Вопреки распространенному мнению, холодное время года – не повод для отдыха у специалистов в сфере водоснабжения и водоотведения. Работы хватает и зимой – здесь и оперативное устранение редких, но все же случающихся аварийных ситуаций на городских сетях, и работы по модернизации систем, и даже – борьба с гололедом на улицах города. Словом, напряженность работы сотрудников КГУП "Приморский водоканал" — одной из основных организаций, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность города и его жителей — слабо зависит от времени года. При этом в жестких условиях нынешней тарифной политики краевому предприятию приходится во многом опираться на внутренние резервы – профессиональный и ответственный коллектив, курс на предотвращение аварийных ситуаций. Журналисты ИА PrimaMedia побывали на объектах "Примводоканала" в краевом центре и узнали, как и над чем работают сейчас специалисты предприятия.
Готовь трубы летом
Принято считать, что зима – исключительно авральное время для ремонтников из-за постоянных аварий. Однако это не совсем так. По оценкам специалистов, частота порывов увеличивается весной и осенью, когда из-за перепадов суточных температур почва начинает "гулять", увеличивается давление на трубы систем водоснабжения и, соответственно, могут происходить их разрывы. Поэтому подразделения используют теплое время года для осуществления плановых работ по замене и профилактике систем.
Об эффективности проводимых "Примводоканалом" и его подразделениями мероприятий, в частности, свидетельствует уменьшение случаев вынужденных отключений холодной воды в районах Владивостока именно в зимний период.
Кстати, поскольку системы водоснабжения и теплоэнергетики неразрывно связаны, то своевременные "летние" мероприятия по предупреждению аварий помогают также минимизировать ущерб "тепловикам".
Ремонт. Фото: ИА PrimaMedia
Спецтехника и незаконные постройки
Устранение редких зимних аварий предполагает наличие дополнительного специального оборудования и техники, помогающей оперативно справиться с ситуацией в условиях низких температур. В настоящее время подразделения "Приморского водоканала" не испытывают недостатка в подобной технике; вопрос о своевременности работ лежит в другой плоскости.
— Техническая составляющая для решения возникающих проблем не является критическим фактором, — рассказывает начальник "Горводоканала" Сергей Федоренко. — Для того, чтобы "пробиться" к месту порыва и своевременно справиться с аварийной ситуацией в зимнее время года есть необходимое оборудование: гидро молоты, парогенераторы, экскаваторы, мобильные системы освещения и многое другое. Однако одной из основных проблем, которая зачастую препятствует своевременной работе, является несанкционированное строительство.
Машина аварийной бригады. Фото: ИА PrimaMedia
Как пояснил руководитель производственного подразделения, незаконные постройки возводятся над сетями водоснабжения или рядом с ними, затрудняя доступ специалистов к проблемным участкам. Представители аварийных служб также отмечают, что зачастую своевременной работе аварийных подразделений мешает скопление машин на прилегающих территориях и автомобильные пробки. Из-за этого происходит снижение оперативности, особенно в случаях, требующих безотлагательного применения спецтехники.
— Город у нас большой, в сутки моя бригада выезжает как минимум 1-2 раза, — делится наблюдениями мастер третьей аварийной бригады Сергей Силуков. — Устраняем аварии, но из-за пробок, заграждений, незаконных строений теряем много времени. Обычно работаем по 12 часов в сутки.
Колонки — как фактор риска
Традиционной "зимней" работой для "Примводоканала" является содержание и эксплуатация водозаборных колонок, которых в ведении организации насчитывается 420 единиц.
Предприятие в полном объеме обеспечивает стандарты воды, подаваемой через колонки, и бесперебойность ее подачи. Однако настоящая проблема зачастую заключается в отношении самих жителей к оборудованию. Основными причинами появления настоящих катков вокруг колонок коммунальщики называют хулиганские выходки граждан и преднамеренный слив воды из колонки. Как поясняют сотрудники аварийных бригад, перед забором воды жильцы прилегающих территорий производят предварительный слив: таким образом, они спускают якобы "застоявшуюся" воду.
