Полиция проверяет информацию об обстреле машин во Владивостоке из пневматики
17:57
В КНДР провели испытания крылатой ракеты подводного базирования
17:18
Каток на "Авангарде" во Владивостоке закрыли из-за подготовки к ледовому спидвею
16:14
Картина недели: тигры тут и там, Путин и Си, снегопад и "Вахта Победы"
15:20
“Свет нашего города”: День студента отметили во Владивостоке
15:05
В Хабаровском крае самолет выкатился со взлетной полосы
13:20
Молодой тигр транзитом прошел сквозь горнолыжную базу в Приморье
12:42
Прокуратура начала проверку по факту разрушенного моста на пути в Тавричанку
12:27
При пожаре в частном доме в Приморье погибла 89-летняя жительница
11:36
В Приморье врачи онкодиспансера "вырастили" пациенту пищевод из части желудка
10:58
Вахта Победы: жители Бурятии отдавали на танки сбережения и золотые украшения
10:55
Уступили лидеру: "Адмирал" не смог переиграть "Трактор"
10:15
Сильный ветер в течение дня во Владивостоке ослабнет
10:15
"Действуют на опережение и берутся за оружие": Арамилев о последствиях фейков про тигров
09:42
Дальний Восток 26 января. Основан посёлок Лучегорск
07:00

Рыбаки Дальнего Востока защищают стабильность отраслевых правил фактами и расчетами

«Внезапные» инициативы по выводу объектов промысла из «исторического принципа» отраслевым сообществом не поддерживаются
13 декабря 2017, 10:30 Бизнес
Краб ИА PrimaMedia
Краб
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Рыбацкое сообщество Приморского края и всего Дальнего Востока продолжает поддерживать неизменность действующих сейчас правил распределения доступа к промысловым ресурсам – так называемый "исторический принцип", согласно которому "квотные" договоры подлежат продлению на следующий срок (с 2019 года – на 15 лет) для добросовестных компаний. Попытки вывести ряд промысловых объектов из действия "исторического принципа" рыбаки готовы нивелировать с помощью конструктивного диалога с регулятором отрасли, использую в качестве аргументации только факты, конкретные данные и серьезные прогнозы, сообщает ИА PrimaMedia. Судя по всему, эта позиция отрасли – в высокой степени консолидирована, и, вполне возможно, будет оформлена соответствующим образом на предстоящем в феврале 2018 года Съезде работников рыбохозяйственного комплекса РФ в Москве.

Напомним, что в ноябре этого года ряд федеральных СМИ распространили информацию о предложениях вывести распределение прав на добычу крабов из действующего порядка, закрепленного законом "О рыболовстве". Неизвестные пока авторы письма президенту РФ Владимиру Путину предлагают с 2019 года предоставлять доступ к ценному ресурсу исключительно по результатам аукционов и, кроме того, однозначно не использовать крабовые квоты как стимул к обновлению рыбопромыслового флота и развитию инфраструктуры по рыбопереработке в прибрежных регионах страны. Позднее наличие "аукционных инициатив" подтвердили ряд представителей федеральных министерств и ведомств.

Реакция отраслевого сообщества на "инициативы", судя по публикациям в прессе, была и остается весьма негативной. Рыбаки считают, что "изъятие" хотя бы одного объекта промысла из системы "исторического принципа" распределения квот чревато серьезным коллапсом для всего рыбохозяйственного комплекса страны – в виде банкротств предприятий, заморозке инвестиционных программ, падением кредитного доверия со стороны банков, ростом безработицей и потерей квалифицированных кадров. Общественный совет при Федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовство) еще 21 ноября единодушно высказался в защиту "исторического принципа" как гаранта устойчивого развития отрасли. Также о недопустимости изъятия отдельных объектов из действующего порядка распределения доступа к ресурсам заявил ряд региональных "рыбных" и смежных ассоциаций и Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ).

8 декабря ряд федеральных СМИ распространил информацию о том, что в поддержку "аукционных инициатив" во отношении крабов высказался министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. При этом министр уверял, что "исторический принцип" будет сохранен, изменения коснуться лишь неких "крабовиков" — то есть, по мнению министра, компаний, чей промысел специализирован сейчас исключительно на крабах (в настоящее время таких компаний в российском рыболовстве практически нет – ред.). Господин Ткачев также заявил, что предлагаемые инициативы "по повышению экономической отдачи от вылова крабов" обсуждались Минсельхозом "с отраслевым сообществом" на протяжении всего 2017 года.

