Будущее. Какое оно? Наверняка каждый хоть раз в жизни задумывался над этим вопросом, а кто-то даже представлял его в своих фантазиях. А участники смены "Здесь начинается Россия", организованной министерством по развитию Дальнего Востока в ВДЦ "Океан", смогли не только разработать модели будущего мира, но и узнали о будущем образовании и новых профессиях, научились строить диаграммы личных планов и даже познакомились с роботом "Адамом". А помогли им в этом приглашенные эксперты вместе с Агентством стратегических инициатив в Дальневосточном федеральном округе (АСИ), сообщает РИА PrimaMedia.
Участники смены – это учащиеся 8-11 классов из регионов Дальнего Востока.
Мероприятие открылось приветственной речью Марины Бариновой, исследователя Русского географического общества. Она рассказала ребятам об уровнях освоенности регионов и их классификации. В конце своего выступления Марина поинтересовалась у школьников, какую краеведческую литературу они читают и в каких культурно-исторических событиях принимают участие. Слова из зала про "Остров Сахалин" А. П. Чехова и всероссийскую акцию "Бессмертный полк" порадовали гостью.
Затем всем ребятам предложили поучаствовать в проектной сессии от Агентства стратегических инициатив "Будущее Дальнего Востока глазами детей". Океанцы поделились на семь групп в зависимости от интересов: предпринимательство (обычное и социальное), идеология и нравственность, города будущего, мобильная робототехника, будущее детского образования и культура Дальнего Востока в будущем. Каждую из секций курировали приглашенные специалисты.
– Наша задача была познакомить детей с работой Агентства стратегических инициатив в более доступной форме. Поэтому мы выбрали работу над проектами в группах. Мы познакомили детей с атласом будущих профессий, например, в сфере строительства – специалист по модернизации строительных технологий, проектировщик доступной среды, проектировщик инфраструктуры умного дома, профессии связанные мобильной робототехникой – проектировщик промышленной робототехники. Как раз на этой секции ребята познакомились с роботом "Адамом" и представили своих роботов будущего – как они видят их в 2035 году.
Стоит отметить, что из всех детей только 10% удивились, узнав, что в будущем могут исчезнуть такие профессии как почтальон, курьер, лифтер, вахтер, парковщик, оператор колл-центра. Мы рассказали ребятам, что со временем все меняется, многие профессии сейчас заменяются современными технологиями. Некоторые дети с удивлением спрашивали: "Если мои родители работают по профессии, которая в будущем устареет, кем они будут работать?". Мы объяснили ребятам на примере Сбербанка, у которого на Дальнем Востоке нет ни одного бухгалтера, все работает в программном доступе через центральный офис, – рассказала Ольга Курилова.
Она добавила, что в группе "Будущее детского образования" эксперты поговорили с ребятами и пришли к выводу, что сегодня современным детям не достаточно вузовского образования, так как необходимо выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию для успешной карьеры. А для этого помимо внешних стимулов нужна еще мотивация: "А что я хочу?".
– В рамках работы группы социального предпринимательства ребята уяснили, что такое бизнес-решение социальной проблемы будет всегда развиваться, потому что люди нуждающиеся в чем-либо есть и будут. Молодые бизнесмены очень часто выходят на социальное предпринимательство через свои проблемы или через проблемы других людей, – сказала руководитель представительства, отметив, что все участники оказались очень умными, талантливыми и способными в планировании интересных проектов.
– Будущему Дальнему Востоку быть – сказали дети, но все-таки примерно 50% хотят уехать с Дальнего Востока, но при этом будут помогать развивать территорию Дальнего Востока, а 50% – остаться. Порядка 10% из 200 человек выразили желание в будущем быть предпринимателями. Большая часть детей собирается идти в вуз и после нашего семинара, многие выразили желание пройти дополнительные тренинги и курсы, чтобы саморазвиваться. А самое главное, к чему мы пришли, что в будущем, когда не будет определенных профессий, нужен будет набор компетенций для конкурентоспособности в современном мире. Хочу отметить, что самые активные участники смены были из Амурской области и Еврейской автономной области, а также Хабаровского края и Якутии, – сказала Курилова.
