Научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы, главный редактор журнала "Государство, религия, церковь в России и за рубежом" Дмитрий Узланер 9 февраля этого года выступил с лекцией на тему "Актуальные направления международных публикаций по религиоведческой тематике" в кампусе Дальневосточного федерального университета (Владивосток, остров Русский). ИА PrimaMedia и ДВФУ в рамках совместного проекта "Открытые знания" предлагает вниманию читателя видеоверсию лекции и ее основные тезисы.
Десекуляризация современного общества
Главный сюжет, которым Дмитрий Узланер занимался долгие годы, связан с процессами, взаимно заменяющими друг друга – секуляризации и десекуляризации. Речь здесь идет о борьбе религии и основных социальных институтов поздне-современного общества за сферы влияния. Другими словами, возвращении религии из частной жизни в публичную. Совсем недавно, около 30 лет назад, среди социологов религии и религиоведов господствовало представление о том, что религия исчезает. Прогнозы эти опирались на последствия индустриализации: рост экономического благосостояния, повышение экзистенциальной безопасности и пр.
Однако нынешнее общество оказалось в ситуации, которую Узланер называет постсекуляризмом — это когда элементы поздне-современного общества причудливым образом сплетаются с тем, что когда-то считалось наследием архаики. Эти новые формы синтеза религии с политикой, экономикой, правом, искусством – постсекулярные гибриды — сегодня как никогда нуждаются в осмыслении. Примером таких гибридов, рассказал лектор, служат достаточно гротескные формы на уровне городской топонимики:
например, возведение православного храма у площади Борцам за власть советов во Владивостоке. Или не менее яркий феномен православного атеизма – именно так про себя говорит советский и российский ученый-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала "В мире науки", вице-президент РАЕН Сергей Петрович Капица.
Религия как фактор конфликта
Еще одна тема, которая, по мнению Дмитрия Узланера, нуждается в академическом осмыслении – столкновение светских норм, законов, представлений с религиозными нормами и образом жизни. Как тут искать консенсус, когда религиозное мировоззрение начинает противоречить светскому законодательству? Или когда религиозная община начинает требовать для себя какое-то исключение, чтобы какая-то норма на них не распространялась. Сидхи, в качестве примера отмечает лектор, должны носить кинжал везде, но есть закон, который запрещает носить при себе холодное оружие. Тогда сидхи говорят: "Если государство запрещает нам его носить, оно дискриминирует нас по религиозному принципу". И такие коллизии возникают постоянно, констатирует Дмитрий Узланер.
"Или, например, столкновение религии с искусством. Известно достаточно случаев, когда свобода слова и самовыражения оказывались под угрозой и даже ударами "защиты оскорбленных чувств верующих". Это и запреты театральных и оперных спектаклей, и разгром выставки "Осторожно, религия!", — отмечает лектор.
Еще один яркий пример борьбы светских и религиозных институтов – запрет обрезания, который был принят в Германии, в городе Кельн, в 2013 году. Защита права ребенка на телесную неприкосновенность поставила сразу две уважаемые религиозные традиции фактически на грани запрета: ислам и иудаизм.
"Со светской точки зрения, действительно странно, что родители несут ребенка к постороннему человеку, который, к слову сказать, не является врачом, и всё только для того, что бы тот ножом отрезал часть тела малыша. Безумие, скажете вы? Но и тут сторонники религий возмутились, снова заговорив о дискриминации. И в итоге выиграли",
— рассказал аудитории Узланер.
Исследования межрелигиозных отношений в контексте современности
Не менее остро нуждается в изучении и ждет своего исследователя феномен альянсов — межрелигиозных, межконфессиональных, консервативных, — когда представители разных конфессий, религий объединяются и начинают действовать на международных площадках, отстаивая повестку консервативных взглядов.
"Например, борются против легализации однополых отношений или равноправия женщин, — рассказывает Дмитрий Узланер. — Мусульмане начинают действовать совместно с протестантами, потому что у них есть общее неприятие либеральных идей, светской идеологии в целом. Россия тоже принимает активное участие. В 2012 году произошел переворот во внутренней политике нашего государства, который ознаменовал нравственное возрождение традиционных ценностей. Все это стало основанием для сотрудничества православных христиан с католиками и протестантами. А так же поводом для помощи российским депутатам, в том какие законы им принимать, со стороны протестантов. Кроме того, православные вместе с мормонами вместе борются за сохранение того, что они называют "традиционной" или "естественной" семьей".
Проблемы современных исследований в области религиоведения
Лектор говорил также о том, чего не хватает в области современных исследований религий сегодня. Это, прежде всего, дефицит небанальных вопросов, подходов и, как следствие, небанальных выводов исследования.
"Новизна, даже скандальность исследовательских вопросов необходима. Этого требует капиталистическое общество. Помимо рынков экономики и труда есть рынок интеллектуальный, и рынок исследований. Чтобы на этом интеллектуальном рынке преуспеть, нужно ярко заявить о себе…
Мои коллеги в Европе и США жутко мучаются из-за того, что количество ставок в университетах сокращается. Надежды стать профессором, особенно если ты занимаешься гуманитарными исследованиями: историей, религиоведением – очень мало. В условиях жесткой конкуренции особое значение начинают занимать такие яркие исследования.
Сама наука превращается в шоу, а ученый – в шоу-мена, когда он должен прийти на телевидение и что-нибудь эдакое сказать. Но это время такое. С ним ничего не поделаешь",
– резюмирует научный сотрудник РАНХиГС.
Видео-версия лекции создана преподавателями и студентами Учебной телевизионной студии (УТВС) Школы гуманитарных наук ДВФУ.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Профессор Ким Сунг-Кюн: во Владивостоке хорошо бы "включать" ландшафт и умный урбанизм
Проект "Открытые знания": волшебный мастер-класс по видеомаппингу от Владимира Дронова
Михаил Алексеевский: Антропологи знают, как менять бусы на алмазы и гуманизировать города
доцент кафедры Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) при президенте РФ
Автор фото: ИА PrimaMedia
УЗЛАНЕР Дмитрий Александрович, к.ф.н., доцент кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Научный сотрудник Университета Инсбрука (Австрия), иностранный научный сотрудник Центра изучения религии при Институте философии и социальной теории Белградского университета (Сербия), член Центра теологии и философии Ноттингемского университета (Великобритания). Главный редактор журнала "Государство, религия, церковь в России и за рубежом".
Родился в 1984 году в Москве. В 2006 году окончил отделение религиоведения философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности "Философия". В 2009 году окончил аспирантуру МГУ имени М. В. Ломоносова и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме "Неоклассическая модель секуляризации в западной социологии религии второй половины XX - начала XXI веков".