Доктор искусствоведения, завкафедрой Дальневосточного федерального университета Наталья Федоровская:
— В театральной среде Владивостока Приморский краевой драматический театр молодежи уже давно занимает особое место и притягивает к себе зрителей умением не только поставить спектакль, но и создать атмосферу, способствующую его восприятию. 30 июня 2017 года публика, пришедшая на драму в двух действиях по повести Васильева "Завтра была война" (режиссер — Сергей Руденок), лишь ступив за театральный порог, оказалась в историческом прошлом: задорные детские голоса поют пионерские песни о дружбе, справедливости и любви к Родине, на стенах в фойе висят плакаты предвоенных и военных лет, посвященные героическому труду и подвигу.
Гостей приглашают на литературный вечер, на котором, в исполнении воспитанников театральной студии при Театре Молодежи (рук. Анастасия Федосеева), звучат стихи Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Саши Черного, Бориса Пастернака и др. Читаемые старшеклассниками стихи звучат свежо и трогательно, предваряя действие спектакля, главные действующие лица которого столь же юны и искренни. Даже шрифт театральной программки имитирует ту далекую предвоенную и военную полиграфию, когда краска при печати ложилась не ровно, создавая лишние утолщения и наплывы букв.
Действие спектакля разворачивается осенью 1940 года, когда учащиеся 9"Б" класса, столкнувшись с чередой драматических жизненных обстоятельств, начинают понимать, что идеальный советский мир, который им объясняли в школе, не совсем таков на самом деле. Старшая школа преподносит совсем другие уроки – уроки жизни. Не случайно, режиссер сделал меловую доску символом спектакля, на ней герои выводят названия своих жизненных уроков: счастье, истина, справедливость, обыск, комсомольское собрание, смерть и др.
Сцена из спектакля "Завтра была война". Фото: Юлия Никитина, ИА PrimaMedia
Драма концентрирует внимание вокруг ключевых событий повести. Драматургия спектакля построена так, что, казалось, незначительный случай становится отправной точкой для драматического столкновения главных героев с взрослой действительностью. Случайное чтение стиха С. Есенина дочкой главного инженера авиационного завода Викой Люберецкой на дне рождения одноклассника Артема Шефера, открывает лидеру класса, комсоргу Искре Поляковой мир неведомых доселе чувств.
Невольное предательство легкомысленной Зиночки Коваленко, сообщившей Валендре о чтении "упаднической" поэзии, внесло свою лепту в арест отца Вики. Последовавшая за этим травля, толкнувшая Вику к самоубийству, безуспешные попытки Искры и ее одноклассников защитить подругу, повлекли за собой угрозы и давление со стороны взрослых, требующих отречься от неудобной подруги, а также репрессивные меры, применяемые к тем, кто осмелился сочувствовать и добиваться справедливости.
Спектакль наполнен типизированными характерами, которые формировали общество предвоенных лет. Актерский состав Театра молодежи наполнил каждого персонажа яркими, индивидуальными чертами, которые привлекают внимание к действию, заставляя публику внимательно следить за развитием образов. Действующих лиц спектакля можно условно разделить на две группы. Первая – это старшеклассники, воспитанные на советских идеалах: Искра Полякова (Анна Проскокова), Зиночка Коваленко (А нна Шевелева), Вика Люберецкая (Анастасия Ларионова), Лена (Анастасия Кошарнова), Жорка Ландыс (Иван Синицын), Артем Шефер (Владимир Мунько), Валька Александров (Павел Пятыров), Пашка Остапчук (Денис Лашко).
Действие концентрирует основное внимание на образах трех одноклассниц, судьбы которых оказались тесно переплетены между собой. Искра Полякова, харáктерно и с огнем сыгранная Анной Проскоковой, воплощает в себе идеал комсомолки-активистки, искренней, прямой, честной, смело борющейся с несправедливостью, что делает ее, одновременно с этим, опасной и неудобной для общества. Стихи С. Есенина и общение с Люберецким заставляют Искру впервые задуматься о том, что кроме выполнения долга перед обществом, у человека есть право на любовь и личную свободу. Парадоксально, но воспитанная на декларируемых идеалах героиня, становится той, кто активно противостоит воспитавшей ее системе.
Сцена из спектакля "Завтра была война". Искра получает от Вики томик стихов С. Есенина. Фото: Юлия Никитина, ИА PrimaMedia
Вика Люберецкая, казалось, полная противоположность Искре, но на самом деле близкая ей по духу. Анастасии Ларионовой удалось тонко передать гордую и мечтательную натуру героини, которая читает С. Есенина и А. Грина, верит в идеалы и справедливость. Вика тоже обладает внутренней силой, пытается отстоять себя и защитить тех, кто ей дорог. Столкнувшись с требованием отречься от отца, Вика, скрыв свою боль, которая могла навредить поддержавшим ее одноклассникам, уговаривает их устроить проводы осени на природе. Она красиво прощается с теми, кто стал ей так дорог, и уходит из жизни не сломленной, сохранив свою честь.
