Руководство рыболовной компании "Восток-1" обратилось в военную прокуратуру с просьбой проверить правомерность действий пограничников, которые 11 апреля задержали судно "Шанс 103" за нарушение миграционного законодательства. Судовладелец факт нарушения отрицает, а потому считает арест незаконным и немотивированным. По словам директора компании Александра Сайфулина, впервые в России рыболовное судно было арестовано пограничными властями для выяснения отношений между судовладельцем и иностранными специалистами. Из-за стоящего на приколе судна "Восток-1" ежедневно недополучает порядка 600 тысяч рублей, из которых около 100 тысяч причитаются государству в виде налоговых отчислений, сообщает ИА PrimaMedia.
Напомним, средний краболов-ярусник морозильный "Шанс-103" (порт приписки Находка, судовладелец – АО "Рыбколхоз "Восток-1") пограничники обнаружили южнее мыса Золотой, где судно вело промысел краба. Экипаж состоит из 42 человек, 12 из них – граждане Индонезии. Как уточнили в пресс-службе погрануправления, представить какие-либо документы, подтверждающие законность нахождения на борту в качестве членов экипажа иностранцев, капитан судна не смог.
Представители рыболовной компании утверждают, что проверять судно начали еще 7 апреля. Было несколько высадок на судно досмотровой группы, поиск возможных нарушений. Но нарушений правил рыболовства и фактов, указывающих на перелов объемов краба сверх выделенных и закрепленных за предприятием квот — не выявлено. Претензий пограничных властей к промысловой деятельности краболова нет.
"Судно "Шанс 103" под управлением капитана не осуществляло незаконной деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и не является предметом административного правонарушения",— рассказывает генеральный директор компании "Восток-1" Александр Сайфулин.
Тем не менее, пограничники предъявили претензии к оформлению судовой роли.
"На борту СКЯМ "Шанс-103" обнаружены две судовые роли, и обе не соответствуют нормативным требованиям", — говорится в пресс-релизе погрануправления.
Судовладелец пояснил, что при оформлении руководствовался приказом Минтранса от 2012 года, а пограничники считают, что судовая роль должна была оформлена по приказу Госкомрыболовства от 2004 года, который де-факто уже не имеет силы.
В дальнейшем проводилась проверка требований миграционного законодательства. По мнению пограничников, находившиеся на борту 12 граждан Индонезии фактически осуществляли деятельность по рыболовству, но на момент проверки судна КП "Шанс-103" документов, подтверждающих законность нахождения граждан Индонезии на судне капитаном предоставлено не было.
Представитель судовладельца уверяет, что нарушения миграционного законодательства быть не может. "Все индонезийские специалисты не являются работниками "Восток-1", так как у компании нет с ними заключенного трудового договора, и предприятие не платит им заработную плату. Их работодатель корейский агент, на судне они находятся в подчинении администрации судна. Так как судно работает за пределами 12-мильной зоны, иностранным специалистам не требуется разрешение на работу в РФ, а компании не нужно получать квоту на привлечение иностранной рабочей силы. Эти требования возникают, если судно работает в пределах 12-мильной зоны", — утверждают юристы компании.
По словам судовладельца, миграционная служба уже провела проверку на судне и никаких нарушений не нашла. Претензий к нахождению иностранных специалистов на судне не предъявлено.
Пока идет разбирательство, компания теряет промысловое время и несет убытки. Каждый день на промысле "Шанс 103" выпускал товарной продукции на 600 тысяч рублей, из которых отчисления в бюджеты различных уровней составляют почти 100 тысяч рублей в сутки.
"Оценка нюансов трудового и миграционного законодательства могла бы вестись без остановки промысла и ареста краболова. Все необходимые договоры руководство компании предоставило бы по первому требованию инспекторов. Считаем, что мера воздействия слишком суровая и может привести к значительным убыткам компании, поэтому обратились в военную прокуратуру с жалобами на действия сотрудников пограничного органа" — рассказывает Александр Сайфулин.
Он отмечает, что индонезийцев пытаются подвести под "нарушение" закона "О рыболовстве". Рыболовство, представляющее собой предпринимательскую деятельность, запрещается осуществлять иностранным лицам и указанным в части 3 настоящей статьи лицам с судов, принадлежащих иностранным лицам, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 4 статьи 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"). Получается, что судно арестовали, потому что пограничники считают, что моряки являются то ли собственниками судна, то ли юридическими лицами, возмущаются судовладельцы. По мнению представителей компании, инспекторы вольно и недопустимо трактуют федеральное законодательство, запрещающее иностранным юридическим лицам осуществлять промышленное рыболовство. Заметим, что в этом случае юридическое лицо не может получить разрешительный билет в территориальных органах Росрыболовства, и не может быть наделено долями квот.