Российский производитель продовольственных товаров может спать спокойно – Евросоюз еще на полгода продлил действие антироссийских санкций. Соответственно, продолжается действие продовольственного эмбарго, введенного указом президента России 6 августа 2014 года. Как хорошо теперь видно, политика импортозамещения способствовала укреплению местного товаропроизводителя, оживлению региональных рынков. Тем более, интересно узнать, что в этих условиях волнует местного производителя, какие трудности он испытывает, какие проблемы считает главными, какой помощи ждет от властей. Этой публикацией ИА PrimaMedia начинает цикл материалов, посвященных трехлетию эмбарго, ставшего вехой в экономическом развитии России в целом и Приморского края в частности.
Вопросы, с которыми мы обратились в различные компании, занимающиеся выпуском продовольственных товаров, были навеяны нашими собственными публикациями в рубрике "Сделано в Приморье". Ответы получились самыми различными, начиная от короткого "Проблемы есть, но мы решаем их сами" и заканчивая развернутыми размышлениями на предложенную тему. Естественно, взгляды на процессы, происходящие на рынке, у собеседников агентства были различными.
Так, в АО "Торговый дом "Михайловский" (продукция из мяса птицы под брендом "Дальневосточная птица") в числе основных проблем назвали трудности, связанные с существующей величиной энерго— и прочих тарифов (это основная проблема любого энергоемкого бизнеса, существующего в Приморье, заметили в компании). Именно цены на логистику, энергоносители и коммунальные услуги оказывают основное давление на себестоимость продукции.
— Учитывая разницу цен с центральными регионами страны, которая далеко не в пользу Приморского края, местный бизнес спасает только удаленность и слабый интерес производителей мяса птицы из центральной России к региону, обусловленный малым количеством потребителей. В какой-то мере спасают санкции и запрет на ввоз мяса птицы из КНР, — сообщили в компании.
Отсюда вывод: решению этих и других проблем местного производителя может способствовать помощь различных ветвей региональной власти.
Обеспечить равные условия для местных производителей с "варягами" (зеленые ценники в магазинах тут явно недостаточная мера), договориться об экспорте местной продукции в страны АТР, снизить тарифы естественных монополий до уровня западных регионов страны (или компенсировать разницу за счет налоговых преференций) и обеспечить качество транспортно-логистической сети региона могут только властные структуры.
Что касается совершенствования законодательной базы, то заниматься этим можно до бесконечности: все равно законодательство в равной мере не будет устраивать всех. Главное, это равенство перед законом всех участников рынка.
— Проблема тарифов с нашими объемами не так велика, — сказал генеральный директор ООО ТД "Родимая сторонка" Андрей Поленчук. — Другое дело, проблема фальсификата. Вот где, действительно, возникают главные трудности для добросовестного производителя молочной и мясной продукции.
Несмотря на то, что есть соответствующее законодательство и четкие регламенты, имеются производители, которые спокойно не соблюдают ни того, ни другого, получая, таким образом, несправедливое конкурентное преимущество.
Простой пример: молоко, продающееся в супермаркете по цене 39-40 рублей за 1 литр. По словам собеседника агентства, себестоимость натурального сырого молока в среднем по году составляет 26-29 рублей. А ведь это сырье нужно еще доставить до молочного комбината, переработать и разлить. Нужно заплатить зарплату работникам. Получается, что себестоимость качественного молока в момент розлива составляет тем самые 39-40 рублей (а есть еще маржа завода и торговые наценки). Так что тогда означают низкие розничные цены? Только то, что недобросовестный производитель использует сухое молоко и растительные жиры. И то, что соответствующей информации нет на упаковке, означает одно: потребителя бессовестно вводят в заблуждение.
— Особенно страдает местный производитель от нашествия такой продукции из других регионов, например, из Амурской области. В свое время об этом много писали. Мы сами сдавали такое молоко на анализы, после чего выяснялось, что это не настоящее молоко с молочными жирами, а некая жидкость с растительными жирами. То же самое происходит и продуктами мясной переработки. Есть утвержденные ГОСТы, есть регламенты. Несмотря на это в продаже появляются колбасные изделия, им не соответствующие. Сдаешь такую колбасу на лабораторные испытания, и выясняется, что там всего 30% мясного сырья. И в основном это продукция из других регионов, — отметил собеседник агентство.
