Соглашение о сотрудничестве с Китаем на экономическом форуме "Один пояс — один путь", который прошел в Пекине 14-15 мая, подписали 69 стран, в том числе и Россия. Проект предполагает полномасштабную трансформацию логистической сети всей Евразии, включая обустройство морских маршрутов в Индийском океане, осуществление логистических проектов в Юго-Восточной Азии, Монголии, Приморском крае и даже развитие Северного морского пути. По мнению опрошенных ИА PrimaMedia экспертов, пока о практической пользе для Приморья говорить не приходится.
Цель международной инициативы Китая — совершенствовать уже существующие и создавать новые торговые пути, транспортные и экономические коридоры, связывающие почти 70 стран, а также сделать связи между евро-азиатскими странами экономические более тесными. Но это проект Китая, напоминают эксперты, поэтому польза для бизнеса если и будет, то в первую очередь на благо КНР, а не России.
По мнению экспертов, реализация проекта "Шелкового пути" должна в конечном итоге привести к увеличению грузооборота между странами. Приморье от этого должно выиграть за счет большей загруженности местных портовых мощностей, которые сейчас значительной своей частью заняты на обработке экспортных грузов, прежде всего угля.
генеральный директор технохолдинга "Сумотори"
Автор фото: РИА PrimaMedia
Общая мировая практика показывает эффективное развитие территории, где проходят транзитные магистрали, маршруты. В случае реализации такого проекта, в котором участвует Китай и Россия, Приморье получит возможности для экономического развития, в том числе и при использовании транспортных коридоров. Фактически все сферы бизнеса смогут рассчитывать на выгоду от развития этого проекта. Ведь это предусматривает развитие портов, дорожной инфраструктуры и контейнерных перевозок, которые завязаны на большинство областей жизни и производств в Приморье. Это может затронуть любого предпринимателя. Конечно, в крае есть проблемы, связанные с узкими местами в железнодорожном сообщении, в некоторых бизнес-процессах, связанных с логистикой. Но именно этот проект предусматривает "расшивку" узких мест и улучшение процессов для ускорения движения по коридору груза. Логистика тянет за собой все смежные сферы в отрасли. Каждый, думаю, найдет себе место в случае увеличения грузопотока.
Китайский лидер Си Цзиньпин заявил о готовности инвестировать 113 млрд долларов в развитие портов, железных и автомобильных дорог, других объектов инфраструктуры в 65-ти государствах Европы и Азии. В ближайшие три года КНР планирует выделить около 9 млрд долларов в качестве помощи развивающимся странам, участвующим в строительстве нового Шелкового пути. Но пока речь не идет о реальных деньгах и проектах, которые коснуться именно Приморского края.
член совета директоров ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», генеральный директор ООО "ДВ-Инвест"
Автор фото: РИА PrimaMedia
Думаю, форум в Пекине был больше статусным, чем принесшим практическую пользу. Он закрепил позиции китайского лидера Си Цзиньпина на мировой арене. Напомню, что у нас даже проекты транспортных коридоров "Приморье – 1" и "Приморье – 2" проблемные. Дело в том, что в Пекине не было заявлено о реализации каких-либо конкретных проектов, даже соглашения о намерении нет, просто слова поддержки друг-друга. Важно понимать, что для нас, в отношении Китая и России, ничего не ухудшилось, мы показали себя как стратегически надежный партнер. Это самый важный вывод. Так что с Китаем нужно продолжать работать.
Пекин на форуме подчеркнул, что этот интеграционный проект изменит облик Евразии. Предполагается, что будет три основных маршрута "Экономического пояса Шелкового пути": Северный — из Китая через Центральную Азию, Россию до Европы (до Балтийского моря); Центральный — из Китая через Центральную Азию и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю; Южный — из Китая в Юго-Восточную Азию, Южную Азию, к Индийскому океану.
профессор ДВФУ, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ
Автор фото: РИА PrimaMedia
Данный проект Китай продвигает не просто как возрождение древнего Шёлкового пути, в разрезе транспортного маршрута между Востоком и Западом, но и как масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии, и в первую очередь — Центральной и Средней Азии. Могу пояснить, что положение в Северо-Восточном Китае сейчас стало экономически гораздо хуже, и проект большого Шелкового пути создан в первую очередь для Китая, было бы ошибочно думать, что он даст большие преференции России.
