Жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП) могут исчезнуть из продажи из-за якобы невыгодности их производства. Об этом давно трубят производители, оптовые продавцы и аптеки, предлагая ослабить ценовое госрегулирование и фактически переведя этот сегмент в не сосем дешевый. И это уже происходит сплошь и рядом. К примеру, упаковка таблеток такого ходового лекарства от пищевых отравлений как фуразолидон сейчас стоит около 100 рублей, хотя еще несколько лет назад она стоила не более 10 рублей, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на РИА "ФедералПресс".
Подобное удорожание произошло со многими наименованиями, и хотя оно приносит сотни процентов прибыли, тем не менее фармакологическое лобби просит разрешить еще повысить маржу. Аргументация проста – иначе не будем производить и продавать. Хотя реальная экономическая подоплека такого шантажа состоит немного в другом – дешевые лекарства требуют таких же операционных затрат, как их дорогие аналоги, но приносят гораздо меньше прибыли. То, что кошелек россиян не бездонен, это соображение фармакологические компании волнует в последнюю очередь. В проблеме разбирался корреспондент "ФедералПресс".
Ситуация непростая, и проблемой возможного исчезновения дешевых лекарств озаботилось правительство РФ, поручив Минздраву, Минпромторгу, Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) предложить какой-то оптимальный порядок ценообразования на лекарства стоимостью до 50 рублей из перечня ЖНВЛП. В качестве решения предлагается устанавливать на них цену по достаточно размытой формулировке: "в соответствии с ситуацией на рынке". Очевидно, что "ситуацию" формируют основные игроки фармакологического рынка и интерпретировать они ее будут вряд ли в пользу потребителя. Отпустить цены на ЖНВЛП нижнего ценового сегмента планируется с 1 января будущего года.
Производители не сидят сложа руки и уже прекратили производство 197 дешевых препаратов, при том, что весь список ЖНВЛП включает 646 непатентованных наименований препаратов.
Он ежегодно утверждается для госрегулирования цен на них.
Мы обратились в ФАС России с вопросом: на сколько могут вырасти цены на эту группу лекарств и чем объясняют производители свое нежелание работать по регулируемым ценам? Вот что нам ответила заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Надежда Шаравская:
"ФАС России не имеет информации о принятых правительством РФ решениях по изменению регулирования на лекарственные препараты нижнего ценового сегмента. В настоящее время в связи со значительным разбросом цен производителей установление надбавок в процентах демотивирует организации оптовой и розничной торговли к реализации дешевых лекарственных препаратов. Лекарственные препараты нижнего ценового сегмента (до 50 рублей) составляют 23% всего перечня ЖНВЛП. Поэтому некорректно говорить о нежелании выпускать лекарства по регулируемым ценам. Однако производство не всех их рентабельно для производителей. Кроме того, существующая система оптовых и розничных надбавок в процентах при наличии более дорогих популярных аналогов может снижать спрос на такие лекарства. Именно поэтому ФАС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в настоящее время прорабатывает вопрос изменения системы надбавок. Нашему ведомству поручено проработать вопрос об установлении оптовых и розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП в фиксированных показателях".
Резюмируя, можно сказать, что мотивировками рыночного характера фармакологическое лобби "успешно" выкрутило руки правительству, хотя дело, вероятно, не в рынке, а в стремлении фармкомпаний получать сверхприбыли.