К сожалению, региональные власти мало обращают внимание на проблему недобросовестной конкуренции. А между тем от борьбы с фальсификатом выиграют все: и потребитель, и добросовестный производитель, и рынок в целом.
Пойти тут можно тремя путями. Во-первых, вместе с Роспотребнадзором ужесточить контроль над рынком, с тем чтобы не допускать на него фальсифицированную (нелегальную) продукцию. Во-вторых, по примеру соседей из Хабаровского края, запустить программу "Покупай приморское", побуждающую жителей края приобретать качественные продовольственные товары местных производителей. В рамках программы можно подписать соглашение о намерениях с владельцами торговых сетей, как это сделано в Хабаровском крае (товарам местных производителей предоставляются лучшие места на полках в торговых залах). В-третьих, следует модернизировать лаборатории, проверяющие качество продукции. В настоящее время на западе появились технологии, позволяющие обойти старые методики лабораторных исследований на предмет содержания соевого белка, растительных жиров, например. Недобросовестным производителям это на руку. Модернизированные лаборатории с новейшим оборудованием помогут справиться с этой напастью.
Безрадостная ситуация складывается на региональном рынке хлебобулочных изделий. Как рассказал председатель Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий Иван Борисов, по официальной статистике, начиная с 2008 года потребление массовых сортов хлеба в Приморье падает, а между тем количество завезенной и, соответственно, используемой муки растет. Расчеты показывают, что около 70% хлебобулочных изделий в крае являются неучтенной продукцией. Либо ее каким-то образом не учитывает статистика, либо ее по какой-то причине "не показывают" производители. Либо "не показываются" сами производители.
— Недобросовестная конкуренция является общим бичом производства и не только в сфере хлебопечения, — говорит Иван Борисов. — Мелкие, полулегально работающие фирмы, демпингуя, "разрывают" рынок, вытесняя с него добросовестных производителей. Хуже всего, что они выигрывают борьбу за государственные заказы, поскольку предлагают более дешевые цены. В результате падает качество того же хлеба, поставляемого в больницы, детские сады, школы, воинские части. Эксперты указывают, что потребление хлеба низкого качества отрицательно сказывается на здоровье населения. А еще существуют вопросы продовольственной безопасности. Прошлогодний тайфун "Лайонрок" показал, что самыми важными продуктами во время чрезвычайных ситуаций являются питьевая вода и хлеб.
Если не будет добросовестных и социально ответственных производителей, некому будет снабжать население в условиях чрезвычайных ситуаций самым необходимым и выполнять программу продовольственной безопасности края.
Разумеется, конкуренция на рынке должна быть, но это должна быть конкуренция добросовестных производителей, конкуренция лучших бизнес-проектов и предпринимательского мастерства, а не конкуренция в умении уходить от налогов, подсовывать покупателю недоброкачественный хлеб, платить "серую" зарплату работникам.
— Цена буханки не должна быть единственным мерилом хорошей работы компании, — считает Иван Борисов. — Важнейшим критерием является еще и качество продукта, наличие реального современного производства, гарантирующего это качество, количество заплаченных налогов. И таким производителям, конечно, требуется внимание властей.
В свое время Дальневосточной ассоциации производителей муки, хлеба и кондитерских изделий выходило на властные структуры с различными предложениями.
Речь шла и о пересмотре энерго— и иных тарифов, включая транспортные; и о выделении специальных мест для создания социальных магазинов, где малоимущие граждане могли бы без проблем купить массовые виды хлеба; и введении продовольственных карточек для малоимущих, как это делается во многих странах мира (в США, например, эта мера существует со времен Великой депрессии). Необходимо отметить, что с подобной инициативой в России активно выступает глава Минпромторга РФ Денис Мантуров и губернаторы ряда регионов.
— Сегодня добросовестные участники рынка не требуют никаких особых льгот. Единственное, о чем мы просим все уровни власти – это начать реальную и постоянную борьбу с "серыми" и контрафактным производством, навести порядок на рынке продовольствия, — отмечает Иван Борисов. — И тогда добросовестным производителям станет легче: увеличатся объемы производства качественной, полезной для здоровья продукции. Соответственно, увеличатся налоговые отчисления и возможности региональной власти в решении адресной социальной поддержки малоимущих.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Механизм снижения энерготарифов на Дальнем Востоке не затронет Приморский край
Молочные продукты с пальмовым маслом вскоре могут сменить свои этикетки