Промыслу лососей на Дальнем Востоке необходимы критерии добросовестности для рыбопромышленных компаний, чтобы уничтожить предпосылки для варварского и браконьерского лова. Кроме того, в управлении добычей лосося должны реально участвовать власти прибрежных регионов. С таким предложением выступил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев 28 сентября в ходе круглого стола "Разработка и совершенствование критериев добросовестности природопользователей и землепользователей в действующем законодательстве".
Круглый стол в комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Фото: ИА PrimaMedia
Круглый стол был организован и проведен комитетом Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Модератором мероприятия выступил председатель комитета Николай Николаев, участие в нем приняли депутаты ГД, представители профильных министерств и ведомств, эксперты-юристы, представители общественных организаций предпринимателей и экологических объединений.
"Сегодня на круглом столе мы обсуждаем эффективность природопользования в том ключе, что добросовестность равна эффективности. Эффективности не с точки зрения только коммерческого успеха, а с точки зрения непаразитивного отношения к природным ресурсам страны", — отметил во вступительном слове Николай Николаев.
Председатель комитета ГД Николай Николаев. Фото: ИА PrimaMedia
Депутат Госдумы Владимир Блоцкий, говоря о рыболовстве, подчеркнул, что сейчас отрасль вступает в важный исторический этап, в следующем году пройдет закрепление долей квот на добычу водных биоресурсов на 15-летний период.
"Наша задача — формировать законодательство так, чтобы максимально четко закрепить критерии добросовестности. Должна складываться правоприменительная практика, все вместе мы должны взаимодействовать в этом вопросе и отвечать на вызовы", — сказал Блоцкий.
Президент ВАРПЭ Герман Зверев отметил, что в ряде сегментов российского рыболовства принципы добросовестности уже установлены.
"Статьей 13 федерального закона "О рыболовстве" применительно к рыболовству, осуществляемому с помощью рыбопромысловых судов, установлено несколько принципов, которые позволяют идентифицировать пользователя и выбраковывать тех, кто нарушает закон. Если судно не оборудовано специальными техническими средствами контроля, которые в любой момент времени позволяют установить его местонахождение, и если судно в течение более чем 24 часов отключало средства технического контроля или каким-то образом влияло на них, с таким предприятием должен расторгаться договор о закреплении доли квоты. Это — явный признак незаконного промысла", — рассказал участникам круглого стола президент ВАРПЭ.
Докладчик также напомнил, что в прошлом году в закон "О рыболовстве" были внесены изменения, которые устранили возможности для практики перепродажи квот так называемыми "компаниями-рантье", не имеющими собственных рыбодобывающих судов и попросту торговавшими правом на добычу природного ресурса. Также отраслевое законодательство дополнено нормами, позволяющими расторгнуть договоры о закреплении долей квот при выявлении незаконной подконтрольности российской рыболовной компании иностранным инвесторам.
"Эти меры в промысле, который осуществляется с помощью рыбопромысловых судов, в течение нескольких лет привели к достаточно позитивным результатам. Например, на Дальнем Востоке на промысле минтая в этом году при освоении 884 тысяч тонн и при проведении 3,5 тысяч контрольных мероприятий было выявлено всего 70 нарушений. Это означает, что в значительной части рыболовного промысла действуют добросовестные пользователи", — подчеркнул Герман Зверев.
Выступивший на заседании директор российского отделения WWF Евгений Шварц согласился с выводами Германа Зверева и обратил внимание участников заседания на проекты экологической сертификации рыбных промыслов.
"В настоящее время 55% российских промыслов водных биоресурсов имеют или проходят экологическую сертификацию и в этом большая заслуга Германа Станиславовича Зверева, — подчеркнул представитель ведущего международного экологического объединения. – Возглавляемая им Ассоциация добытчиков минтая очень много делает для экологической ответственности российского рыболовства".
Однако в отечественном рыболовстве есть сегменты, где таких четких и прозрачных правил пока нет, сообщил Герман Зверев, и речь прежде всего идет о вылове лососёвых на Дальнем Востоке. Президент ВАРПЭ ознакомил участников круглого стола со статистикой вылова лососей на Камчатке, на Сахалине, в Амурской области и обратил внимание аудитории на то, как сильно отличаются показатели Камчатки от показателей Сахалинской области (где уже не первый год "красные путины" оказываются откровенно провальными – ред.).
"Одна из причин (а может, и главная причина ) — в том, что на Камчатке и на Сахалине действуют разные подходы при установлении доступа к изначальному производственному ресурсу", — сообщил спикер.
Сегодня на Камчатке рыбопромысловые участки (РПУ) распределены между 92 пользователями, рассказал Зверев. Эти 92 пользователя были определены по итогам проведения конкурсов в 2008 году, им были установлены определенные требования. На Сахалине же – 282 официальных пользователя, и обязательные условия при перезаключении договоров о наделении рыбопромысловыми участками в 2010 году им не предъявлялись.
Другим негативным аспектом, требующим внимания законодателей и регулятора отрасли, является использования при добыче лососевых орудий лова, которые принято считать "варварскими". Герман Зверев напомнил участникам мероприятия, что еще в 50-х годах прошлого века из-за развертывания японскими компаниями масштабного океанского промысла лосося с помощью многокилометровых дрифтерных сетей (экологи называют их "стенами смерти") рыбную отрасль Камчатки постиг, по сути, крах, последствия которого сказываются на социально-экономическом положении региона до сих пор.
К сожалению, констатировал президент ВАРПЭ, из-за отсутствия критериев добросовестности пользователей при промысле лососевых пусть и в меньшем масштабе, но продолжают применяться хищнические орудия лова, а местные власти не могут полноценно влиять на ситуацию.
"Региональные администрации, которые могли бы быть эффективным центром управления, отодвинуты от этого. Депутаты Законодательного собрания Камчатского края уже обращались с законодательной инициативой, направленной на то, чтобы запретить некоторые орудия лова, в частности, минидрифтерные — или жаберные — сети. В регионах есть пользователи, которые сдают свои рыбопромысловые участки в субаренду, и уже субарендаторы используют жаберные сети – простое, дешевое, но очень жестокое по отношению к рыбе устройство", — отметил спикер.
По итогам своего доклада президент ВАРПЭ выступил с рядом предложений к законодателям в части определения конкретных критериев добросовестности при добыче лососевых и организационных мер по контролю промысла.
"Первое: обязательно в качестве добросовестности пользователей предусмотреть при промысле лососевых запрет на сдачу в субаренду рыбопромыслового участка, который был предоставлен в пользование на определенный период. Второе: категорический запрет на использование безжалостных орудий лова. Третье: реальное подключение к управлению лососевым промыслом региональных администраций – через комиссии по анадромным породам рыб. Пока же, как было отмечено на недавнем совещании, которое на Сахалине провел председатель правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, эти комиссии не являются действенным инструментом контроля", — резюмировал Герман Зверев.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Герман Зверев: "Единая Россия" — за риск-ориентированный подход в регулировании бизнеса
Пограничники, чиновники и рыбаки ДФО впервые провели совместное совещание во Владивостоке
"Трагедию камчатского берега" напомнили во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников