Ответственные за эту борьбу будут контролировать многие сферы жизни. Пока лидеры тут ФСБ и Следственный комитет, успевшие одержать локальную победу над конкурентами: Счетной палатой, Госнаркоконтролем, Генпрокуратурой и др.
Кроме того, в стране объективно перезрела проблема неэффективности управления: все время создаются альтернативные вертикали, призванные заменить существующие административные рычаги или решить отдельные стратегические задачи, — нацпроекты, госкорпорации, специальные комитеты. Если эти альтернативные системы управления будут достаточно сильны, президент сможет начать переустройство старой вертикали и в целом, и персонально.
Есть всего два пути перемещения конкурирующих или неэффективных чиновников: другая ответственная работа (что умножает неэффективность) либо увольнение (тюрьма). Первый способ стал изживать себя уже в конце второго президентского срока Путина. Так что аресты вероятны в любом случае: если президент будет сильным, то они станут частью реформы вертикали власти, если слабым — способом выяснения отношений внутри правящей группы. Не случайно начало правления Владимира Путина было отмечено громкими делами против олигархов Гусинского и Ходорковского.
Массовые громкие показательные процессы сами по себе вещь вредная: они порождают страх, подхалимаж, предательство. Так коррупцию не победишь. Для эффективного управления вовсе не обязательно пересажать всех плохих чиновников — достаточно точечно продемонстрировать силу. Массовые чистки будут означать не реформу власти, а слабость президента, который не сможет остановить внутреннюю войну спецслужб.
Новому президенту придется быть одновременно и сильным, и не очень жестким; начало правления отметить "милостью к падшим" и при этом никому не позволить сесть себе на шею.