Известный в Приморье предприниматель и общественный деятель, директор ООО "Авиаполис Янковский" Константин Богданенко является одним из тех депутатов, что были избраны в Законодательное собрание Приморского края впервые. С какой целью он пришел в политику, что может сказать о первых впечатлениях от работы регионального законодательного органа, каким образом собирается строить свою депутатскую деятельность – обо всем этом Константин Богданенко рассказал в беседе с корр. РИА PrimaMedia.
— Константин Сергеевич, Вы в Законодательном собрании Приморского края человек совершенно новый. Тем интересней услышать о ваших первых впечатлениях от работы регионального парламента.
— Меня здесь, конечно, много удивляет. Например, коммунисты. Раньше я с ними так близко знаком не был. Однако надо признать, что они, в большинстве, задают вопросы разумные и правильные.
Но пока мои впечатления от Заксобрания связаны не с конкретными коллегами по депутатскому корпусу, а с общим направлением работы этого органа. Честно говоря, за то время, что я нахожусь здесь, я так не увидел, на какую перспективу работают законодатели. Пока у меня складывается впечатление, что работа и в Законодательном собрании, и в администрации края заключается в том, что мы все время боремся с возникающими сию минуту проблемами. И никакого поступательного развития, в принципе, на мой взгляд, не происходит. В том числе и в развитии региональной законодательной базы. Соответственно, рассуждать, в принципе, о каком-то будущем при таком подходе сложно. Хотя, конечно, это верхняя часть пирамиды, которая дает первое видение того, движемся ли мы куда-нибудь вообще. На сегодняшний день я вижу, что в законотворческой деятельности мы никуда не движемся.
— Но, может быть, это, действительно, верхняя часть пирамиды? И со временем Вы глубже проникните в законотворческий процесс?
— Конечно, я рассчитываю на это. Но вы спросили о первых впечатлениях нового человека, и я стараюсь быть искренним в своих ответах. Мне кажется, в этом будет больше пользы для моих коллег, чем в комплементарных высказываниях.
— Ну тогда продолжим?
— Продолжим. Второй момент, который меня смущает, — это всеобщее отсутствие ответственности за невыполненные действия, за не исполненные чиновниками законы. Это касается, в основном, явных проигрышей, связанных с капитальным ремонтом многоквартирных домов, градостроительной деятельностью, обеспечением жильем детей-сирот.
Да, были запланированы деньги на строительство нового лечебно-диагностический корпус онкологического диспансера, как говорится, с большой кровью были выбиты в начале этого года. И что? На сегодняшний день освоено, если мне не изменяет память, всего 35% средств. Кто виноват? Неизвестно. "Никто не виноват, так получилось. Давайте дальше работать". И на этом все как-то зависает.
Вроде, в ближайшее время председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис будет готов осветить этот вопрос подробней. Но лично для меня очень важным будет являться то, какое решение будет принято по результатам заседания комитета, по результатам очередного заседания Законодательного собрания. Кто будет нести ответственность? Ведь чиновники должны нести ответственность или как? Они ведь, по идее, профессионалы, каждый из них находится на определенной должности. У каждого есть обязанности, которые должны выполняться. Они за это зарплату, в конце концов, получают. Значит, должна быть и ответственность.
Я понимаю, что это задача губернатора – принимать и увольнять людей. Но я, наверное, немного идеалист. Мне, в принципе, представляется, что если бы у меня как у руководителя департамента спросили, почему не сделано то-то и то-то и что я собираюсь в связи с этим предпринять, я бы либо от стыда сквозь землю провалился, либо я просто ушел бы в отставку.
Вот такого внутреннего отношения в своей деятельности, придя во власть, я пока не увидел. Что меня сильно расстраивает.
Да, депутаты по каждому случаю недостаточного исполнения какой-либо программы могут высказать свое удивление случившимся, даже резко высказаться, выпустить, как говорится, пар. Но ведь этого мало!
— А что должно происходить?
— Какие-то конкретные, определенные изменения. По результатам работы Законодательного собрания какие-то изменения должны происходить всегда. Но они не происходят. Как дальше оставаться в Законодательном собрании, если ты не видишь результатов своей деятельности, для меня, конечно, сложный вопрос.