Отметим, что заявления главы Минсельхоза о "годовом обсуждении инициатив" вызвали недоумение в упомянутом им отраслевом сообществе. В частности, президент ВАРПЭ Герман Зверев через сайт организации публично обратился к Ткачеву с просьбой уточнить, о каких именно "обсуждениях" идет речь.

"При Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации действует специальная рабочая группа по подготовке предложений, направленных на совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. В рабочую группу входят представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных объединений рыбохозяйственного комплекса. Однако указанная рабочая группа не собиралась для обсуждения предлагаемого изменения отраслевого законодательства", — отмечает Герман Зверев.

Редакция ИА PrimaMedia обратилась за комментариями к представителям ряда рыбопромышленных предприятий Приморья и в целом Дальнего Востока. Судя по комментариям опрошенных, "аукционные инициативы" в отраслевом сообществе по-прежнему не вызывают ничего, кроме тревог за будущее компаний и всего рыбохозяйственного комплекса страны.

Как считает представитель руководства приморского рыболовецкого колхоза "Восток-1" Александр Передня, изъятие такого объекта, как крабы, из действующего порядка распределения доступа компаний к промысловым ресурсам лишено экономического смысла, поскольку может оказаться критическим для многих дальневосточных компаний.

— Крабовые квоты для нас — это половина предприятия. Семь судов у нас работают на ярусном промысле и семь — добывают глубоководного краба. И если мы внезапно лишимся квот на крабов, эти семь судов останутся у причалов, 14 экипажей по 25 человек (у каждого судна-краболова есть подменный экипаж) останутся без работы. Половина экономики нашего предприятия, что называется, "уйдет с баланса". В прошлом году мы в разные бюджеты заплатили порядка 430 млн рублей налогов. Если будут аукционы, то половину из этой суммы смело можно из бюджетных доходов вычеркнуть, — рассказал собеседник агентства.

Александр Передня также отметил, что аукционы начала 2000-х привели к массовой ликвидации рыбопромышленных предприятий. Те же компании, которым путем принятия на себя тяжелейшего кредитного бремени удалось остаться в отрасли, сейчас готовы реализовывать и уже реализуют проекты по развитию отечественного рыболовства, ориентируясь на ранее подтвержденный государством долгосрочный доступ к ресурсам.

— "Восток-1", например, собирается вывести промысел крабов на глубины до 1,5 км и глубже, промысел макруруса — до 2,5 км и глубже. Мы оценивали запасы на тех глубинах, они значительные. Но чтобы их освоить, необходимо переоборудовать весь флот, вложения здесь — порядка 400 млн рублей. Рассчитываем, что все-таки "исторический принцип" будет сохранен, и перспектива у предприятия будет.

Директор РК "Восток-1" Александр Сайфулин считает, что возвращение к практике распределения доступа к промысловым ресурсам через аукционы обернется просто очередным "выкачиванием" средств из компаний.

— Такой подход будет работать не на развитие компаний, а на выплату процентов банкам. Ведь, чтобы приобрести доли квот, нам придется занимать огромные средства. Мы это уже проходили, когда в 2004 году были такие же аукционы. Например, "Восток-1" кредиты за те аукционы выплатил всего 3 года назад, и за два последних года мы уже третий краболов вводим в эксплуатацию — с расчетом на то, что, как и было обещано, "исторический принцип" будет неизменен на ближайшие 10-15 лет. А сейчас – аукционы, и ничего не понятно: во сколько обойдутся эти квоты, сможем ли мы их получить или нет. Кроме того, пока эти аукционы пройдут, флот будет стоять, объект не будет выбираться — сплошные убытки и потери для государства, — прогнозирует Александр Сайфулин.

"Исторический принцип" в последние несколько лет позволил рыбной отрасли "вздохнуть свободно", развиваться, показывать хорошие экономические результаты, уверен директор приморской компании "Антей" Андрей Поломарь. По мнению собеседника агентства, сегодня уже имеет смысл говорить об увеличении налоговой нагрузки на отрасль, однако – в разумных пределах, чтобы не "подкосить" сформировавшийся тренд на строительство флота, освоение новых объектов и районов промысла, возвращение российских рыбаков в Мировой океан.

