Жители Владивостока предлагают вернуть местному "Арбату" название Пекинская улица

Переименование улицы Адмирала Фокина, по мнению некоторых горожан, должно понравиться туристам из Китая
Улица Адмирала Фокина во Владивостоке. Фото: Юлия Никитина, РИА PrimaMedia

Единственной пешеходной улице Владивостока, которая носит имя адмирала Виталия Фокина, командовавшего Тихоокеанским флотом в середине ХХ века, а среди граждан негласно зовется "приморским Арбатом", предлагают вернуть историческое название – Пекинская улица. Дискуссия на эту тему развернулась среди участников группы "Владивосток" в социальной сети Facebook. За переименование высказались известные горожане – журналисты, деятели искусств. Некоторые даже считают, что название "Пекинская" привлечет еще больше туристов из соседнего Китая.

Владивосток хранит большую часть своей 156-летней истории в названиях своих улиц. Улица Фокина – или, как иначе ее называют приморцы, "Арбат", по аналогии с московской пешеходной улицей, – является одним из самых любимых горожанами мест для прогулок и отдыха. Располагается во Фрунзенском и Ленинском районах Владивостока, между Спортивной гаванью Амурского залива и улицей Уборевича.

Улица Адмирала Фокина

Улица Адмирала Фокина. Фото: Юлия Никитина, РИА PrimaMedia

Сейчас уже немногим известно, что с середины XIX века и до 1964 года она называлась Пекинской. Такое название улица получила в честь подписания Пекинского договора в 1860 году. Этот документ был принят "для вящего скрепления взаимной дружбы между двумя империями, для развития торговых сношений и предупреждения недоразумений".

Переименовали улицу в 1964-м, через два года после того, как адмирал Виталий Фокин оставил пост командующего Тихоокеанским флотом и ушел на повышение. В памяти тихоокеанцев он остался "флотоводцем холодной войны": морской офицер, который прошел Великую Отечественную, грамотно управлял ТОФом. Про него, как про Кутузова, говорили, что он помнил имена и фамилии всех тех старшин и матросов, с кем беседовал ранее… И хотя Фокин командовал ТОФом всего четыре года (1958—1962 гг), его именем впоследствии нарекли ракетный крейсер, город в Приморье и улицу во Владивостоке. И именно ее теперь предлагают переименовать, восстановив историческую справедливость.

Переименовывать улицы во Владивостоке – давняя "традиция". Согласно книге 2008 года "Кто в имени твоём. Улицы города Владивостока" (Н.Г.Мизь, О.Б.Стратиевский, И.А.Авдуевская), около 150 улиц в приморской столице в разные годы меняли свои названия. Некоторые переименовывались трижды! В том числе и главная улица города – Светланская (в 1873, 1924 и 1992). В том самом 1992 году, кстати, историческое название улицам возвращали чуть ли не в массовом порядке – Светланская (Ленинская), Алеутская (25 Октября), Семеновская (Колхозная), Нерчинская (Яниса Лациса) и так далее. Но это почему-то не коснулось улицы Адмирала Фокина. Власти города, видимо, побоялись запутать горожан, привыкших к названию крупной пассажирской развязки в этом районе, ныне, кстати, ликвидированной.

"Как-то несправедливо обошлись с Пекинской улицей. Многим первым улицам города вернули их первоначальные названия, а её обошли", – считает журналист, телережиссер Константин Михайлов, с чьей легкой руки и началось обсуждение вопроса. Он также высказался против того, чтобы называть улицу "Арбатом", подражая москвичам.

Улица Адмирала Фокина ночью

Улица Адмирала Фокина ночью. Фото: Сергей Ланин, РИА PrimaMedia

Впрочем, улица Адмирала Фокина "помнит" и еще одно народное название – Торговая. За это она может сказать спасибо первым кооперативным киоскам, стоявшим рядами там, где сегодня бьют фонтаны. Или не бьют, в зависимости от времени года. Ликвидировали киоски в памятном 2002 году. Тогда город заметно преобразился, готовясь к форуму стран АТР. В центре города обновились фасады, тротуары. Видимо, так уж исторически выпало Владивостоку – преображаться именно перед визитом гостей из соседних азиатских стран…

Кстати, в поддержку идеи переименования улицы в Пекинскую звучит и такой аргумент: новое название должно вызвать восторг у иностранных туристов из Китая и увеличить поток путешественников из Поднебесной.

"Надо переименовывать – такой улицы больше нигде в России не будет, да и для китайских туристов будет неожиданностью. При их патриотизме – дополнительные деньги в городской бюджет", – делятся мнением горожане.

Законсервированный фонтан на улице Адмирала Фокина

Законсервированный фонтан на улице Адмирала Фокина. Фото: Балашов Антон, РИА PrimaMedia

"Для китайских туристов это просто праздник будет", – соглашаются другие.

"Немного китайского антуража, и можно построить хорошую рекламную компанию для привлечения туристов – история проживания китайской диаспоры во Владивостоке, предметы. Музей Арсеньева можно подключить", – предлагают участники дискуссии.

Наиболее активные участники дискуссии предложили разговорами не ограничиваться, а написать запрос в городскую думу. Вариант со сменой названия многим показался вполне логичным. Однако старожилы отмечают, что даже став официально Пекинской, улица может приобрести в народе название Пекинская, с ударением на е, поскольку именно так ее и называли горожане до переименования в 1964 году и даже много позже, по инерции.

Улица Пекинская

Улица Пекинская. Фото: портал oldvladivostok.ru

Справка: Виталий Алексеевич ФОКИН (4 марта 1906 — 23 января 1964) — адмирал, командующий Тихоокеанским флотом, первый заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом СССР.

Родился в семье рабочего. С 1922 года служил на флоте. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе в 1927 году. В том же году вступил в ВКП(б). Служил командиром взвода 2-го флотского экипажа, а затем штурманом на крейсере "Аврора". В 1930 году окончил штурманский класс командного состава ВМФ РККА, служил помощником командира и командиром сторожевого корабля, эсминца. С 1937 года — командир отдельного дивизиона эскадренных миноносцев на Северном флоте.

В 1938 году репрессирован, в апреле 1940 года восстановлен в кадрах ВМФ.

Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в проводке северных конвоев, осуществлял артиллерийскую поддержку сухопутным войскам и обеспечивал высадку десантов. В 1942 году был тяжело ранен. Затем служил начальником штаба флотилии на Каспийском море, обеспечивал противовоздушную оборону морских перевозок и прокладку подводного нефтепровода от Апшеронского полуострова до Астрахани. С октября 1944 — командующий эскадрой на Северном флоте, участвовал в союзных и отечественных конвоях.

С 1945 года — на командных и штабных должностях. В 1953—1958 — начальник Главного штаба Военно-морского флота — первый заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом СССР. В 1958—1962 — командующий Тихоокеанским флотом, в 1962—1964 — первый заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом СССР.

Член ЦК КПСС в 1961—1964. Депутат Верховного Совета СССР шестого созыва. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. (Источник – сайт http://pomnipro.ru)

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia