Хрущев во Владивостоке, 1959 год
Фото: Из фондов Краевого музея им. В. К. Арсеньева

Хрущевки, "кузькина мать", кукуруза: Владивосток Никиту Сергеевича запомнил не только этим

Плюсы и минусы двух визитов Хрущева в столицу Приморья - в октябре 1954 и октябре 1959 года

Общество

7.10.2016

Пятидесятые годы прошлого века по праву называют "этапом большого пути" Владивостока. Это были годы, когда в городе быстрыми темпами начали развиваться промышленность, культурное и жилищное строительство, годы, когда началось освоение просторов Тихого океана. Толчком к этому стал визит Никиты Хрущева в октябре 1954 года. Именно тогда первый секретарь Президиума ЦК КПСС впервые посетил столицу Приморья и сразу же решил сделать из Владивостока город лучший, чем Сан-Франциско. О том, как Владивосток встречал Хрущева и что из этого вышло – в материале РИА PrimaMedia.

Первые впечатления: октябрь 1954 года

Впервые Никита Сергеевич Хрущев посетил Владивосток в октябре 1954 года, когда вместе с другими членами Президиума ЦК партии – Н. А. Булганиным, А. И. Микояном совершил поездку по Дальнему Востоку (Сахалин, Приморский и Хабаровский края). Ей предшествовало длительное пребывание той же компании в КНР по случаю пятой годовщины провозглашения Китайской народной республики и отдых на советской базе в Порт-Артуре.

Владивосток был первым пунктом "дальневосточного тура". Как Никита Сергеевич напишет позже в своей книге "Время. Люди. Власть (воспоминания в 4-х книгах)", визит в столицу Приморья был вызван необходимостью решить вопрос о дальнейшей судьбе города – окончательно закрепить за ним статус закрытой военно-морской базы, сосредоточив здесь весь Тихоокеанский флот, или, оставив в городе часть военных, других вывести в иные места базирования.

Ознакомившись с городом, высокопоставленные чиновники отметили его неблагоустроенность, разбросанность, слабую связь отдаленных районов с центром, неразвитость стройиндустрии, плохое обеспечение горожан жильем. Тогда и было решено составить проект по развитию "города нашенского", который получил название "Большой Владивосток".

1 / 3

А вот детали первого визита Никиты Сергеевича нигде не освещались, встреча была скромной. Хотя та поездка стала по-настоящему исторической — она стала первым посещением восточной части страны высшего руководителя правящей коммунистической партии со времени поездки И. В. Сталина в Сибирь в 1928 году и первой столь длительной и масштабной за всю предшествующую социалистическую историю страны. В итоге именно Хрущев сделал подобные поездки обычной практикой. Информация о поездке появилась уже в итоговом виде одновременно в СМИ только в начале ноября 1954 года.

Тогда-то жители Владивостока и узнали, что дальневосточные надбавки (+20%) к зарплате отменены. Стояла приморская осень с её чудесной погодой, и Никита Сергеевич отметил: "Да у вас здесь климат лучше, чем в Сочи!". И добавил: "Я считаю, что мы не совсем правильно с правительством установили льготы. Мы этим самым укрепляем в сознании людей, что Дальний Восток, Хабаровск, Сахалин – каторжные места".

Из Америки с любовью: октябрь 1959 года

Вторая поездка Хрущева во Владивосток стала более яркой. Во-первых, Никита Сергеевич прибыл прямиком из США, где случилась знаменитая история с ботинком и "кузькиной матерью". К тому же, генсек компартии СССР уже был вдохновлен своей известной идеей засеять все, что можно, кукурузой.

Тогда же с легкой руки первого председателя ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР в одном лице, уже достигшего зенита своей политической карьеры, Владивосток и Сан-Франциско стали городами-побратимами. Хрущев рассказывал тысячам горожан на встрече 7 октября 1959 года на стадионе "Авангард" о недопустимых, развратных, загнивающих нравах Запада и сравнил побережье Владивостока с Сан-Франциско — в Америке он с катера осмотрел американское побережье. Тогда же он выдвинул лозунг сделать столицу Приморья городом лучшим, чем Сан-Франциско.

Во-вторых, сама встреча была запоминающейся и широко освещалась в прессе. Здесь были толпы советских граждан, лимузин, лепестки цветов и ковровая дорожка. Существует видео, где счастливые люди беспрестанно аплодируют и внимательно слушают своего лидера, внимая каждому слову (проект "Старый Владивосток").

Наибольший след в сердцах местных жителей во время второй поездки Хрущева во Владивосток оставили три факта. Первый, это то, что Никита Сергеевич общался напрямую с рабочими – сам подходил и спрашивал о проблемах, обещал помочь. И исполнял обещанное.

К примеру, в интервью "Комсомольской Правде" от 4 октября 2009 года житель Владивостока Ратмир Федорович Панков говорит:

Во время прогулок Никита Сергеевич любил общаться с горожанами. Например, как-то спросил одного из отдыхавших на пляже, откуда он. Мужчина ответил, что прилетел из Петропавловска-Камчатского. Хрущев поинтересовался, сколько стоит билет, а услышав цифру, поморщился, сказал, что очень дорого. В следующем году впервые тарифы на перелет были снижены!

Можно сказать, что рядовые граждане СССР фактически впервые за долгие годы получили реальную возможность непосредственного выхода на первое лицо партии.

