Дальневосточный МедиаСаммит (12+)
4–5 июля 2024

осталось 59 дней

Дальний Восток 5 мая. Был открыт Хабаровский военный институт пограничных войск
07:00
Вы оказались в очереди за продуктами в СССР, вспомните старые цены? — ТЕСТ
06:00
Работают до сих пор: ТОП-упражнений из аэробики 90-х от Синди Кроуфорд
05:00
Рецепт хрустящей глазури для кулича - всего 2 ингредиента для белоснежной верхушки
04:40
Эндокринолог указала на заболевания, при которых нельзя есть яйца даже на Пасху
04:20
Теперь нельзя: новый запрет вводят для всех собственников жилья
03:11
ХАМАС и египетские посредники достигли консенсуса по прекращении огня в Газе
4 мая, 20:03
Май для юга Китая выдастся более дождливым, чем обычно
4 мая, 20:02
Россиян предупредили о самых опасных куличах – лучше не покупать
4 мая, 19:11
Кризис Тельцов, болячки Раков, выигрыш Дев: подробный гороскоп на 5 мая
4 мая, 18:30
Передоз крупных банкнот: люди с этими буквами в именах рождены для роскоши
4 мая, 18:00
Орден "Победа" засияет сегодня во Владивостоке после реконструкции
4 мая, 16:55
Рёв моторов, рок и уточка: во Владивостоке открыли байкерский сезон
4 мая, 15:20
Жаркий выходной: до +30°C обещают синоптики в Приморье 4 мая
4 мая, 10:27
Россиян обяжут получать специальные госзнаки на авто в ГИБДД – детали
4 мая, 07:11
АО "Дальтрансуголь" держит курс на сохранение экологического равновесия 3 мая, 16:04
Порты Приморья замерли в ожидании 2 мая, 19:41
Генпрокуратура выиграла громкий иск к крабовым бизнесменам из Приморья 2 мая, 16:33
Газопровод к объектам игорной зоны "Приморье" будет построен в 2025 году 2 мая, 12:27
Новый Алексеев, отозванный ДЭГ и сборка губернаторов у Трутнева 29 апреля, 09:33
Судьбу пятизвездочных гостиниц во Владивостоке пришлось решать на уровне президента 27 апреля, 18:54
Прицел на развитие и синергию: депутаты и общественники об отчете мэра Иркутска 27 апреля, 18:30
Бывший командующий ТОФ вновь пробует себя на выборах в Приморье 27 апреля, 14:05
На Дальнем Востоке не выполняют планы по президентской субсидии 27 апреля, 12:00
Глава Чугуевского округа Роман Деменев ушел в отставку 27 апреля, 11:17
Путин призвал все партии активнее выдвигать на выборах всех уровней участников СВО 27 апреля, 10:35
Созданная в Приморье группа ДНС осваивается в Кыргызстане 27 апреля, 10:33
Предложения ВАРПЭ об усилении влияния России в мировом рыбном хозяйстве доложены президенту 27 апреля, 09:17
Мастер-планы городов Дальнего Востока визуализируют и сделают доступными для всех 26 апреля, 18:45
"Нет отторжения": "Партия дела" в Приморье не видит препятствий для коллабораций с ЛДПР 26 апреля, 08:30

Выгода в экономике должна работать на будущее, а не против него — депутат ЗС ПК

Дороги, ТОРы и опасность сиюминутной выгоды — экономическая политика не должна бояться перспективы, говорит Сергей Кондрашов
15 августа 2016, 16:45 Бизнес
Сергей Кондрашов Александр Маслянко, пресс-служба ЗС ПК
Сергей Кондрашов
Фото: Александр Маслянко, пресс-служба ЗС ПК

Грамотно выстроенная стратегия должна иметь своей целью получение прибыли. Эти два ключевые понятия экономики должны следовать друг за другом, и работать вместе на будущее. А не находиться на разных чашах весов при принятии управленческих решений. Сейчас пока складывается ситуация, что стремление получить сиюминутную выгоду совершенно затмевает перспективы развития, уверен действующий депутат Законодательного собрания Сергей Кондрашов. О важности выстроенной экономической политике краевой парламентарий рассказал в интервью РИА PrimaMedia.

— Сергей Николаевич, общаемся уже, практически, под самый занавес работы депутатов этого созыва. Что важного для Приморье рассматривалось на заседаниях комитета по экономической политике и собственности, с вашей точки зрения? Каким темам уделялось повышенное внимание? Тем более, что последнее время заседания комитета были очень резонансные.

