, что именно на такой машине по трагической случайности погиб первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Эта информация в моём детском сознании совершила настоящий переворот – я сделал для себя открытие, что самолеты могут иметь не только лётные характеристики, но и ИСТОРИЮ своей жизни.

А потом я увидел и другие памятники авиации. Как оказалось, их немало в Приморье. А сам наш край уверенно можно назвать авиационным, так как он стал настоящим пристанищем для авиационных предприятий, подразделений военной и гражданской авиации. Многие эксплуатанты авиационной техники, военные и гражданские, сочли возможным увековечить память о своей деятельности. И теперь нам остаётся только бережно хранить это бесценное наследие – памятники самолетам и вертолетам – машинам, которые дали человеку небывалую прежде возможность ЛЕТАТЬ…

Золотая Долина. Истребитель-перехватчик Су-15

Почему начинаю о нём, а не о каком-то другом самолёте? Ведь есть другие машины, более доступные для обозрения большинству жителей и гостей Приморья. Всего лишь только потому, что именно этот самолет окончательно пробудил во мне интерес к сбору информации обо всех авиационных памятниках Приморского края. Он стал вторым памятником авиации в моей жизни, показав, что есть и другие машины

Впервые я его увидел, когда мне было совсем немного лет, и мы с родителями проездом были в тех краях. Стремительная серебристая машина словно просилась в небо со своего приземистого постамента – и своим видом завораживала, заставляя задержать в восторге дыхание, наполняя душу радостным ощущением прикосновения к чистому небу… К чистому — потому, что я уже знал – именно они, эти красивые машины и делают наше небо чистым.

Су-15 на постаменте

Су-15 на постаменте. Фото: Алексей Суконкин

Это был истребитель-перехватчик Су-15, машина, которая в семидесятые и восьмидесятые годы позволила надежно закрыть наше небо от любого воздушного врага.

Из истории поселка Золотая Долина: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1972 года в Приморье прошло массовое переименование множества географических объектов, в результате чего река Сучан стала рекой Партизанской, а посёлок Унаши, стоявший на её берегу, стал посёлком Золотая Долина.

Посёлок был основан ещё в 1884 году переселенцами из деревни Унаши Клинцовского уезда Черниговской губернии. У соединения рек Сучан и Ольга была построена деревня, которую также назвали Унаши. Как часто бывало со всеми переселенцами, еще не знавшими нрава приморских рек, первым же наводнением деревню смыло. Место, где первоначально располагалось поселение, в настоящее время называют старым кладбищем. И только на новом месте, более высоком, Унаши получила своё развитие – были построены маслобойни, мельницы, поставлены пасеки, а в 1907 году появилась и первая школа. Было здесь и своё партизанское прошлое, которое, пожалуй, коснулось в двадцатые годы все населённые пункты Уссурийского края. А в середине тридцатых годов сюда на постоянную дислокацию пришли военные, и жизнь деревни изменилась навсегда.

Как оказалось, здешние места лучше всего подходили для строительства аэродрома – их здесь появилось несколько – целый аэродромный узел. На эти аэродромы базировались авиационные части Тихоокеанского флота (тогда – МСДВ – Морские Силы Дальнего Востока), защищавшие воздушное пространство восточного форпоста Страны Советов.

Много славных дел связано с этими аэродромами, стоящими в долине реки Партизанской (Унаши), и об этом небольшой рассказ – как предыстория того самого самолета.

***

Как всё начиналось. Аэродром Унаши и 39-й истребительный полк

Еще в 1933 году из Брянска в Новолитовск была перебазирована 108-я истребительная авиационная эскадрилья на самолетах И-5, которая составила в то время основу истребительной авиации Тихоокеанского флота. Вскоре по ряду причин возникла потребность сменить место дислокации – в районе села Унаши было разведано более удобное место для базирования истребителей.

Унаши, 1938 год

Унаши, 1938 год . Фото: из газеты "Боевая Вахта"

Вообще, Приморье было далеко не подарком для базирования авиации – горно-лесистый характер и пересеченный рельеф местности создавали огромные трудности в строительстве аэродромов и дорог к ним. На уже построенных аэродромах в силу рельефных особенностей посадочные полосы зачастую не совпадали с направлением господствующих ветров, что сильно усложняло технику пилотирования, служило причиной для создания предпосылок к лётным происшествиям. Но строить аэродромы было нужно – политическая обстановка требовала создания на Дальнем Востоке мощного военного кулака, который мог бы противостоять милитаристским планам Японии.