Второй факт, на тот момент шокирующий – перед владивостокской публикой Хрущев начал борьбу с культом личности. Журналист Дмитрий Коростелев в своем блоге пишет: "Нелестные слова о временах правления Сталина прозвучали на совещании с рыбаками города и во время похода на борту крейсера "Калинин" в залив Стрелок, где Никита Сергеевич знакомился с местом строительства будущей новой главной военно-морской базы Тихоокеанского флота (ныне Фокино). Спустя много лет бывший партийный функционер А. Н. Яковлев вспоминал свою тогдашнюю реакцию на сенсационные речи: "…я слушал выступление Никиты Сергеевича перед местным активом, включая капитанов рыболовных сейнеров, в котором… был ошарашен… Вернувшись в Москву, я боялся рассказывать об этом своим знакомым, только друзьям — и то по секрету".

Третий факт – самый полезный для дальневосточников. Вернули те самые льготы!

И все-таки главным результатом пребывания Хрущева во Владивостоке явилось принятие решения об ускоренном развитии города. По его же настоянию вопрос разработки генерального плана "Большого Владивостока" обсуждался на Заседании Президиума ЦК КПСС, который разработку этого проекта поддержал. 18 января 1960 года было принято Постановление правительства "О развитии г. Владивостока". Москвичи разработа­ли для города на далекой окраине новый генеральный план, который должен был его преобразить.

Большой Владивосток: начало

Итак, что же предшествовало появлению знаменитого генерального плана? Конечно, другой генеральный план! С 1932 по 1938 год во Владивостоке работала бригада специалистов под общим руководством архитектора Е. А. Васильева. За это время была проделана большая работа по топографической съемке города, составлены все необходимые технико-экономические обоснования и разработан "Генеральный проект Большого Владивостока".

Проект Большого Владивостока, составленный бригадой архитекторов, просуществовав несколько лет и принеся известную пользу, все же окончательно утвержден не был и в последующие годы отклонен, так как он страдал многими излишествами, был нереален для осуществления.

К тому же в довоенное время, военное и послевоенное время (период "холодной войны") все силы во Владивостоке были брошены на укрепление восточной границы СССР, город действительно напоминал закрытую военно-морскую базу. Какие уж тут новые школы и культурные учреждения.

И вот после визита Никиты Сергеевича в декабре 1955 года Ленинградским государственным институтом проектирования городов был разработан проект планировки и застройки Владивостока, который позже утвердил Совет Министров РСФСР.

1 / 4

Проектом предусматривалось жилой фонд города в течение 25-летнего периода довести до 2256 тысяч квадратных метров. Для сведения, в 1954 году он составлял 1230 тысяч квадратных метров, из которого почти половина – 550 тысяч — приходилась на одноэтажные дома. Причем значительная часть одноэтажного жилого фонда являлась ветхой и непригодной для жилья. К слову, из 600 км дорог, лишь около 50 км имели твердое покрытие, практически отсутствовала ливневая канализация, что при гористом рельефе города и обильных осадках летом приводило к большим разрушениям дорог и городских улиц. Не хватало школ (занятия шли в три смены), из 62 школ 12 размещались в зданиях, пришедших в полную негодность. Теперь всё должно было кардинально измениться. Так и вышло.

В книге "Приморский край" под ред. П. А. Антохина (Владивосток, 1958 год) пишут о проекте так: "Этот проект является основным исходным документом для дальнейшей застройки города. Им определяются все основные принципиальные положения в развитии города, его границы, зоны этажности застройки, первая очередь строительства, сетка площадей, магистралей и улиц, озеленение города, парки и стадионы, основные положения транспорта и инженерных статей".

Так в нашем городе появились хрущевки. Кстати, как пишет хабаровский журналист Дмитрий Коростелев, "Владивосток стал первым из дальневосточных городов, где с 1958 года стал применяться подобный метод строительства. Так началось решение жилищной проблемы, которая в то время для большинства горожан была одной из самых трудноразрешимых. Ранее рядовым жителям Владивостока рассчитывать на отдельную благоустроенную квартиру было невозможно, они могли получить комнату в коммуналке или, взяв кредит, построить своими силами небольшой деревянный домик без коммунальных удобств. Отдельные благоустроенные квартиры предоставлялись крупным чиновникам, руководителям производства, высококвалифицированным специалистам, передовикам производства".

Юрий Филатов в газете "Утро России" (2009 год) пишет, что в этот период начинается застройка территорий вне центра города: "Дальзавод застраивает целый квартал жилых домов по ул. 40-летия ВЛКСМ и больничный комплекс по ул. Папанина (ныне Приходько). Сносятся старые дома и строятся новые на Первой Речке и ул. Областной (проспект 100-летия Владивостока). На Второй Речке на месте бывшего аэродрома появляются два радиозавода и несколько кварталов жилых домов для их работников. Появился фу­никулер. За 15 лет жилфонд города увеличился в 17 раз".

Хорошо продуманная планировка, включение в кварталы детских садов и школ позже были отмечены Государственной премией.

Обе поездки Хрущева во Владивосток стали исторически значимыми для нашего города. Именно с той поры столица Приморья стала расти и развиваться, с каждым днем становясь все лучше.

Сергей Власов, кандидат исторических наук, в публикации в газете "Прогресс Приморья" пишет, что "1960-е годы явились одним из благоприятных периодов в истории города. Не сразу и не всё удалось выполнить согласно правительственному постановлению "О развитии г. Владивостока". Дом пионеров построили только в середине 1980 года, а здание для городской библиотеки так и не возвели. Тем не менее, пример Владивостока 1960-х убеждает: надо строить грандиозные планы, и даже если они частично воплотятся — это уже хорошо".

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Как Никита Карацупа и его Ингусы 12 лет ловили контрабандистов в приморской тайге

Челюскинцы во Владивостоке: как город встречал спасенных покорителей Арктики

Мнения о Владивостоке за 156 лет: лихие извозчики, манзы на площади и сочинский климат