Константин Богданенко на заседании ЗС ПК. Фото: официальный сайт ЗС ПК
— В приморском бизнесе были люди, которые пошли в законодательную власть, но очень быстро разочаровались и вернулись в бизнес. У Вас другая ситуация. Вы не можете просто так уйти, люди Вам оказали доверие. Может быть, Вы еще не до конца эту тему изучили, не увидели, так сказать, всех инструментов и рычагов? Вот сегодня я видел Вас на заседании комитета по экономической политике и собственности. Члены комитета заслушивали отчет и.о. директора Фонда капитального ремонта. Председатель комитета Александр Костенко довольно жестко ставил вопросы как раз об ответственности чиновников.
— Александр Иванович – человек, в крае хорошо известный, обладающий определенным влиянием. Но один Александр Иванович, каким бы он ни был сильным и влиятельным, взять и изменить концепцию не может. Это должна быть поступательная всеобщая деятельность. Ведь это концепция, это идеология. Ее реализация требует времени. Ни за месяц, ни за год, наверное, этого не сделаешь.
— Ну тогда позвольте вопрос, с которого, может быть, и надо было начать это интервью. С какой, собственно, целью Вы пошли в депутаты и чего хотели добиться?
— Цель у меня простая – всеми силами способствовать тому, чтобы Приморский край начал реализовывать свой экономический потенциал. Чтобы он стал лидером социально-экономического роста Российской Федерации, роста комфортности проживания. Мне хочется, чтобы жить в крае было комфортно и чтобы на этой территории люди могли реализовывать себя в полной мере в бизнесе, и в общественной сфере. Чтобы Приморье, действительно, стало регионом-лидером.
Для того чтобы начать двигаться к этому, нужно понимать, какие законотворческие инструменты имеются в наличии. Собственно говоря, сейчас в Законодательном собрании я и занимаюсь в том числе изучением этих инструментов. Изучу, и посмотрим, что получится.
Но это не чисто научный эксперимент. За всем этим стоят живые люди, которые тебя выбирали, которые ждут результата. Я это прекрасно сознаю. И в связи с этим вместе со своей депутатской командой, вместе со своими помощниками мы запускаем некий эксперимент.
— Какой? Ну-ка расскажите. В чем смысл эксперимента?
— Смысл эксперимента заключается в следующем: попытаться донести до людей, живущих здесь, что ответственность за их жизнь в обществе во многом лежит на них самих. Конечно, не полностью, но огромное количество проблем, которые сейчас существуют в гражданском обществе, можно решить силами самого гражданского общества. Для этого нужно просто эту ответственность на себя взять. Глупо рассчитывать на то, что кто-то за тебя все проблемы решит. И это, в принципе, основа нашей идеи, которую мы постараемся реализовать, по крайней мере, на территории четвертого избирательного округа.
Смысл идеи заключается в том, чтобы депутат стал не решателем проблем всех 80 тысяч людей, что невозможно, в принципе, сделать, а дал тем, кому нужно решить свои проблемы, инструмент решения, рассказал, как и что можно сделать, ну и, конечно, помогал изо всех сил в этом.
Вот над созданием этой структуры мы сейчас и работаем. Это будет некая пирамидальная структура, объединяющая людей. На верхнем уровне – наша депутатская команда. Мы будем предоставлять людям бесплатно те ресурсы, которыми они могут воспользоваться. Например, возможность осветить свою проблему средствами массовой информации.
Ведь, если ты, допустим, живешь в Хасанском районе и у тебя существуют какие-то простые проблемы, то, может быть, достаточно проинформировать об этом, вынести эту тему на всеобщее обозрение.
А в другом случае для решения проблемы нужно подготовить грамотное юридическое письмо куда нужно. Может быть, нужно вынести проблему на обсуждение Общественной палаты. Или нужно будет мне как депутату пойти к конкретному представителю администрации и проинформировать чиновника об этой проблеме. Уверен, многие проблемы решатся, если правильно выстроить коммуникации, создать лифты для оперативного решения проблем, волнующих избирателей.
