В этом году легендарной владивостокской команде по спидвею "Восток" исполняется 55 лет. За свою богатейшую историю из нее вышло не одно поколение спортсменов мирового уровня. Однако сейчас не скажешь, что в команде все хорошо, коллектив держится на плаву исключительно благодаря энтузиазму людей, которые долгие годы находятся в системе клуба.
Редакция ИА PrimaMedia специально к юбилейной дате подготовила серию публикаций, в которых хотим подробно рассказать о самой успешной — со спортивной точки зрения — команде в приморском спорте. В первом материале директор команды "Восток" Константин Цыбулин в беседе с корр. агентства рассказал, чем сейчас живет "Восток" и в каких условиях приходится работать.
Константин Цыбулин. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Справка: Константин Владимирович Цыбулин является директором МАУ "Центр развития физической культуры и массового спорта среди различных категорий населения, в том числе по техническим видам спорта" Владивостока. В 1995 году стоял у истоков шоссейно-кольцевых гонок, которые и сейчас ежегодно проводятся на картодроме "Змеинка". В 1999-2002 годах он был организатором и участником автоспидвея на стадионе "Авангард", за участие в спортивных соревнованиях был награждён медалями за призовые места. В 2005 году Константин Владимирович стал руководителем Спортивного клуба "Восток".
— Как во Владивостоке, в Приморском крае зарождался спидвей?
— Команда образовалась в 1962 году, тогда же прошел первый чемпионат Советского союза, в котором "Восток" все гонки провел на выезде, потому что здесь, во Владивостоке, не было тренера.
Команду организовал Виктор Михайлович Успенский. Он был до этого спортсменом, принимал участие в мотокроссе. Но сложилось так, когда в России этот вид спорта стал формироваться, Владивосток быстро подключился к этому движению. Очень долгие годы Виктор Успенский, нужно отдать должное этому человеку, вплоть до 2005 года работал главным тренером.
— Больше 40 лет?
— Всю жизнь. Мне даже где-то немного обидно за него. Я отработал в четырех созывах депутатом городской Думы и считаю, что этого человека можно давно было сделать почетным жителем Владивостока, потому что он заслуженный человек, благодаря ему в городе зародился спидвей...
Люди целыми поколениями ходят на спидвей, и всегда были аншлаги на трибунах.
— Чем сегодня живет клуб?
— В 2005 году я, возглавив команду, естественно принял все меры, чтобы сформировать тренерский состав, механиков и коллектив. Я главным тренером сразу, не задумываясь, пригласил бывшего спортсмена команды "Восток" Игоря Столярова. Это очень известный и знаменитый человек, который всю жизнь так же, как и Виктор Успенский, отдал клубу и он согласился, и вот мы работаем вместе уже 12 лет.
За это время лет мы добились больших успехов. Мы три раза были чемпионами России, в 2011 году мы завоевали право выступать на Кубке европейских чемпионов, выступили там успешно, выиграв трофей.
Я не думаю, что кто-то из спортивных клубов Приморского края может похвастаться такими результатами. У нас всегда брали курс на молодую команду, мы вырастили титулованных спортсменов наших приморских, владивостокских. Надо любить вид спорта, которым занимаешься, и относиться к нему серьезно.
Виктор Успенский, тренер "Востока" с 1970 по 2005 годы. Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
В 2012 году руководством было предложено организовать школу, чтобы у нас были дети воспитанники. В школу были приглашены дети заниматься мотокроссом и спидвеем. Сначала было нелегко сейчас же немного легче, потому что тренерский состав детей уже смотрит, наблюдает за ними, как они с детства занимаются мотокроссом, и оттуда приглашается детвора в спидвей.
Работа ведется даже в ограниченных финансовых условиях. Наглядный пример, в сентябре наши юниоры — Павел Лагута и Марк Корион — заняли вторые места на чемпионате России до 19 лет в Тольятти.
— Павел Лагута — продолжатель династии гонщиков с, пожалуй, самой известной фамилией. Какие еще у нас есть династии?
— Да, вы совершенно правы самая наша известная династия — Лагута. В 2000 году в 18-летнем возрасте Григорий пришел в команду, его пригласил Виктор Успенский и Игорь Столяров, когда он был еще капитаном команды. В то время подрастал его брат Артем. Он сразу же удивил всю Россию на первом выезде.
Все пребывали в восторге и спрашивали, где вы его такого взяли? Григорий из города Большой Камень. У еще него есть старший брат — Саша, но он никогда спидвеем не занимался, только мотокроссом. Григорий стал заниматься, потом подтянулся младший брат, он подрастал и смотрел. Он занимался в мотокроссе и, конечно, мечтал быть в клубе.
— Помнится, в 2004 году клуб пережил раскол. Расскажите подробности той спорной ситуации?
— Если вкратце, то немного по неопытности и незнанию Григорий Лагута подписал сразу два контракта — с "Востоком" и командой "Приморье", которая образовалась в этом же сезоне. Спортсмены разделились на два лагеря. Собственно, чтобы нормализовать ситуацию, меня в 2005 году и назначили директором клуба.
— В чем была суть конфликта?
— Спортсмены были недовольны своей заработной платой, ее невыплатой.
— Как удалось разрешить ситуацию?
— Методом переговоров. Потому что два клуба все равно в одном городе не ужились бы.
— Кто был инициатором создания второго клуба "Приморье"?
— Члены команды "Восток" Григорий Харченко, Максим Кононец и еще ребята. Они были недовольны своим положением в команде. Они Виктору Успенскому высказывали свои пожелания, но он не хотел делать так, как они предлагают, и ребята решили создать свою команду и ушли из "Востока".
— Сколько сезонов команда "Приморье" провела?