— Резонансные... Ну, можно сказать и так. Я бы взял интервал чуть больше — год, наверное. Все это время мы постоянно возвращались к одной и той же теме — состояние дорог Приморского края. Если я скажу, что с ними — катастрофа, я, наверное, не слишком преувеличу. Да и у самого Примавтодора ситуация крайне непростая — об этом много писалось, говорилось. И сами дорожники признают, что у них не все хорошо, это еще мягко сказано. Я только вернулся из Уссурийска, проехал по дорогам и это просто кошмар. По направлению к Новоникольску, в сторону китайской границы, ездить практически невозможно — асфальтового покрытия в одном месте нет. Хотя жители деревни Пуциловка вполне способны позавидовать и такой дороге — у них вообще гравийка в очень плохом состоянии. Я не поленился, съездил в филиал Уссурийского Примавтодора, поинтересовался: а что происходит? А мне и отвечают: "Да, нас объединили с Михайловским филиалом, теперь мы крупная организация, но на два района у нас всего 4 грейдера".

— А как же обещания что техники больше станет?

— Пока, на сегодняшний день, я не вижу этой техники. Я сам 15 лет живу в деревеньке под Уссурийском, и буквально в нескольких километрах, в соседней деревне было отделение Приматодора. Так у нас на, грубо говоря, 40 или 30 километров дорог было три грейдера. И все всегда было в идеальном состоянии — аккуратно, ровно и в полном порядке. Сейчас нам положили асфальт и, естественно, отделение упразднили. Однако 4 грейдера на два крайне не маленьких района — это катастрофа просто-напросто. Кстати, это не самая тяжелая ситуация по краю, но она показательна. Именно поэтому Примавтодору уделять внимание надо постоянно. Постоянно говорить, напоминать, привлекать внимание.

И вообще в этом вопросе надо бы выработать единую стратегию — решить, справляется Примавтодор с работой или нет, если он не справляется,то тогда надо объявлять конкурсы, отдавать контракты субподрядчикам. Может, благодаря такому подходу получиться, наоборот, сэкономить бюджетные деньги.

Вообще, дороги для Приморья — это на самом деле сейчас одна из наиболее больных тем. Почти по Гоголю (смеется — прим. редакции). У нас сейчас складывается такая ситуация, что деньги в бюджете на ремонт на самом деле заложены, а самих дорог, равно как и работы по их ремонту и поддержанию в надлежащем состоянии, практически не ведется. И именно поэтому эта тема все 5 лет работы для нашего комитета — по экономической политике и собственности — всегда была главной и постоянно звучала на заседаниях.

— Последнее время "Примавтодор" не может похвастаться длительным пребыванием руководителя на посту...

— Поделюсь своим наблюдением — очень редко когда смена руководства приводит к моментальным положительным результатам, а частая ротация руководителей вообще приводит к катастрофическим обычно результатам, потому что человек толком даже не успевает вникнуть в суть работы и его вдруг снимают за то, что он не выполнил положенный ему объём работы. Простите, а он, банально, это успел? Да, конечно, каждая ситуация индивидуальна и каждая требует отдельного рассмотрения— это я про смену руководства говорю. Иногда люди просто не успевают даже приступить к своим обязанностям в полном объеме, а иногда — действительно приходят только для того, чтобы поправить финансовое положение. Свое собственное. И тогда уголовные дела оправданы и уместны. Хотя мне сложно понять такой подход — пытаться за счет государственного предприятия решать свои личные проблемы, но это выбор каждого.

-Сергей Николаевич, давайте от частных вопросов перейдем все же к общим — к экономической стратегии развития края. Вам это тем более близко, что созвучно с названием комитета, в котором работаете. Какова экономическая стратегия развития края?

— Экономическая политика — это в принципе то, над чем мы должны работать для того, чтобы край развивался, действующие предприятия работали, а не закрывались, и даже более — открывались новые. Сейчас в крае по многих крупным, даже стратегическим предприятиям ситуация сложилась не радужная — Ярославский ГОК, например. Я уверен, что проблема подобная этой, во-первых, не должна возникать в принципе, а, во-вторых, все же, если уж возникла, решаться очень быстро. Смотрите, в Европе, например, всегда стремятся поддержать своего производителя. Какой-то регион специализируется на производстве стали. Вдруг оказывается, что, допустим, российская сталь дешевле — причин этому может быть много, тоже падение доллара, к примеру. Ответом на такое падение цены становятся заградительные пошлины, но никто не принимает решение закрыть собственный завод. Это самое простое, что можно сделать именно сейчас. А если экономические реалии изменяться, что тогда делать? Вновь открывать завод и тратить в три раза больше средств? Это стратегически неправильно.