Ведь, по сути, 95% всех возникающих проблем одинаковы во всех муниципальных образованиях. Просто эти проблемы на разных территориях возникают. И, объединив людей, которые занимаются решением одной и той же проблемы, но в разных местах, можно упростить процесс решения этой проблемы. Кто-то, допустим, продвинулся в решении дальше и может поделиться полезным опытом. Как говорится, одна голова хорошо, а много – много лучше.
Создание вот этой сети сейчас и является основной задачей моей депутатской команды, тем проектом, который мы постараемся реализовать. Как я предполагаю, где-то через год можно будет поговорить о результатах.
— В начале своей депутатской деятельности Вы обратили пристальное внимание на ситуацию с ремонтом дороги в поселке Подножие на острове Русском? Подвижки есть?
-Сложно сказать, что мы взяли ситуацию под контроль, но мы, по крайней мере, пытаемся это сделать, причем с помощью местных жителей. На Русском как раз мы и подходим вплотную к созданию системы взаимодействия депутата с избирателями, о которой я выше рассказывал.
Практически в каждом поселке острова нам удалось объединить некоторое количество людей, которые являются местными активистами. С механизма управления такими объединениями на территории острова мы и начали. Занимаемся самыми простыми и животрепещущими делами: настраиваем механизм взаимодействия с управляющей компанией, с ДВФУ, с городскими властями. Имеются планы по запуску ТОСов там, хотя это достаточно спорный инструмент (все зависит от того, кто им пользуется). Существует договоренность о встрече в декабре с новым ректором университета Никитой Анисимовым. Это достаточно ответственный человек, насколько я знаю, у него большие планы по развитию вуза. И с точки зрения развития территории острова в целом он готов и хочет взаимодействовать с населением.
— Уже можно сказать, что депутат Богданенко представляет интересы жителей острова Русского?
— Я думаю, да. Я уже проявляю активность как человек, представляющего интересы жителей острова. Например, готовится обсуждение проблем острова в региональном отделении ОНФ. Все вместе это и есть первые попытки силами самих людей с помощью депутата реализовывать их законные требования.
Причем, я всеми силами стараюсь быть не столько лидером этого всего процесса, сколько просто подсказчиком, консультантом, ресурсом каким-то. Два раза в неделю мы проводим собрания активистов с территории вместе с ресурсными, я бы сказал, людьми – теми, кто может оказать юридическую поддержку, поддержку силами СМИ или ОНФ, организационную поддержку.
Вообще, это, конечно, очень сложно. Степень активности людей пока еще низкая. Кстати, в Хасанском районе активность выше, но там другая беда – информированности людям не хватает. Но в этом направлении работа уже ведется. Так, не так давно мы провели два дня учебы в Хасанском муниципальном районе: в Барабаше, пригласив туда активистов со всей северной части Хасанского района, и в Славянке, пригласив активистов из центральной части района. А 24 декабря планируем провести в Славянке первый форум инициативных граждан, на котором расскажем о наших планах, как мы будем работать в Хасанском районе.
В ближайшем будущем мы планируем запустить систему "iGrajdanin". Это такая информационная система управления городом, или другими словами, интернет-проект, созданный для формирования комфортной жизни вокруг себя. Работает по принципу help desk: скажем, есть какой-то актуальный вопрос, есть тот, кто его формирует и запускает в систему. А далее, по аналогии электронного документооборота, вопрос и его обсуждение другими участниками проекты отправляется в те инстанции, которые должны его решать или помогать в его решении.
Первостепенная задача тут заключается в том, чтобы правильно маршрутизировать вопросы, определить какой куда должен отправляться. А, во-вторых, конечно, должно быть встречное желание администрации Владивостока решать вопросы с помощью системы "iGrajdanin". И вот здесь пока торможение.
Но самое главное, что этот инструмент существует, имеется база, есть оболочка. Важно, что система уже работает, и очень хорошо, например, в Пермском крае. Более-менее нормально она запущена в Крыму, в Саратовской области. Так почему бы "iGrajdanin" не появиться во Владивостоке?
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Важное из послания президента: допустить НКО к соцуслугам и защитить самозанятых
Общественный фонд Константина Богданенко сделал большой подарок здравоохранению Приморья