Согласно плану аэродромного строительства, с конца 1936 года в районе поселка Унаши началось строительство грунтового аэродрома. В 1938 году на этот аэродром переместилась из Новолитовска 108-я истребительная эскадрилья.

И-15

И-15. Фото: сайты военной авиации

На основании приказа № 0047 Командующего Тихоокеанским флотом флагмана 2-го ранга Николая Герасимовича Кузнецова от 20 июня 1938 года 108-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья была обращена на формирование 39-го истребительного авиационного полка в составе пяти эскадрилий. Также для формирования этого полка с аэродрома Петровка придавалась 32-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья ВВС Тихоокеанского флота. Новый полк вошел в состав 7-й авиационной бригады ВВС ТОФ.

И-16

И-16. Фото: сайты военной авиации

39-й полк практически сразу приступил к выполнению задач по боевой подготовке – чуть ли не ежедневно в небо взмывали юркие истребители И-15бис и И-16, которые выполняли в воздухе фигуры боевого пилотажа, осваивали тактику воздушного боя и групповое пилотирование.

И-153

И-153. Фото: сайты военной авиации

Слётанность полка, по меркам того времени, была довольно высокой, что положительным образом отражалось на общей боевой готовности летчиков-истребителей. К началу Великой Отечественной войны 39-й полк имел в своем составе 43 истребителя И-16 и 29 истребителей И-15бис с равнозначным количеством подготовленных экипажей.

Можно подумать, что наличие устаревших к тому времени истребителей как-то снижало боеспособность полка, но надо помнить, что у потенциального противника – авиации Микадо – самолеты были той же "возрастной категории", которые по ряду параметров сильно уступали советским истребителям.

Подтверждением этому были результаты воздушных боёв на реке Халхин-Гол, где в полной мере проявилось превосходство советских машин.

К 1942 году в полк поступило два высотных истребителя МиГ-3, и летчики начали переучивание на новые машины, но перевооружили полк на другие самолеты – легкие истребители Як-9, с которыми авиаторы и встретили окончание войны.

Уже позже, в декабре 1949 года 39-й авиационный полк, в период послевоенного сокращения вооружённых сил, был расформирован. Хоть и не стало этого авиационного полка, но мы помним о нём, как об основателе и первом "небожителе" аэродрома Унаши…

***

В самом конце 1944 года на аэродроме Унаши на основании приказа Наркомата ВМФ СССР №02709 от 30 декабря 1944 года начал формироваться еще один авиационный полк – 55-й отдельный полк пикирующих бомбардировщиков (войсковая часть 90724). Командиром нового полка стал Герой Советского Союза Фёдор Никифорович Радус. Полностью полк завершил формирование и получение новой авиационной техники только к 27 июня 1945 года, имея на вооружении 13 бомбардировщиков СБ и 29 пикирующих бомбардировщиков Пе-2.

С началом войны с Японией, полк сразу включился в боевую работу и за 13 лётных дней выполнил 181 боевой вылет на нанесение ударов по наземным и надводным целям противника.

— 9 августа 16 самолётов Пе-2 нанесли бомбовый удар по транспортам в корейском порту Расин, в результате чего был потоплен один транспорт, повреждено два с общим водоизмещением до 18 тысяч тонн.
— 15 августа 27 самолётов нанесли бомбовый удар по железнодорожной станции Ранан. В результате были уничтожены склады с горючим, продовольствием, железнодорожные вагоны, а также до роты солдат противника.
— 16 августа в результате мощного бомбового удара было уничтожено нефтехранилище в районе станции Сейсин.

18 августа 55-й авиационный полк покидает Унаши и перебазируется в Советскую Гавань, откуда выполняет боевую работу по целям на южном Сахалине. Впоследствии полк остался на аэродроме Постовая, где и продолжил свою службу вплоть до конца девяностых годов под другим наименованием.

Первый Герой среди морских летчиков – наш, приморский!

