Во Владивостоке зафиксировали рост заболеваемости ОРВИ и гриппом среди детей
11:14
Узбекистан будет потреблять минтай и селедку из Приморья
11:01
Аварийные службы не реагировали на проблему с водоснабжением в шести домах Владивостока
10:48
Сильный ветер повлиял на расписание вертолетных рейсов в Приморье
10:37
Мэрия Владивостока готовит расширение троллейбусных маршрутов
10:20
Рейтинг кредитоспособности Камчатки откатился на "негативный" прогноз
10:01
Праздник для фанатов хоккея: "Ростелеком" привезет Кубок Гагарина на Дальний Восток
10:00
Экипаж ракетного катера Тихоокеанского флота отработал боевые задачи в Японском море
09:57
В Приморье суд признал незаконным контракт на ремонт дороги на 1 млрд рублей
09:44
От 0 до 75 рублей: в каких регионах ДФО проезд на автобусе становится роскошью
09:30
В Приморье следователи пресекли незаконные азартные игры в кафе
09:21
"Литература о Дальнем Востоке помогает нам открывать Россию для самих себя"
09:20
Вахта Победы: наступление Красной Армии, рекорды Дальстроя, медали магаданцам
09:00
Тыловая часть циклона принесла в Приморье холод и гололедицу: прогноз погоды на 30 января
08:25
Герой России из Приморья стал федеральным инспектором по Камчатскому краю
08:09

Эксперты заявили о провале реформы МСУ

Они констатируют факт разрушения институциональных основ местного самоуправления
21 апреля 2017, 11:35 Политика
Кресло Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Кресло
Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Эксперты Европейского клуба местного самоуправления заявили о провале реформы МСУ в России. Более того, специалисты констатируют факт разрушения институциональных основ местного самоуправления. Следовательно, и говорить о том, что жители муниципальных образований должны быть более активными и принимать участие в развитии территорий, где они живут, не приходится – на сегодня не то, что население, зачастую и органы власти на этих территориях не имеют полномочий для принятия важных для них всех решений, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на РИА "ФедералПресс".

О состоянии местного самоуправления в России и вызовах современного общества в четверг говорили в Комитета гражданских инициатив. По словам члена КГИ Евгения Гонтмахера, теме МСУ эксперты комитета уделяют особое внимание как базису демократической системы в России. "Если местное самоуправление есть, то демократия возможна. Если МСУ нет или оно деградирует, тогда очевидно, что демократические принципы общества ставятся под большую угрозу", — пояснил Гонтмахер.

Однако сегодня все больше становится очевидным, что "базис демократической системы" в стране рушится. Во всяком случае, к такому выводу пришли специалисты Европейского клуба экспертов МСУ.

Позицию организации представил президент клуба Эмиль Маркварт. Эксперты проанализировали развитие системы местного самоуправления, начиная с 2003 года, когда в России началась масштабная реформа МСУ. По словам Маркварта, неофициально федеральные власти тогда стремились "ограничить произвол со стороны субъектов в отношении МСУ и максимально перенести центр регулирования на федеральный уровень". "Но с самого начала муниципальная реформа вступила в жесткое противоречие с достаточно четкими тенденциями к централизации власти и ресурсов, сокращению прав и свобод граждан, – отметил эксперт. – Публичные цели реформы МСУ не достигнуты. Сегодняшнее местное самоуправление от реализации этих целей находится гораздо дальше, чем было в 2003 году, а сами цели той реформы перестали быть таковыми".

Как считает Эмиль Маркварт, на сегодня в России вообще отсутствует какая-либо стратегия и внятная государственная политика в отношении развития местного самоуправления. По словам Маркварта, сегодня "все изменения диктуются только сиюминутной выгодой, которая существует у людей, инициирующих соответствующие процессы". "Законодательство о МСУ до такой степени деградировало, что уже давно перестало быть правом. В нем отсутствуют принципы, на которых должна строиться система отношений, отсутствует сама система отношений. Чем дальше, тем больше законодательство о МСУ вступает в откровенные противоречия и с Конституцией РФ, и с Европейской хартией МСУ, природой и сущностью института МСУ", – заявил эксперт.