Зиночка Коваленко, благодаря яркой игре Анны Шевелевой, предстает перед зрителем в начале спектакля кокетливой и легкомысленной подружкой Искры, не задумывающейся о последствиях своих действий. Однако к концу спектакля она нравственно взрослеет: смерть подруги, очевидная несправедливость происходящего, заставляет даже ту, кого ранее можно было запугать и толкнуть на предательство, выступить против системы. Зиночка бросает, пытающейся ее унизить и подчинить Валендре, открытый вызов: "Не смейте обращаться ко мне на ТЫ!", требуя к себе уважения как к человеку, личности.
Другая группа в спектакле – это взрослые, старшие товарищи, те, кого в школе учили слушать и уважать, они представлены не менее характерными персонажами. Игорь Смирнов создает яркий и убедительный образ Николая Григорьевича Ромахина, нового директора школы, бывшего командира Красной Армии, который заслужил искренние уважение и любовь мятежного 9 "Б". Ромахин стал единственным, кто открыто встал на защиту Вики, поплатившись за это карьерой и партбилетом.
Сцена из спектакля "Завтра была война", Люберецкий и Вика. Фото: Юлия Никитина, ИА PrimaMedia
Образ Леонида Сергеевича Люберецкого, мастерски сыгранный заслуженным артистом РФ Александром Волосянко, воплощает в себе типаж настоящего интеллигента, искренне считающего, что долг Родине и труд на благо общества не исключает уважение к каждому человеку. Именно общение с ним заставляет Искру задуматься о том, что есть счастье, истина, справедливость, презумпция невиновности.
Точка зрения Люберецкого расходится с представлением о жизни матери Искры, комиссара Поляковой. Юлии Орышечко удалось абсолютно точно воплотить образ жесткой, бескомпромиссной женщины, которая, казалось, живет исключительно партийными идеалами, но на деле оказывается человеком, полностью осознающем происходящее, понимающем, что открытое противостояние системе не будет иметь положительного результата. Товарищ Полякова мало кому распространяется о своих действиях в защиту Люберецкого, она всеми силами пытается остановить Искру, понимая, что ее попытки защитить Вику и память о ней будут очень дорого стоить. Система бунта не прощает.
Сцена из спектакля "Завтра была война", комиссар Полякова и Искра. Фото: Юлия Никитина, ИА PrimaMedia
Тоталитарную систему в спектакле олицетворяет бывшая исполняющая обязанности директора школы Валентина Андроновна, она же Валендра, которая убедительно сыграна Марией Зизенковой. Лишенная должности Вадендра, упивается властью над учащимися, прикрываясь заботой о нравственном облике окружающих, доносит "куда следует" об моральном облике Вики, Искры, директора Ромахина. Интересно решен Германом Авеличевым образ бывшего одноклассника Искры Саши Стамескин. Проработав на авиационном заводе, куда его устроил Люберецкий, молодой человек стал частью пролетариата и хорошо уяснил, что если хочешь выжить, то надо поддерживать любое решение системы, он уверенно говорит Искре о виновности Люберецкого. Взрослая жизнь излечила его от идеалов школьной юности, его мировоззрение меняется, что делает для Искры невозможным построение отношений с ним.
Сцена из спектакля "Завтра была война", Саша Стамескин и Искра Полякова. Фото: Юлия Никитина, ИА PrimaMedia
Постановочной группе удалось с помощью тщательно подобранного музыкального сопровождения, декорационных средств, костюмов (Наталья Стороженко) и сценографии (Сергей Руденок) создать непередаваемую атмосферу происходящих на сцене событий. Неизгладимое впечатление производит сцена обыска, когда в зрительный зал направляется луч прожектора, ослепляя публику, вызывая потерю ориентации в пространстве (постановка света Валентина Дрыгина), похороны Вики, сцена с Любрецким, склонившимся над могилой дочери.
Страшной кульминацией спектакля становится эпилог: на доске появляются пророческие слова "Завтра была война", под звуки марша "Священная война" (муз. А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача), освещенные кровавым заревом герои разбирают армейские сапоги и принимают свою судьбу.
Что дает драма "Завтра была война" современному зрителю? Блестяще поставленный в Приморском краевом драматическом театре молодежи спектакль повествует о вечных ценностях, объединивших зрителей разных поколений, которые покидали театр со слезами на глазах. Заложенные в спектакле идеи затрагивают важные для каждого современного человека проблемы: что есть счастье, любовь, истина и справедливость, какова цена дружбы, как не утратить себя и смело отстаивать свою позицию в непростое время. Ученики того, далекого 9-го "Б" усвоили свои первые жизненные уроки, доказав, что они не отступят перед грядущими трудностями, являя нам наглядный пример стойкости и мужества.
ОБ АВТОРЕ: Федоровская Наталья Александровна, доктор искусствоведения, доцент, завкафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, член-корреспонден Российской академии естествознания РАЕ.
Наталья Федоровская. Фото: Предоставлено автором
В 2001 году закончила Дальневосточную государственную академию искусств, в 2003 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности "Теория и история культуры". В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения.
В 2016 году автору присвоены ряд престижных наград Российской академии естествознания: почетное звание "Заслуженный деятель науки и образования", Орден "Labore et scientia — Трудом и знанием", Орден "Петра Великого Небываемое бывает". Автор130 публикаций, из них две монографии, три учебных пособия, более 40 научных статей.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
"Леди на день": чудеса случаются, и главные из них – любовь и дружба
"Эдит и ее демоны": чтобы петь, нужно быть либо несчастным, либо влюбленным