С первого взгляда может показаться, что Великая Отечественная война обошла стороной наши края. Территориально это так и есть, но ни в коей мере этого нельзя сказать про людей. С началом войны многие лётчики 39-го полка написали рапорты с просьбой отправить их на фронт, и командование ВВС ТОФ удовлетворило многие из них. Таким образом, лётчики морской авиации ТОФ были направлены в аналогичные части других флотов – Северного, Балтийского и Черноморского.

Герой Советского Союза Петр Бринько

Герой Советского Союза Петр Бринько. Фото: Предоставлено порталом Старый Владивосток

Несколько лётчиков оказались в 13-м истребительном авиационном полку ВВС Балтийского флота. Лейтенант Пётр Бринько, заместитель командира истребительной эскадрильи, показал примеры отличной выучки и боевого мастерства, сбив за два месяца 15 самолетов противника. И что примечательно, два из них – таранным ударом! По совокупности воздушных побед 14 июля 1941 года ему (первому из лётчиков ВВС флота!) было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Но уже 14 сентября 1941 года отважный герой Пётр Бринько погиб в воздушном бою, защищая небо Ленинграда. На момент гибели ему было всего 25 лет…

После войны. 47-й истребительный полк

В июне 1951 года на аэродроме Унаши "приземлился" 47-й истребительный авиационный полк ВВС Тихоокеанского флота. Этот полк был сформирован ещё в 1936 году на аэродроме Камень-Рыболов, и имел на вооружении истребители И-16 и И-153 "Чайка". В 1938 году полк принял участие в боях за озеро Хасан, а в 1939 году воевал с японцами в районе реки Халхин-Гол. В годы войны 47-й полк базировался на аэродроме Воскресенка (рядом с городом Спасск-Дальний) и занимался не только несением боевой службы, но и подготовкой лётных кадров, давая военно-воздушным силам страны по три десятка подготовленных лётчиков в год. За проявленные мужество и героизм в борьбе с фашистами восемь лётчиков-истребителей, воспитанников полка, стали Героями Советского Союза. Интересен тот факт, что во время войны треть авиационных специалистов наземных служб 47-го полка составляли девушки, которые собой заменили мужчин, убывших в действующие авиационные части, воюющие на фронтах Великой Отечественной войны.

С началом войны с Японией, 9 августа 1945 года 47-й полк приступил к выполнению боевых задач по разгрому японских милитаристов – экипажи летали на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, выполнив несколько десятков боевых вылетов.

В 1946-1948 годах полк временно находился в Северной Корее, затем базировался на аэродроме в Николаевке и Кневичи (где перешёл на реактивные истребители МиГ-15), и лишь летом 1951 года был перебазирован в Унаши. С этого момента и до своего расформирования в 1998 году 47-й истребительный авиационный полк находился на этом аэродроме.

***

Горячая "холодная война"

"Холодная война" была холодной для кого угодно, но только не для лётчиков ВВС Тихоокеанского флота. В Японском море американцы постоянно держали авианосное соединение, готовое в любой момент обрушить свою сокрушающую мощь на Советский Дальний Восток. Вражеская разведывательная авиация постоянно курсировала вдоль наших берегов, зачастую нарушая установленные границы – и лётчикам 47-го истребительного полка приходилось постоянно реагировать – решительно и бесстрашно.

Авианосец Принстон

Авианосец Принстон. Фото: сайты военной авиации

Например, 18 ноября 1952 года к территориальным водам СССР приблизились два американских авианосца – Princeton (CV-37) и Oriskany (CV-34), и начали совершать манёвры в непосредственной близости от двенадцатимильной зоны. На разведку авианосцев с аэродрома Унаши поднялась четвёрка истребителей МиГ-15, которую вёл капитан Николай Беляков.

Обнаружив в море авианосцы противника, истребители доложили по радио об этом своему командованию, но дальше для наших лётчиков события развивались катастрофически.

Неожиданно (в мирное время!) они были атакованы четвёркой истребителей Grumman F9F Panther, в результате чего сразу был подбит самолёт старшего лейтенанта В. Пахомкина. Сохранив управляемость самолёта, лётчик попытался дотянуть на нём до береговой черты и там уже катапультироваться, но истребитель все же упал в море, и пилот погиб. Завязался маневренный воздушный бой, в ходе которого был повреждён один из американских самолётов, но тут подоспели ещё шесть истребителей противника – четыре Grumman F9F Panther и два McDonnell F2F Banshee, что позволило американцам расправиться с ещё двумя советскими машинами. Погибли ведущий группы капитан Н. Беляков и старший лейтенант А. Вандаев. На аэродром в Унаши смог вернуться только самолёт старшего лейтенанта Пушкарёва.

