Латание ям в мороз, "размазывание" асфальта по дороге, аффилированность и кумовство, вечно убыточный Примавтодор и десятки погибших в ДТП из-за некачественного ремонта дорог. С жесткой критикой в адрес дорожных строителей и всех, кто причастен к этому вопросу, выступил прокурор Приморского края Сергей Бессчасный на заседании комитета по экономической политике ЗСПК, сообщает ИА PrimaMedia.
Эмоциональная речь прокурора Сергей Бессчасного стала ответом на доклад директора департамента дорожного хозяйства Александра Шворы о состоянии дел в отрасли. Отчет чиновника вызвал критику и со стороны депутатов. Как оказалось, только 38% краевых дорог соответствуют нормативам. И этот показатель не изменился за минувший год, несмотря на миллиардные вложения.
Начать реформирование в сфере ремонта и содержания краевых дорог Сергей Бесчастный предложил с решения вопроса с Примавтодором. Он припомнил дорожникам и ежегодный ремонт одного и того же участка, и укладку асфальта в непогоду, и экономию на качестве и количестве материалов, и исполнение ремонтных контрактов в декабре.
"Это неправильная, некультурная схема. Мы сами позволяем строить дороги в отрицательных температурных режимах, когда аврально осваивается финансовый ресурс только для того, чтобы его освоить. Кладется асфальт, который на следующий день смывается во время дождя, срывается проходящим большегрузом, — сказал Сергей Бессчасный. – Мы должны выйти на прозрачную схему использования этого ресурса. Однако Примавтодор всегда предлагает меньшую сумму, всегда выигрывает, всегда остается вне зоны критики и штрафных санкций за качество работ. С моей точки зрения, если здесь навести порядок, мы с вами будем иметь колоссальный ресурс экономии. Я уже не говорю о сроках исполнения работ".
Бессчасный подчеркнул, что в отношении краевого предприятия нужно провести ревизию – определить, нужен ли дорогам края монополист, стоит ли допустить другие ремонтные организации, и определить рентабельность КГУП.
"Вы вспомните, как у нас с десятой попытки Автодор побеждал в конкурсе на обслуживание мостов. Это же схема — надо называть вещи своими именами. И пока мы будем поддерживать нежизнеспособные структуры, ситуация не изменится.
Объясните мне, как можно на бюджетные деньги жить в убыток? Туда уже заложена рентабельность. Это не голодные предприниматели, которые ищут заказ, чтобы что-то заработать и кормить людей. А они сидят на 11 млрд рублей ежегодно и при этом у них нет денег!
А куда же они уходят? С этого нужно начать. Тогда мы придем к самому главному – та программа, которая сейчас существует по развитию транспортного комплекса – это вчерашний день. В эту программу нужно совершенно другие требования закладывать", — заявил Бессчасный.
Он отметил, что также важно решить вопрос с проектными организациями. Прокурор посоветовал чиновникам пересмотреть подход по этому вопросу и либо допустить до создания проектов и смет различные организации на рынке, либо создать государственную структуру, которая будет составлять сметы дорожных ремонтов "за зарплату, а не за сотни миллионов".
Также Сергей Бессчасный призвал чиновников обратить внимание, на каком оборудовании и из какого сырья производится асфальт для краевых дорог.
"Что из себя представляет этот продукт, на который мы в год тратим 11 млрд рублей? А если разобраться, а кто у нас асфальт варит? Сколько у нас производителей, которые выпускают асфальтобетонную смесь? У кого закупает Примавтодор? И есть ли здесь аффилированность?
Почему мы себе позволяем на дорогу класть то, что клали 20 лет назад? Сейчас ведь речь идет речь о шестилетней гарантии на дорожное полотно. Но специалисты говорят, что ни одна дорога с тем качеством полотна, которое делают, до шести лет не дотягивает. Ее разбивают в пух и прах. А почему? Даже не потому, что старые нормативы используются. У нас за 1 млн рублей стараются сделать максимальную длину полотна. Но так же не бывает. Мы должны дороги делать исходя из ГОСТа, а не исходя из желания и имеющихся рублей. Мы строим 10 км, вкладываем туда три рубля и докладываем, что дорогу отремонтировали. На самом деле это преступление по своему содержанию. Потому что дороги на следующий год уже не будет. И денег этих было ровно на 400 метров исходя из нормативной составляющей, требующей шестилетнего срока эксплуатации", — прокомментировал действия дорожных строителей прокурор края.
Он напомнил чиновникам, что плохое качество дорог – это не только повод ежегодно выделять деньги на их ремонт, зачастую ямы на трассе имеют гораздо более высокую цену.
"Я вынужден был судиться и получить судебное решение по Находкинской трассе. Я это называю геноцидом собственного народа. То, что происходит на трассе на Находку последние два года. У нас только 14 трупов в ДТП по причине плохого дорожного полотна. За это, извините, сажать надо! Жизни потеряны только потому, что кто-то не хочет вовремя исполнять свои обязанности", — прокомментировал Бессчасный.
Он призвал депутатский корпус подключиться и заставить исполнительную власть разработать стратегию развития дорожной отрасли края. Чтобы было не только "освоение", но и "стратегия и направление, в котором нужно идти".
"Вы же видите, как сегодня все плохое моментально превращается в систему. Аффилированность, родственные отношения, кумовство, разные процедуры по 44 ФЗ. И все делают вид, что все замечательно", — заключил Бессчасный.
В заключении он сделал неутешительный вывод: сейчас ситуация идет к тому, что прокурор сам будет судиться с исполнительной властью и требовать отремонтировать ту или иную дорогу. Глава надзорного органа призвал участников заседания сэкономить народные деньги, прекратить заниматься словоблудием и безграмотным, бездарным освоением ресурсов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Семья погибла в ДТП с участием рейсового автобуса под Находкой
Специальная комиссия проверила ход ремонта дорог во Владивостокской агломерации
Участники проекта ОНФ выявили 21,5 тысяч км "убитых" дорог в России