Этот шёлковый путь будут прокладывать через серединный Китай с выходом на бывшие республики СССР: Туркменистан, Узбекистан Казахстан и дальше на Европу – одна ветка идет по югу Европы до Испании, а вторая на север Европы. Основной замысел здесь: чтобы путь был не просто дорОгой, а вдоль него создавались бы 20 крупных городов с привлечением к строительству более дешевой рабочей силы из серединного и северо-западного Китая, где уровень жизни населения гораздо ниже. В планах Китая — создать качественную недорогую продукцию и экспортировать ее в оба конца — как в Азию, так и в Европу, в целом, замысел очень глубокий.
От России Китаю нужно сырье. В этом контексте, не могу сказать, что Китаю интересен Приморский край, скорее, более привлекательна в этом отношении Восточная Сибирь, с выходом на Иркутск, где сырья в достатке: и металл, и газ, и нефть, и лес.
В Китае считают, что на завершение всех намеченных проектов уйдет около 35 лет. Все работы могут быть завершены к 2049 году, то есть к 100-летнему юбилею основания КНР.
По мнению научного руководителя Института экономических исследований ДВО РАН Павла Минакира, в очередной раз мы рискуем принять чужой рационализм за чудесный подарок, шанс на бесхлопотное решение собственных проблем. Эксперт уверен, реальных действий России по парированию угроз, связанных с экономической экспансией Китая, не просматривается:
"Китай, продвигая идею сухопутного и морского Шелкового пути, решает не наши и не чьи-то еще задачи, а собственные. На новом этапе экономического развития нужны надежные транспортные коридоры, роль которых должен сыграть морской Шелковый путь, так как основными рынками остаются США и Европа. Естественно, в рамках этого проекта Китай относится к возможному конфликту интересов с Россией. Конфликтность ситуации очевидна, это признают и сами китайцы.
Во-первых, Россия, испытывая изрядные сложности во влиянии на политические и экономические процессы в субъектах бывшего СССР, весьма болезненно относится к любому иному влиянию. Во-вторых, успех сухопутной программы "Пояс и Путь" в силу существенно большего экономического, в частности интеграционного, потенциала Китая может если и не заблокировать, то значительно осложнить перспективы Евразийского экономического союза. В-третьих, девальвируются усилия и ожидания в отношении евразийского транзита через территорию России по Транссибу и БАМу. Конечно, сегодня у России нет реальных возможностей не только противодействовать Китаю, но даже просто конкурировать с ним в деле обеспечения трансевразийского транзита. Весьма последовательно Китай теснит Россию в роли главного торгового партнера для государств Центральной Азии, доведя свой товарооборот с ними в 2013 году более чем до 50 млрд долларов (у России — менее 18 млрд долларов).
Последние три года экономическое сотрудничество России с Китаем активно развивается. Как правило, это проекты в области добывающей промышленности. При этом в процессе инвестирования китайские партнеры осуществляют жесткую прагматичную финансово-кредитную и инфраструктурную экспансию по модели Центральной Азии. При этом российская сторона не накладывает каких-либо серьезных обременений на инвестиции в стратегические сектора. Конечно, российская сторона получает выигрыш в виде производства экспортных продуктов, но основным бенефициаром такого сотрудничества является все равно Китай.
Неумеренные восторги чиновников и экспертов по поводу волшебного превращения проекта "Пояса и Пути" в панацею от экономических бед, не могут заменить собой скрупулезную и тяжелую работу по продвижению реальной интеграции и защите национальных интересов.
Мыслить и действовать нужно рационально: в глобальном проекте искать и твердо отстаивать свои национальные интересы, создавая максимум экономической свободы на национальном и региональном уровнях для быстрого наращивания экономического потенциала и доходов".
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Путин пригласил мировых политиков и экономистов во Владивосток на ВЭФ
Галушка предложил связать Приморье и Китай мостом из Полтавки в Дуннин
директор Азиатско-Тихоокеанского Института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии
Автор фото: ИА PrimaMedia
Шелковый путь – это китайский проект, который ориентирован на достижение их национальных целей и задач. Сегодня нам остается только встраиваться в ту стратегию, которую предлагают нам, а не предлагаем мы. Наш бизнес конечно креативен и изворотлив, может совершенно спокойно встраиваться в этот путь. Но повторю: это не наш проект! Даже если мы модернизируем портовую инфраструктуру, мы все равно будем возить чужие грузы. Тут речь идет не о том, что мы развиваем себя. Мы сейчас заменяем нефтяную "иглу" на транспортную, выполняя работу для кого-то. Это неплохо, на этом можно зарабатывать... Но Россия – не та страна, которая должна что-то кому-то подносить.