— Только один сезон, не хватило финансирования, и они потом отказались и перестали принимать участие в чемпионате России.
— После всего этого Григорий Харченко еще выступал за команду "Восток"?
— Нет. Закончил карьеру. Но сын его, Алексей, выступал вплоть до 2016 года.
— Какие самые запоминающиеся мгновения вы можете вспомнить с момента вашего назначения на пост директора команды?
— В 2008-09 годах были в шаге от золотых медалей, и серебряная медаль 2008 года была для нас сродни золотой. Тогда было пять клубов и не было ни одной слабой гонки по ходу сезона. Это было что-то невероятное. Каждая гонка была на высоком уровне, каждый заезд проходил с неповторимым азартом.
В 2009 году у Григория Лагуты случилось курьезное падение, когда до финиша оставалось 50 или 40 метров. А если бы доехал вторым, то была бы у нас золотая медаль.
Но в 2010 году мы, наконец, стали чемпионами России. В 2011 и получили право представлять Россию на Кубке европейских чемпионов. К слову, этот трофей мы тоже завоевали.
В 2015 и 2016 годах вновь завоевали золотые медали чемпионата России. В этом сезоне нам сложно рассчитывать на высокие места, потому что команду покинули ряд ключевых игроков, но мы растим молодежь.
— Как не знающему человеку объяснить, что из себя представляет чемпионат России по спидвею? Сколько команд там участвует?
— Традиционные команды — "Мега-Лада" из города Тольятти, "Турбина" из Балаково, башкирские команды, например, "Салават", коллектив из Октябрьска и мы. В 2005-2006 году было восемь клубов. А сейчас всего четыре.
Все упирается в финансирование, и те стадионы, которые когда-то были спидвейными, превратили в бизнес проекты. Где-то рынки, где-то автостоянки, где-то мойки или еще что-то. В СССР было 49 команд, три лиги.
Сейчас мне немного непонятно, почему нашему виду спорта уделяется так мало внимания. Ведь спидвей — это вид спорта, собирающий огромное количество болельщиков, не меньше, чем на футбол и хоккей.
На стадионе "Авангард" вместимость 6 тысяч человек. Причем, бюджет нам требуется на порядок меньше, чем "Лучу" или "Адмиралу", к примеру.
— И всегда на матчах аншлаг?
— Всегда. Бывает редкий случай, когда гонка, например, юниорская, то заполняемость 70% — это железно. А посмотрите на стадион "Динамо", когда "Луч" играет, в этом сезоне там максимум набирается тысячи две человек.
— На каких мотоциклах вы выступаете?
— Мотоциклы ЭСО-500, в 2004-2005 годах стали появляться двигатели JM, и мы пользуемся этими двигателями на протяжении уже 12-ти лет, а так никаких изменений. Мы придерживаемся стандартов, когда покупаем запчасти.
— У "Мега-Лады" или у "Турбины" такие же мотоциклы?
— Конечно, есть технический регламент, если внесешь какие-то изменения, то это наказуемо и карается штрафами.
— Кто является вашим спонсором, источником финансирования?
— Единственный источник — администрация Владивостока. Этих денег не хватает катастрофически, потому что в этом году была оптимизация бюджета, и команда "Восток" недополучила средств, и поэтому в этом году не смогли выступать ни Артем, ни Григорий Лагута. Они запросили неподъемные для нас заработные платы. Артем в итоге заключил контракт с командой "Мега-Лада".
Очень жаль, что в таком богатом городе, крае у нас нет спонсоров. У нас достаточное количество детей связанно со спидвеем, а ведь есть еще секция мотокросса. А на одном энтузиазме далеко не уедешь. Тренировка, перевозка и техника для перевозки, обслуживание трассы, требует средств, также нужен автобус для перевозки детей. Мы растим чемпионов, в этом году команде 55 лет.
— Администрация Приморского края вам помогает?
— В этом году администрация края впервые закупает мотоциклы на нашу школу, и мы очень благодарны. Руководитель департамента спорта Жан Кузнецов выслушал нашу просьбу. Сейчас идет процесс покупки мотоциклов для мотокросса и спидвея.
— А сколько мотоциклов хотят купить?
— Общее количество — восемь, шесть на мотокросс и два на спидвей, и мы считаем, что это очень хорошая помощь.
— Много выходцев из мотокросса приходят в спидвей?
— Мотокросс универсальная школа, когда ребенок впервые познакомился с мотоциклом, мы уже видим, есть ли у него определенные навыки к мотоциклетному спорту. Потому что спидвей такой вид спорта, который дается не каждому даже после мотокросса. Многие пытались, но уходили, потому что не получилось.
— На фоне значительного сокращения количество команд во всем российском спидвее, за счет чего "Востоку" удается удерживаться на плаву?
— Я стараюсь удержать команду, хожу, доказываю, прошу компетентных людей. Вот было уменьшение бюджета в этом году, так я ходил... В 2014 году ударил кризис, и мы не ходили и не плакали. Надо детей воспитывать, и как в такой ситуации непрофессионально подходить к спидвею? Как можно нарушить такую огромную традицию за 55 лет? У кого рука поднимется, чтобы закрыть команду?
Вы знаете, когда команда "Восток" приезжает в какой-либо город — встречают ее очень хорошо. Собираются полные стадионы зрителей, потому что всегда команда "Восток" едет крепко, и проводит очень интересные гонки. У нас свои болельщики, и есть определенные группы. Я 12 лет в команде, а на стадионе с 16 лет, я даже представить не могу, как это взять плюнуть и команду закрыть. Было бы хорошо обратить внимание президента РФ Владимира Путина на наш вид спорта. Ему необходимо лишь порекомендовать главам регионов повнимательней присмотреться к спидвею.