Колонка. Фото: ИА PrimaMedia
Несмотря на многочисленные разъяснительные беседы представителей водоснабжающей организации с потребителями, ситуацию в корне переломить пока не получается. Каждую зиму происходит намерзание воды вокруг колонок на большой территории, включая тротуары и проезжую часть, что приводит к непосредственной угрозе безопасности пешеходов и повышению риска ДТП. В итоге аварийные службы вынуждены изо дня в день выезжать на места и очищать ото льда одни и те же участки дорог возле колонок.
Ремонт. Фото: ИА PrimaMedia
Асфальт и благоустройство
Ремонтные работы в системах водоснабжения в зимнее время сопряжены с проблемой последующего восстановления дорожного покрытия, ведь качественная укладка асфальтом в большинстве случаев возможна только при устойчивой теплой погоде. Для снижения зависимости от природных условий и повышения эффективности деятельности "Примводоканал" имеет в своем арсенале материалы и оборудование, необходимые для укладки так называемого "холодного" асфальта, позволяющего восстанавливать дорожное полотно при минусовых температурах.
Тем не менее, повсеместное использование такого асфальта сдерживается технологическими причинами, применять холодный асфальт желательно небольшими участками. Поэтому решение о зимнем восстановлении покрытия откладывается на весну. И основная часть асфальтирования начинается, конечно, с наступлением положительных температур.
Канализация и ТОРы
Аварийный ремонт, безусловно, важное, но не единственное направление деятельности "Примводоканала" в зимний период. Это — благоприятное время для выполнения других плановых работ, связанных с благоустройством города и его дальнейшим развитием. По словам заместителя генерального директора по капитальному строительству КГУП "Приморский водоканал" Максима Мещерякова, в настоящее время активные мероприятия осуществляются по прокладке систем перехвата канализационных стоков вдоль речки Объяснения во Владивостоке. После завершения реконструкции стоки будут поступать на уже имеющиеся очистные сооружения.
Выбор сезона обусловлен практическими соображениями: поскольку строительство происходит на заболоченной территории в русле реки, то сейчас тяжелая техника может беспрепятственно передвигаться по замерзшему грунту, не рискуя завязнуть. Кроме того, в этом случае не требуется проведение работ по укреплению земляных откосов, что позволяет снизить финансовые издержки и сократить сроки строительства.
Этот же подход применяется в настоящее время и для реализации проекта по созданию инженерной инфраструктуры на территориях опережающего развития (ТОР) "Надеждинская", где запланировано сооружение двух водоводов диаметром 400 мм каждый. О масштабе строительства свидетельствует то, что протяженность только одной "нитки" составит более 6 км.
Одновременно "Примводоканал" осуществляет деятельность по строительству на ТОР магистральной канализационной сети протяженностью почти 2,5 км. В настоящее время и на ТОР "Большой Камень" ведутся работы по реконструкции систем канализации и очистных сооружений.
— Здесь мы реконструируем систему канализации и очистных сооружений,— уточнил Максим Мещеряков. – Заходя на территории опережающего развития, мы улучшаем там качество воды, повышаем безотказность систем водоснабжения и канализации.
Главное – кадры
Наряду с вопросами технического оснащения организации, руководство КГУП "Приморский водоканал" отмечает, что основным ресурсом, позволяющим справляться с текущими проблемами и заниматься перспективным строительством, являются сотрудники предприятия. Именно от их квалификации, добросовестности и самоотдачи зависит выполнение задач по обеспечению жизнедеятельности города.
— В нашей работе всегда присутствует и изобретательность, и самоотверженность,— уверен начальник "Горводоканала" Сергей Федоренко. – Но мы не считаем это подвигом. Постоянная готовность к разрешению нештатных ситуаций – это нормальный рабочий режим всей системы водопроводного хозяйства.
КГУП "Примводоканал" сегодня:
- четыре водохранилища;
- 1786,684 км водопроводных сетей;
- 1139,63 км канализационных сетей;
- 17 водонапорных башен;
- 85 водопроводных насосных станций
- 57 канализационных насосных станций;
- восемь водных очистных станций;
- 14 канализационных очистных сооружений.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Приморский водоканал" подвел предварительные итоги работы за 2016 год
"Примводоканал" обеспечит бесперебойное водоснабжение ТОР "Большой Камень"