Не прекращая попыток вести разведку советской территории, 12 июня 1952 года в воздушное пространство СССР влетел американский разведывательный самолёт RB-29. На его перехват поднялись истребители 47-го полка, которые и настигли шпиона в районе бухты Валентин. Пара МиГ-15 атаковала американский самолёт, после чего он начал снижаться и столкнулся с водной поверхностью в 15 километрах от мыса Овсянкина. По официальной версии экипаж RB-29 пропал без вести, что в тех условиях означало его неминуемую гибель.

МиГ-15

МиГ-15. Фото: сайты военной авиации

В районе южнее мыса Поворотный в июле 1956 года дежурная пара истребителей МиГ-15 перехватила американский разведывательный самолёт P2V Neptune, который вторгся в воздушное пространство Советского Союза. В результате успешной атаки советских истребителей американский самолёт стал терять высоту и приводнился в нейтральных водах, где его экипаж был подобран поисково-спасательной службой находящегося неподалёку американского авианосца. Один из членов экипажа американского самолета-шпиона погиб во время атаки советских истребителей.

***

В 1954 году 47-й истребительный полк получает новейшие на то время машины МиГ-17 и МиГ-17ПФ. Самолет с буквами ПФ отличался наличием двигателя с форсажной камерой, а также радиолокационной станции "Изумруд", слабой и ненадежной по нынешним меркам – но весьма современной и полезной штукой по тем временам. Еще одним отличительным новшеством нового самолета было его оснащение первым отечественным образцом авиационного ракетного управляемого оружия – реактивными снарядами РС-1У, что положило начало новым тактическим приемам применения истребителей-перехватчиков.

МиГ-17ПФ

МиГ-17ПФ. Фото: сайты военной авиации

В целом, самолет конструктивно повторял собой истребитель МиГ-15, обладал примерно такими же лётными характеристиками, но наличие на его борту радиолокационной станции и управляемых ракет делало этот самолет машиной следующего поколения. Отдавая должное памяти этих истребителей, военные установили в Приморском крае два памятника с самолетами этого типа – в селе Лётно-Хвалынское (где подобные машины состояли на вооружении 821-го ордена Суворова истребительного авиационного полка), и в Чугуевке (где МиГ-17 эксплуатировались в составе 530-го истребительного полка авиации ПВО) – о них я расскажу позже.

С 1967 по 1969 годы полёты с аэродрома Унаши временно прекращаются – лишь для того, чтобы вместо "грунтовки" здесь появилась длинная взлетно-посадочная полоса с бетонным покрытием. В это же время личный состав полка переучивается на принципиально новую боевую машину – истребитель-перехватчик Су-15.

***

Истребитель-перехватчик Су-15

30 мая 1962 года летчик-испытатель конструкторского бюро имени П.О. Сухого Владимир Ильюшин впервые поднял в воздух опытный экземпляр будущего истребителя Су-15. Как впоследствии вспоминал сам Ильюшин, "государственные испытания нового перехватчика прошли быстро и без особых замечаний: прочность конструкции позволяла развивать сверхзвуковую скорость даже у земли, а статический потолок не оставлял шансов никаким высотным разведчикам, которые всё еще пытались вторгаться в советское небо".

Су-15ТМ

Су-15ТМ. Фото: сайты военной авиации

В марте 1966 года заводской лётчик-испытатель Иван Сорокин поднял в воздух первую предсерийную машину, а за освоение и испытание этого самолета 2 июля 1966 года был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

На тот момент подобного самолета в мире не было. Машина оказалась настолько хороша, что в 1967 году её даже показали на воздушном параде в Домодедово, хотя самолет был еще строго секретным.

Серийный выпуск истребителя-перехватчика начался в 1966 году на Новосибирском авиационном заводе имени Валерия Чкалова, а в следующем году первые серийные машины стали поступать в авиационные полки войск ПВО страны. Всего промышленность выпустила немногим более 1300 самолетов этого типа.