В свою очередь ребята отметили, что самыми интересными секциями стали робототехника, социальное предпринимательство и города будущего.
Александр Ганюшкин – директор ООО "Робот" – показал подросткам свой рабочий проект — робота "Адама". Он задуман как помощник по дому, способный развлекать членов семьи и охранять их имущество. Появление такого необычного персонажа на океанской сцене вызвало у школьников восторг и четкое ощущение того, что будущее — рядом. И только ребятам решать, каким оно будет.
Презентация робота. Фото: Феликс Попов
– Я представил ребятам своего Адама. Робот умеет менять углы обзора и легко распознает объекты в отличие от своих аналогов. По большей части Адам предназначен для обучения и научных исследований, он умеет ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с человеком, вплоть до искусственного интеллекта. У него есть набор инструкций, который позволяет следить за безопасностью дома, присматривать за детьми и пожилыми людьми, выполнять команды — принести, подать, подержать.
Затем ребята разделились на четыре команды и каждая создавала свой проект. По окончанию времени океанцы защищали своих роботов. Мы поразмышляли над вопросами: Какие роботы будут в будущем? Каким образом человек будет взаимодействовать с роботом? Какие роботы видят дети в будущем? Какими человек должен обладать компетенциями, чтобы подружиться с роботом. Детям очень понравилось, – поделился директор ООО "Робот" Александр Ганюшкин.
Робот Адам. Фото: Феликс Попов
Руководитель экспертной группы Агенства стратегических инициатив в Приморском крае, директор негосударственного образовательного учреждения "Азиатско-Тихоокеанская школа" Елена Новикова в группе "Будущее детского образования" обсудила с подростками сегодняшнюю систему образования и рассказала про модель будущего.
Елена Новикова. Фото: предоставлено АСИ
– На вопрос "Зачем идем в школу?", на который раньше все отвечали "за знаниями", сегодня так уже не отвечают. Сегодня на ряду со знаниями стоят базовые компетенции, потому что в быстро развивающимся мире количество информации каждые два-три года удваивается, знать все – невозможно. Принципиально важным является сегодня умение принимать решение и, исходя из своей цели, двигаться дальше. Особенно важно уделять внимание самообразованию. Мы проговорили с ребятами про базовые компетенции современного человека, среди которых самообразование, саморазвитие, принятие решений, коммуникативная компетенция и информационная компетенция. Каждую обсудили подробно.
Мы объяснили, как информацию переводить из текста в диаграмму, в схему, в таблицу и наоборот. Этому нужно учиться. Что лучше знать: исторические события, даты и правила или уметь читать схемы? Позиция традиционного учителя – знать события, даты и правила, а я скажу, что более актуально на сегодня уметь читать схемы. Базовое образование не является спасением от всех бед или не является определяющим твоей дальнейшей жизни. Важно уметь понимать себя, читать себя и работать со своим психоэмоциональным состоянием, – подытожила Елена Новикова.
После работы секций были презентованы итоги работы в группах в киноконцертном зале. Проект идеальной женщины-робота, электронная библиотека Дальнего Востока, каким будет предприниматель в 2035 году, как школьники видят свое образование в будущем — это лишь часть предложенных и разработанных идей. Океанцы удивили экспертов оригинальностью и небезразличием к будущему. После презентации специалисты подвели итоги работы в группах и наградили самых активных и достойных ребят атласом профессий будущего от АСИ.
— Мы благодарны министерству по развитию Дальнего Востока за организацию такой тематической смены "Здесь начинается Россия" для дальневосточных школьников. Для нас — это отличная возможность показать, что делает АСИ на Дальнем Востоке и в стране в целом, рассказать какими проектами в настоящем мы занимаемся, а главное, какие компетенции в будущем ребятам придется осваивать для успешного саморазвития и развития территории и страны в целом, так как именно они и являются той частью будущего, которое мы пытаемся увидеть сейчас, — подвела итог Ольга Курилова.