Встреча с писателем, языковой мастер-класс и вечер джаза: программа на выходные
09:00
Эпидемиологи предупредили о возможной вспышке ОРВИ в Приморье — прогноз
13:33
В Уссурийске пожарные вызволили из горящего дома 23 человека
13:09
Машинист и его руководитель ответят за наезд экскаватора на ребёнка во Владивостоке
12:49
Полиция наказала жителя Владивостока за шум в подъезде
10:50
Под санкции США попал крупный порт в Приморье
10:30
Ничего святого: мужчину нагло обокрали в главном храме Владивостока
10:00
Компанию из Владивостока лишили квоты на вылов трубачей
09:41
До 33 градусов мороза ожидается в Приморье в выходные – синоптики
09:30
Опытные водители всегда держат под рукой мытую картофелину и соду, и вот зачем
07:11
Дальний Восток 11 января. Германские военнопленные покинули Дальний Восток
07:00
Новый китайский метапневмовирус — кто сейчас находится в особой опасности
04:20
Штраф 1 000 рублей: жесткий запрет по ЖКХ для всех жильцов квартир с 9 января
03:11
Владимир Авагимян прокомментировал свой уход из Думы Арсеньева
10 января, 20:00
По 15 000 сверху — объявлен новый размер долгожданных выплат в 2025 году
10 января, 19:11
Во Владивостоке завершены поиски девочки-подростка, пропавшей почти неделю назад
10 января, 19:01

Жизнь с подростком: как избежать ловушек и сохранить отношения

Психолог Сергей Нападий дает пошаговую инструкцию, как сохранить гармоничные отношения и не навредить подростку
Сергей Нападий Предоставлено из личного архива психолога
Сергей Нападий
Фото: Предоставлено из личного архива психолога
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

“Что у этих подростков вообще в башке?” Один из родителей,в сердцах размышляя о молодом поколении, задал мне этот вопрос. Он, как и колоссальное количество родителей, испытывает трудности в воспитании ребенка-подростка и я, конечно же, спешу с объяснениями на помощь. Только предупреждаю, что самим родителям в конце статьи крепко достанется!

Всезнающие и всепонимающие взрослые лихо окрестили подростковый возраст “трудным”, при чем прилагательное образовано в народе не от слова “труд”, а от слова “трудность”. Предлагаю все же поТРУДиться и разобраться в силах, которые воздействуют на неокрепшего человека.

СИЛА ПРИРОДЫ. 11-15 лет (многие специалисты обозначают верхнюю границу как 17 лет) — период резкого физиологического скачка в процессе роста организма! Происходят гормональные изменения, мышечный рост, перестраиваются дыхательная, кровеносная и нервная системы, поэтому я бы в начале спросил “Что у этих ребят происходит с организмом?” Каким образом дочурка с косичками за лето превращается в девушку?! Откуда эти усишки и странный голос у нашего милого рыцаря?! Созревание. Как природа это делает?! Это поистине чудесные превращения и особенно меня интересует, что в этот момент происходит с мозгом?

СИЛА МОЗГА. Мозг, по выражению ведущего отечественного эксперта в области нейролингивистических и когнитивных исследований Т.В. Черниговской, “запредельно сложная система”, сопоставимая разве что с самой вселенной. Так вот с этой вселенной в голове нашего ребенка происходит “Большой взрыв”! Количество импульсов в разы увеличиваются, возникают новые связи, новые вещества — новый уровень работы. Именно в этот период отделы отвечающие за эмоции и за логику, принимая все природные изменения и вызовы, садятся впервые за стол переговоров и им еще долго не удастся достигнуть согласия. Как ненадежные компаньоны они будут подводить друг друга пока не научатся взаимодействовать при поддержке взрослых. Импульсивность и чрезмерная эмоциональность — обычное проявление реакций в этом возрасте.

СИЛА ОБЩЕСТВА. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей в семье, больше просьб к ним обращено, больше функций требуется выполнять. Представьте, что раньше надо было просто содержать свою комнату в чистоте, то теперь неплохо было бы взять уборку полностью на себя, а еще вы стали на класс старше и количество учебных заданий увеличилось на треть, можете сами ездить на общественном транспорте, в идеале заезжая пару раз в неделю к бабушке с дедушкой, а еще тренер на секции перевел в более старшую группу, а еще на гитаре страсть как хочется научиться играть. Прибавьте увеличение числа друзей и общение с ними в мессенджерах, да еще и соц.сети, и восхитительные западные сериалы, и желание попробовать начать с кем-то встречаться, ну или хотя бы плотно дружить! Не многовато ли?

СИЛА ВНУТРЕННЕГО МИРА. Поздравляю! Вы добрались до психологических особенностей подросткового возраста, которые проявляются под неизбежным влиянием всех вышеперечисленных сил и которые ВАЖНО ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ всем родителям. Ну, как говорится,поехали плотно разбираться и понимать просходящее:

1) Проявление стремления к взрослости.

Человек жаждет признания собственной значимости среди взрослых. Еще бы! Он наблюдает скачок в своем внешнем облике — он выглядит как взрослый, думает и поступает как взрослый, и ему хочется, честное слово, какого-то подтверждения, что это на самом деле так, со стороны окружающих взрослых. Человек просит денег и возможность самостоятельно выбрать одежду, приглашает другасам отпрашивается с ночевкой и заметно грустит на семейных праздниках, потому как на них, для многих, он всё тот же ребенок. И вот тут у родителей есть три пути реагирования:

  • Если это стремление не принимается родителями и другими значимыми взрослыми, то подросток найдет способ проявления взрослости вне дома и,скорее всего, не полезный. Часто взрослые ограничивают тягу к самостоятельности, боясь потерять контроль над ребенком. Объясняется подобное ограничение тем, что мир опасен и жесток, поэтому лучше пока что оградить чадо от любых изменений (а уж в 18 пусть делает, что хочет!).

  • Если естественная тяга к взрослой жизни поддерживается безоглядно (пусть даже и со строгим родительским предварительным напутствием) и предоставлена полная свобода действий, то велика вероятность того, что подросток постепенно избавит себя от многих обязанностей (скорее всего путем обмана).

  • Если же взросление под чутким руководством родителей происходило постепенно и плавно, выстраивалось на обсуждении-совместном планировании-взаимопомощи-качественном признании заслуг, то потребность в ощущении себя взрослым будет у подростка удовлетворена.

2) Превращение общения в самостоятельный вид деятельности.

Общение выходит за рамки семьи и школы, друзья очень важны! Какие сюжетные линии: разговоры по душам, клятвы верности, признания, трагические обиды, интриги и выяснения. В одной беседе, наряду с внешним видом учительницы, можно обсудить, как целуется парень из соседнего класса, внешнюю политику Российской федерации и смысложизненные перемены поколения Z. Не подумайте, они не играют! Им просто важно прочувствовать в одном разговоре все грани человеческого общения. Важно успеть! Родителям стоит научиться находить время, чтобы правильно слушать и тогда общение с ними не обесценится.

3) Половая идентификация.

Для того, чтобы из мальчиков выросли благородные мужчины, а из девочек заботливые женщины, должны благотворно повлиять три аспекта:

  • модель взаимоотношений мамы и папы;

  • роль мужчины и роль женщины в массовой культуре;

  • половое просвещение и политика государства, способствующая созданию семьи.

4) Потребность в активной познавательной деятельности.

Я не верю, когда говорят, что подростку ничего не интересно! Ему не интересно с вами! Нужно найти человека, который зацепит, заинтересует, доведет до результата. А тому, у кого получилось намеченное, вряд ли захочется останавливаться. Проверено за 5 лет работы в школе!

5) Потребность в самоутверждении.

Даже больше, чем признания родителями своей взрослости, подросток ищет свою важность и нужность среди сверстников. Эта потребность связана с предыдущей, т.к. самый надежный и настоящий способ самоутвердиться — это успешный результат, а для него нужны усилия. Усилий подросткам почти всегда не хватает, если их не поддерживают взрослые! В подтверждение приведу вам, ценный для меня отзыв 16-ти летнего паренька по окончании учебного года:

Паренек, который много ленился и приходилось очень настойчиво предлагать ему участвовать в событиях классашколы (орфография и пунктуация сохранена):

...Я что-то вспоминал наши классные поездки: пейнтболы, тренинги, шашлычки на море и думаю, стоит все-таки рассказать о достижениях ВАМ))))

В общем, шашлык я теперь могу съесть даже когда переел его, и даже при этом не поспорить)) дальше, я великолепно глажу рубашки)), теперь стараюсь помогать людям, когда им это нужно, а когда меня оставляли одного с детьми, то ничего плохого не случалось никогда(отсылка к психологии между родителями и детьми, доклад к которой помогали мне сделать вы). Далее, когда я был на отдыхе с друзьями или родителями и нужно было выполнить какой-то труд для всеобщего комфорта, если так можно сказать, то свободные часы интернета в чтении о командном духе пошли мне на пользу).. А теперь "десерт": до вас меня, так сказать, затащили в общепит, работал офиком год, и когда вы сказали что пора заканчивать с этим, я ушел через 2 месяца, но меня повысили до старшего официанта и помощника менеджера(ну так подменялся если нужно было), теперь у меня заканчивается третий месяц работы в ******, куда мне вы помогли устроиться, за три месяца набрался большого опыта в этом деле, меня быстро учат, а я стараюсь каждую смену делать все хорошо и без ошибок, и на удивление с большим количеством персонала имею хорошие отношения, так же иду на повышение как в "звании" так и в зарплате. Но самое интересное то, что даже зарплата мне не так важна до сих пор, как опыт и дело, вот уж не знаю откуда такое отношение.. Но я всему этому рад и во многом.. Во мноооогом благодарен искренне вам! Я начал учиться сам готовить блюда и отчасти получается, а иногда не очень, но все еще впереди! И моя карьера будет в области общественного питания, но на одном месте я оставаться никогда не буду. И я уверен, что ваши советы, поддержка и просто общение со мной сыграют в будущем роль как в моей жизни так и в вашей))”

Оказывается просто важно слушать и помогать! Зачастую, даже говорить ничего не требуется, просто поддержать в начинании. Или хотя бы не критиковать. Если в комментариях запросите педагогические приемы взаимодействия с подростками, то в следующую статью “колонки” опишу.Хотел обрушиться на родителей в начале статьи и передумал, заканчивая. Не подростки “трудные”, а родители, если не понимают, из чего складывается мир ребенка.

СПРАВКА: Сергей Нападий. Руководитель направления семейного обучения ДВКЦ Партнер. В 2013 году окончил магистратуру ДВФУ по направлению "Психолого-педагогическое образование", в настоящее время — аспирант на кафедре "Теория и методика профессионального образования". Финалист конкурса "Молодежная инициатива", лауреат премии "Молодежный вектор".

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Сергей Нападий: Мы просто не имеем права жить с детьми, не подготовившись

Сергей Нападий: Приходится напоминать себе о том, как важно любить

С ребенком надо быть честными и мудрыми, а не просто взрослыми — Сергей Нападий

127492
43
37