Можно констатировать, что на данный момент в России "завершился процесс огосударствления МСУ, процесс полного встраивания этого института в партийно-бюрократическую вертикаль". Главной задачей органов МСУ, по сути, уже не является забота о решении возложенных на них полномочий или о развитии подведомственных им территорий. Скорее, они озабочены тем, чтобы "начальство вверху было довольно". По словам Эмиля Маркварта, "это полное подчинение вышестоящему уровню публичной власти нижестоящего".

В таких условиях говорить о принципе народности местного самоуправления не приходится. На многих территория МСУ так и не стало народной властью. Эксперты полагают, что в этом зачастую виновато государство, постоянно регулирующее процесс. Это привело к тому, что "люди зачастую не воспринимают МСУ как свою власть, и разрыв между властью и жителями все больше возрастает". Достаточно сказать, что сегодня добиться проведения референдума по важным для всех жителей муниципалитета вопросам практически невозможно.

Более того, в настоящее время, по мнению экспертов, "происходит непрерывное выхолащивание сущности МСУ и оскудение его ресурсов". Речь идет и о финансовых, и об экономических, и об организационных возможностях, и о кадровых ресурсах. Все это как считают специалисты, "ведет к разрушению самого института МСУ". Эмиль Маркварт подтверждает эту позицию тем, что разрушаются институциональный базис местного самоуправления. К примеру, те же территориальные основы (уничтожение поселенческого, по факту, базового уровня МСУ). Сейчас субъекты активно пользуются предоставленным им федеральными властями правом изъятия полномочий из компетенции МСУ и перераспределения их между районами и сельскими поселениями. Эти процессы начались еще в 2009 году, а широкий размах приобрели в 2013-м. Апрельские поправки в законодательство и вовсе приведут к тому, что без учета мнения жителей, органы власти смогут превратить поселение в городской округ. И это при том, что до сих пор никто не предоставил никаких подтверждений экономической эффективности этого процесса, как и процесса укрупнения муниципальных образований.

Государство, по сути, создает одноуровневую модель управления, которая, по мнению экспертов, "гораздо более других подвержено коррупции".

"Очень странно, что государство выстраивает такую систему, в которой все меньше участников, все ниже прозрачность, в том числе по распоряжению ресурсов, что увеличивает коррупциогенность подобной схемы", — отметил Эмиль Маркварт.

Высокий уровень коррупциогенности новой системы подтверждается, в частности, тем, что субъекты, как правило, изымают у из муниципалитетов полномочия, которые те полномочия, которые наиболее коррупционгенны и которые в наибольшей степени связаны с экономическими интересами: распоряжение неразграниченными земельными участками и территориальное планирование землепользования и застройки – "те полномочия, которые субъекты считают для себя наиболее вкусными и интересными".

Наконец, еще одна, пожалуй, самая больная тема для всех муниципальных образований – бюджетная обеспеченность. Эмиль Маркварт заявил, что по результатам анализа ситуации, стало понятно, что законодательно закрепленных за органами МСУ доходов явно недостаточно, и до 98% муниципальных образований являются дотационными. "Существующая система финансового выравнивания, сложившаяся в бюджетном кодексе и на практике, отбивает всякий стимул к развитию муниципального образования – интереса развивать территории и наращивать доходную базу – у муниципальных образований нет", — резюмировал эксперт.

Как заметил руководитель проектов КГИ Андрей Максимов, в апреле этого года, с принятием очередных поправок в законодательство о местном самоуправлении, началась нова эпоха системы МСУ. "Это совершенно новая точка отчета, — отметил эксперт. – Мы можем отслеживать развитие МСУ заново, как мы это делали с 2003 года, когда был принят 131-й федеральный закон".

84655
43
8