Правительство РФ утвердило пакет постановлений, устанавливающих порядок выделения инвестиционных квот на вылов водных биологических ресурсов. Стартовал масштабный проект, результаты которого пока неочевидны. К такому выводу приходит президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. Свою точку зрения он изложил в статье "Квоты в обмен на инвестиции", опубликованной в "Российской газете". ИА PrimaMedia приводит текст публикации в традиционной "Авторской колонке" полностью, без изменений и сокращений.
— Правительство РФ утвердило пакет постановлений, устанавливающих порядок выделения инвестиционных квот на вылов водных биологических ресурсов. Стартовал масштабный проект, результаты которого пока неочевидны.
История вопроса — давняя. С начала нулевых судостроительное лобби продвигало решение о привязке российских судоходных компаний к отечественным верфям. Предлагалось перевозить российские нефть, сжиженный газ только на судах, построенных (пусть даже иностранными производителями) в России.
В октябре 2015 года на президиуме Госсовета, посвященного развитию рыбохозяйственного комплекса страны, президент РФ сформулировал такое решение: стимулировать инвестиционную активность рыбопромышленников путем выделения под инвестиции 20% общего объема квот на вылов водных биоресурсов.
"Квоты в обмен на инвестиции будут работать не только на развитие смежных отраслей, на наполнение рыбой внутреннего рынка, но и в интересах самих рыбопромышленников. В конечном счете эти вложения повлияют и на дальнейшее развитие их производств", — заявил тогда президент.
Теперь рыбной отрасли предложен новый вариант "общественного договора". Это был компромиссный из двух реально обсуждаемых вариантов. Первый — перезаключить с действующими игроками на новый 15-летний период договоры о закреплении квот на добычу рыбы. Второй — принудить бизнес заплатить за квоты второй раз, выставив их на аукцион.
Как любой компромиссный вариант, предложенное решение нуждалось в тщательной проработке. Сложность поставленной задачи и затянула работу над правительственными документами. Глава государства поручал разработать механизм распределения инвестквот к 15 декабря 2015-го. Однако пакет постановлений вышел с полуторагодовым опозданием.
Проекты постановлений трижды вносились Минсельхозом в правительство РФ и трижды возвращались оттуда на доработку. Рыбацкие объединения участвовали в обсуждении проектов постановлений, и многие их предложения отражены в итоговых документах.
Но в последний момент появились новые правовые нормы, ставшие неожиданными для бизнеса. Они грозят обессмыслить идею инвестиционных квот. Постановления, касающиеся распределения инвестиционных квот, устанавливают процедуру распределения 600 тысяч тонн водных биоресурсов стоимостью в 50-60 млрд рублей ежегодно в течение 15-ти лет!
Это огромный объем национального природного ресурса (для сравнения: общий российский вылов в 2016-м составил 4,5 млн тонн), который должен использоваться крайне эффективно для развития экономики прибрежных территорий и рыбохозяйственной инфраструктуры.
Принцип "квоты в обмен на инвестиции" окажется полезным для страны в том случае, если бюрократические издержки при распределении громадного инвестиционного ресурса не "съедят" ожидаемый эффект. Но именно такой вариант сейчас вполне реален.
Прежде всего, есть сомнения, что предложенный механизм позволит существенно увеличить приток рыбы в свежем и охлажденном виде на российские территории.
Документы написаны так, что подобный (и самый разумный) вариант загрузки строящихся береговых рыбокомбинатов ресурсами, добываемыми из ближайших промысловых районов, не предусмотрен. В постановления попали нормы, которые резко удорожают стоимость строительства рыбопромыслового судна из-за внесенного и не согласованного с рыбацким сообществом принципа обмера построенного судна.
Проще говоря, затраты на строительство судна возрастут на 10%— на 4-7 млн долларов США в зависимости от тоннажа судна. В целом внеплановые затраты составят не менее 15-20 млрд рублей. Куда будут "упакованы" эти расходы? Конечно, в стоимость продукции.
Есть неясность — какое судно будет признано российским и получит инвестиционные квоты? В постановлениях, которые разрабатывал Минсельхоз, установлено, что до 2021 года главный двигатель рыбопромыслового судна может быть импортного производства.
Но по инициативе Минпромторга были внесены изменения в порядок признания рыбопромысловых судов товаром российского происхождения, по которым главный двигатель судна должен быть только российского производства. Загвоздка в том, что пока в стране такие двигатели не производятся.
Получается, что построенное в России, но оснащенное импортным главным двигателем судно может и не получить желанную квоту. Некоторые пункты постановлений создают возможность неравного старта и неравных условий. 600 тысяч тонн рыбы будет распределено между победителями инвестиционных конкурсов уже в этом году — за шесть месяцев.
Участники рынка, которые узнали раньше других о содержании постановлений, лучше подготовились к нему. Это предположение очень быстро получит либо подтверждение, либо опровержение. В случае если комиссия, распределяющая инвестквоты и состоящая из пяти человек, начнет выбраковывать заявки и выбраковка окажется массовой, станет ясно — забег договорной.
Будем ждать решений комиссии. Инвестиционные квоты как экономико-правовое явление — это российское ноухау, поэтому очень хочется, чтобы результат оказался полезным.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Президент ВАРПЭ выступил в защиту "рыбной" науки и аварийно-спасательного флота
Президент ВАРПЭ: Порядок выдачи инвестквот нужно приблизить к реалиям Дальнего Востока