У нас же стараются не просчитать ситуацию, не выстроить ее дальнейшее развитие, а сразу отреагировать. Из-за чего закрылся Ярославский ГОК? Просто в Монголии внезапно нашлось более дешевое сырье и транспортное плечо оказалось короче, чем из Приморья. А вот то, что у нас поселок с более чем 10 тысячами населения остался без работы — это мелочи. Здесь реакция должна быть на уровне правительства. Причем, очень быстрая реакция — заградительные пошлины, предварительная работа по выравниванию цен. Надо создавать условия, чтобы продукция была конкурентноспособной.

— Кажется, что история с Ярославским ГОКом готова повториться.

— Да, Липовцы. Неоднократно на комитете этот вопрос обсуждали, спорили, нас, депутатов, пытались убедить в необходимости закрытия и в оправданности этого шага, однако я все же не согласен, что это логичное и оправданное решение. Да, понятно, что хотят уйти от добычи шахтовым методом, так как это, якобы, невыгодно. Знаете, добыча угля — это ведь не реализация готового товара, когда сразу продал и сразу же получил прибыль. Это крайне долгосрочное мероприятие, при котором возможна даже ситуация работы в убыток — как правило, это промежуток от года до трех лет. Открытый и закрытый способ добычи угля — это два принципиально разных процесса. При открытом надо, условно говоря, сделать только крышу. А вот при закрытом — нужно подготовить шахты, проходы и так далее. Это вложения, причем, далеко не маленькие, и вот тут отдача наступит только через несколько лет. Кстати, а ведь залежей угля под Липовцами по приблизительным оценкам — на 100 лет. Так что в перспективе тут отдача будет гораздо больше, нежели крупные временные затраты. А вообще, давайте говорить честно. Я по своей работе довольно часто бываю на шахтах, в том числе и в Новошахтинске на разрезе. Так вот, добыча открытым и закрытым способом — это все равно что подготовка космонавта и обучение моряка.

Открытым способом — это техника, шагающие экскаваторы, экскаваторы, погрузчики, БЕЛАЗы. Закрытым — проходчики, шахты, подъемники. Говорить о том, что вдруг шахтёра -проходчика переучат, и он станет белазистом — это, мягко говоря, очень странно. Тут очень большая проблема, которая должна решаться с точки зрения экономической политики.

На заседании комитета

На заседании комитета. Фото: Александр Маслянко, пресс-служба ЗС ПК

— Каким же образом экономическая политика, да еще на краевом уровне, может решить данную проблему?

— На самом деле, это действительно вопрос и экономики, и политики. Смотрите, если мы знаем, что запасов много и это, в общем-то, хоть и долго, но окупаемый проект, значит, надо просто разговаривать с собственниками. Может быть, вести речь о каких-то взаимовыгодных условиях кредитования, либо оказывать поддержку иным способом. Нельзя просто так рубить с плеча — "а нам сегодня не выгодно — закрыли". И, кстати, тот уголь, который лежит под землёй — никогда не выйдет на поверхность. И добывать его можно только так, как добывали до этого — глубина залегания крайне немаленькая. Если бы его можно было сразу добывать открытым способом, то так бы и делали. Давно уже.

— То есть, я не ошибусь, если поставлю знак равенства между терминами "экономическая политика" и "экономическая стратегия"? Получается, что оба этих понятия должны направлять развитие государства, а не реагировать на проблемы, которые возникают по пути следования.

— Не ошибетесь. Действительно, экономическая политика, проще говоря, должна показывать, как вообще будет развиваться государство. То, что у нас происходит сейчас в экономике с развитием связано мало. Когда Советский Союз развалился — мы не будем сейчас касаться причин, остановимся только на факте, — так вот, мы остались практически без многих направлений, являющихся важнейшими составляющими безопасности страны. Сельское хозяйство, станкостроение — все это оказалось за пределами государства. Однако вместо того, чтобы признать ошибки и начать создание своего комплекса, вместо того, чтобы озаботиться стратегической безопасностью страны, мы начали покупать, сориентировавшись исключительно на этом. Мы не производим станки, мы фактически зависим от того оборудования, которое нам приходиться приобретать за границей. А если в один прекрасный момент наши партнеры решат, к примеру, ужесточить санкции и запретят продажу? С чем мы останемся? Вот на этот вопрос ответа практически нет.