Су-15ТМ в процессе обслуживания на земле

Су-15ТМ в процессе обслуживания на земле. Фото: сайты военной авиации

Прелесть нового самолета заключалась в том, что он значительно отодвинул рубежи перехвата от аэродромов базирования. Таким образом, с принятием его на вооружение, отпадала необходимость содержать массу так называемых аэродромов "подскока", которые ранее обеспечивали перекрытие дальних рубежей.

В 1969 году первые Су-15 коснулись своими колесами бетонной полосы аэродрома Унаши.

Су-15 обладал на то время уникальными характеристиками. К примеру, скороподъемность самолета составляла 220 метров в секунду (что было в шесть раз быстрее, чем на МиГ-15 и МиГ-17), максимальная скорость в 2200 км/ч вдвое превышала показатели МиГов, а наличие на борту ракет Р-98 позволяло сбивать цели на дальности 24 км, в то время как предыдущие ракеты РС-1У, применявшиеся на истребителях МиГ-17ПФ, обеспечивали дальность перехвата только на три километра.

Самолет был революционен во всем. Он был буквально напичкан электроникой, которая значительно облегчала лётчику как пилотирование машины (был автоматизирован процесс захода на посадку), так и выполнение боевой задачи (бортовая РЛС "Тайфун-М" позволяла обнаруживать высотные воздушные цели типа стратегического бомбардировщика на дальности 65 км).

***

Су-15 стал символом неприступности советских воздушных границ, именно с ним связаны наиболее известные воздушные инциденты...

В первом случае трагедия произошла 20 апреля 1978 года с пассажирским самолетом Boeing 707, который совершал перелет по маршруту Париж — Анкоридж — Сеул. После вылета из Парижа, на пересечении северного магнитного полюса, на борту произошел отказ гирополукомпаса, что в совокупности с ошибкой экипажа в расчетах маршрута, привело к тому, что самолет начал плавно поворачивать вправо и, описав большую дугу, лёг практически на обратный путь – в направлении Кольского полуострова.

Там его обнаружили расчеты ПВО Советского Союза, и на перехват с аэродрома "Африканда" был поднят истребитель-перехватчик Су-15, пилотируемый капитаном Александром Босовым из 431-го истребительного авиационного полка 21-го корпуса ПВО 10 отдельной армии ПВО страны. Сблизившись с самолетом-нарушителем, Босов покачиванием крыльев предложил "корейцу" следовать за ним, но 707-й на связь не выходил, выполнять указание истребителя отказался. Получив команду на уничтожение нарушителя, Босов выпустил по нему две ракеты, одна из которых разорвалась возле правого двигателя, повредив крыло и убив в салоне двух пассажиров – японца и корейца, еще тринадцать человек были ранены. Спустя семнадцать минут после поражения ракетой, пассажирский самолет совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви в Карелии.

Картина А. Жирнова, Су-15 сбивает корейский Боинг

Картина А. Жирнова, Су-15 сбивает корейский Боинг. Фото: сайты военной авиации

Если в первом случае всё закончилось по большей части благополучно (ведь могло быть и хуже!), то второй инцидент вылился в потерю обоих самолетов. Дело обстояло следующим образом: 18 июля 1981 года самолет CL-44 аргентинской авиакомпании Transportes Aereo Rioplatense совершал рейс Тель-Авив – Тегеран, перевозя оружие для Ирана. В какой-то момент он вторгся в воздушное пространство СССР со стороны Армении. На перехват был поднят СУ-15ТМ под управлением капитана В. Куляпина. Сопровождая самолет-нарушитель он, согласно международному коду, подавал знаки следовать за собой. Но экипаж аргентинского самолета не реагировал. Времени на ракетную атаку уже не оставалось и тогда советский истребитель таранил нарушителя фюзеляжем в стабилизатор. CL-44 вошел в штопор и упал, 4 человека экипажа погибли. Летчик Су-15ТМ катапультировался и остался жив. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени. В истории реактивной авиации это был второй таран.

Но наиболее нашумевшим стал третий инцидент, который произошел в Дальневосточном небе 1 сентября 1983 года. Пассажирский самолет Boeing 747-230B выполнял перелет по маршруту Нью-Йорк – Анкоридж – Сеул, на борту находилось 269 человек. Версий причин, согласно которым южнокорейский лайнер отклонился от предоставленного ему коридора, высказано много. Однако, известно и то, что в какой-то момент времени отметки на радарах от пассажирского Boeing 747-230B и самолета-разведчика ВВС США Boeing RC-135 (который летел параллельным курсом) совпали, засветившись в одну точку, а затем снова разделились, после чего один из них пошел по маршруту, близкому к международной трассе, а другой углубился на 500 км в воздушное пространство СССР. Здесь нарушитель прошел над Камчаткой (а там – над базой атомных подводных лодок в бухте Крашенинникова), и стал спускаться к Сахалину. Когда "кореец" приблизился к Сахалину, на его перехват с аэродрома Сокол был поднят Су-15ТМ, который пилотировал майор Геннадий Осипович из 777-го истребительного авиационного полка.

В результате попадания ракеты Р-98, выпущенной с дистанции в пять километров, огромный Boeing 747-230B потерял управление и через 12 минут рухнул в пролив Лаперуза в районе острова Монерон.

По утверждению представителей разведки ТОФ, водолазы, которые обследовали место крушения самолета, тел погибших не обнаружили. Да и Осипович в своих последующих интервью утверждал, что не сбивал пассажирский самолет, а "завалил" американского разведчика, так как ясно видел, что в ярко освещенном салоне самолета не было людей.

Когда-нибудь наши потомки узнают правду… Но, в любом случае, лётчик на истребителе-перехватчике Су-15ТМ успешно справился с поставленной боевой задачей, "сняв с неба" самолет-нарушитель.


***

Вернёмся к Су-15. В семидесятых годах военные 47-го истребительного полка провели несколько испытаний самолетов для проверки реальных дальностей перехвата американских бомбардировщиков. К примеру, в 1974 году майор В. Шестаков, взлетев в Золотой Долине, условно перехватил цель типа В-52 над Сахалином, подтвердив высокие возможности нового истребителя. А в 1977 году полк отработал возможности по перехвату американских высотных разведчиков типа SR-71, когда майор В. Бородулин на удалении 90 км от государственной границы на высоте 20 000 метров успешно перехватил условную цель на скорости 2100 км/ч. В следующем году летчики полка отработали перехват групповых целей, тренируясь отражать массированный авиационный налёт вражеских бомбардировщиков.

Но как бы ни была хороша машина, и для Су-15 пришло время выхода на пенсию – в 1988 году из Комсомольска-на-Амуре в Золотую Долину перелетел первый Су-27 – машина четвертого поколения истребителей.

Вид на аэродром Золотая Долина, 1990 год

Вид на аэродром Золотая Долина, 1990 год. Фото: сайты военной авиации

Следующий год стал последним для Су-15 – они уступали место более совершенным машинам, и в память о достойной службе по охране рубежей Родины, один из Су-15 решено было установить на постамент в качестве памятника.

***

47-й истребительный авиационный полк был расформирован в мае 1998 года, после чего некоторое время аэродром рассматривался в качестве основы для проекта создания международного аэропорта, но этот проект так и не был реализован. В настоящее время аэродром используется 589-м зенитно-ракетным полком — здесь размещаются стартовые позиции новейшего зенитно-ракетного комплекса С-400, который без малого прикрывает от воздушного нападения практически весь юг Приморского края.

Памятная доска на Су-15 в Золотой Долине

Памятная доска на Су-15 в Золотой Долине. Фото: Алексей Суконкин

Таким образом, роль аэродрома "Золотая Долина" как защитника воздушных рубежей, не изменилась – он по прежнему стоит на страже мирного неба Приморского края, а стоящий на постаменте истребитель Су-15ТМ – визуализированное тому историческое подтверждение!

Фото автора, а также с сайтов: airforce.ru, aviasalon.com, aviator.guru, avia.pro, aviaforum.ru.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Уже более 10 лет с аэродрома "Золотая Долина" в Приморье не взлетают самолеты

Сутки в небе по просьбе Сталина: 78 лет первому беспосадочному полету Москва — Владивосток

Знаменитый летчик Каманин искал в Приморье площадки для новых аэродромов