Кроме того, наши крупные, даже не градообразующие, а бюджетообразующие, компании почему-то на прямую спонсируются государством. Я, например, не понимаю, почему Газпром и Роснефть должны получать какие-то преференции, а, главное, "живые деньги" от государства. Ведь это предприятия , которые получают сверхдоходы, и я считаю, что они должны не просить денег у государства на своё развитие, а чуть уменьшить зарплаты своим ТОП-менеджерам и на сэкономленные развиваться.

— Сергей Николаевич, давайте вернемся все же от общегосударственных вопросов к приморским проблемам. Недавно депутаты приняли закон о поддержке промышленных предприятий. И, исходя из предыдущего вопроса, логично вытекает следующие — есть ли вообще промышленность в крае?

— В каком-то виде существует, однако не в том, каком была буквально еще 30 лет назад. Да, у нас, допустим, есть хороший завод "Прогресс" в Арсеньеве, который работает на военно-промышленный комплекс. Это же промышленность? Промышленность. Загружен заказами на несколько на десятков лет вперед. Это очень хорошо для Приморья в том числе, что он загружен, причем, как импортными, так и экспортными контрактами — это прекрасно. Но при этом, у нас есть, допустим, в Уссурийске локомотиворемонтный завод. А вот там заказов осталось всего на полгода. И что, соответственно, дальше? Дальше собственники, насколько мне известно, обнародовали планы о том, что этот завод надо закрывать.

— Это же очень прекрасный завод, в который вложено огромное количество средств!

— Вот и мне интересно, с чего он вдруг стал убыточным. Он же на протяжении всей своей истории был прибыльным! Давайте анализировать причины — разве у нас уменьшилась длина железных дорог? Она только растёт! Разве у нас снизилось количество поездов грузовых-пассажирских? Оно только растёт. Разве для этого надо меньше тепловозов и электровозов? Нет. Разве их надо реже ремонтировать? Нет, существует регламент. И вот совершенно непонятно, почему вдруг завод становится нерентабельным. Конечно, здесь в общем-то вопросы к собственникам и к той стратегии, которую они реализуют. Однако мне кажется, мы здесь вновь наталкиваемся на крайне характерную проблему: получение сиюминутной прибыли и реализация сиюминутных решений. А мы ведь ранее уже говорили о том, что получение сиюминутной прибыли не должно приводить к закрытию целых предприятий.

— Складывается впечатление, что у нас в крае все предприятия закрываются... Или это только впечатление? Хоть вот крайне печальные новости приходят про дальнегорский "Бор".

— Ну ведь не случайно в Дальнегорске создали еще одну ТОР? Как раз для того, чтобы и помочь, в том числе, и "Бору" выстоять в этих сложных условиях и набрать темпы развития.

Вообще, сама идея ТОРов правильная. Однако вопрос заключается в быстроте осуществления, чтобы пошла отдача, первые результаты были. Хотя они только-только начали работать, только-только перешли с документального уровня в жизнь. А меж тем уже столько вопросов о том, что там можно подправить. Всегда хочется спросить — как можно править то, что еще не работает? Дайте возможность закону поработать, понять узкие места, и потом исправлять что-то, а не так: закон еще не работает, а мы уже ищем, чтобы поправить. А если же говорить о ТОР Дальнегорск, то я надеюсь, что это как раз необходимое для , что давайте, что закон приняли, он еще не заработал, а теперь уже будем исправлять, поэтому я надеюсь что ТОР Дальнегорск — это как раз то, что нужно "Бору".

— То есть, ТОРы — это как раз очень правильное стратегическое решение?

— Сама идея хорошая, но до конца ли она проработанная? Смотрите, ТОР "Михайловская", специализирующаяся, в том числе, и на животноводстве. Здесь предполагается выращивать огромное количество голов скота. Однако потребность Приморья, по-моему, всего около 10% наверное, а всё остальное куда девать? Логично здесь предположить, что либо в другие регионы, хотя мы не просчитали, а есть ли там реальная потребность в нашем мясе. Либо же — второй вариант — экспорт в Китай. Хорошо, а есть ли на китайском рынке сформированный запрос на наше мясо? Тут надо вообще хорошо подумать, так как Приморье сейчас работает на привозном мясе, и именно — из Китая. Так нужно ли им наше? Да, действительно, сейчас из-за сильно подешевевшей национальной валюты, представители соседней страны активно скупают у нас все, что только можно. Однако долго ли это будет продолжаться? Надо знать ответ на этот вопрос, а его у нас нет. И второе — действительно ли Китаю нужно такое количество мяса? И здесь мы тоже не можем дать понятного ответа.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Логика выбора дорог в Приморье для ремонта вызвала непонимание у краевых депутатов

Развитие агропромышленного комплекса Приморья невозможно без газификации — Кондрашов