— Буквально пару лет назад мы заключили договор с российским судостроительным заводом "Пэлла" на строительство судна, в этом году обсуждаем строительство второго. Тот же самый завод "Пэлла" подписал соглашение с администрацией Приморского края о создании в регионе мини-верфи. То есть идет развитие, причем не только участников рынка, но и территории. Новый завод даст не только новые суда, но и новые рабочие места. Это — результат именно того, что компании располагали на понятной основе квотами и смогли восстановиться после тяжелого начала 2000-х годов, — считает директор ООО "Антей". — Сейчас предлагается это изменить. Да, сиюминутно государство получит достаточно серьезные деньги, а что дальше? А дальше — прибыли нет, потому что потраченные деньги компании будут списывать на себестоимость, рост цен, потому что деньги возвращать надо. И инвестиций не будет, потому что те деньги, которые можно направить на развитие, будут банально направлены на аукционы. Поэтому в плюсе — краткосрочная выгода, в минусе — разрушение отрасли, потеря инвестиционной привлекательности, отсутствие потенциальных налоговых прибылей.

Как сообщил директор ОАО "Дальрыба" Вячеслав Москальцов, в планах компании было строительство трех судов на Окской судоверфи (Нижегородская область). В сентябре 2017 года приморские рыбаки подписали контракт с проектантом "Нордик Инжиниринг" с тем, чтобы сразу после перезаключения квотных договоров в 2018 году вложить в строительство двух краболовов и одного крупнотоннажного судна порядка 80 млн долларов. Однако "аукционные инициативы" могут сорвать проект.

— Мы занимаемся креветкой, крабом, минтаем, но именно краб занимает порядка 40% от всего оборота предприятия, без него мы просто не потянем строительство флота, — прокомментировал Вячеслав Москальцов. — Одновременно идти на аукцион, без гарантии того, что удастся приобрести доли квот, и заложить те самые 80 млн долларов на флот — это такая сумма, которая нас просто "утопит".

Как заявил директор ОАО "Дальрыба", предприятие в принципе готово идти на компромисс, готово к тому, что государство принять меры для увеличения финансовой отдачи с промысла отдельных видов биоресурсов, с помощью того же повышения ставок сборов за пользование ВБР. Однако резкие и, как считают рыбаки, непродуманные изменения правил могут быть пагубны для отрасли.

— Когда начинаются разговоры о том, что есть какие-то "финансовые дыры", что бюджет недополучает доходы по крабу, то есть совсем другой механизм — ставка сбора. Поднимите ставку сбора, если вы считаете, что мы получаем сверхприбыль, кто мешает? – отмечает Москальцов. – А аукционная система — пагубная. В 2001-2003 годах уже были аукционы, а сейчас аукционы будут в два раза пагубнее. Тогда флот еще был более-менее свежий, а сейчас суда реально нужно менять. Поэтому "вынос" долей квот на аукцион — это цунами, катастрофа, которая просто приведет к переделу рынка с пагубными последствиями для многих дальневосточных компаний. Притом, что есть действительно лучшие механизмы, чтобы закрыть финансовые проблемы государства.

Об угрозе сворачивания инвестиционной активности бизнеса сообщил и Руслан Закревский — директор приморской компании "Интеррыбфлот", которая участвует в проекте модернизации рыбокомбината "Островной" в Сахалинской области.

— Мы безусловно выступаем за сохранение "исторического принципа". Когда говорилось несколько лет назад, что он будет сохранен, все, кто добывает крабов на Дальнем Востоке, строили на этом обещании обширные планы — на обновление флота, на модернизацию береговых предприятий. В том числе и компания "Интеррыбфлот" собиралась инвестировать в модернизацию рыбокомбината "Островной" на Шикотане. Проектом предполагается как модернизация уже существующих мощностей, так и строительство новых. Если будут аукционы, этот проект окажется под вопросом. Мы не говорим об окончательном отказе от наших планов, но провести модернизацию и создать новые мощности нам будет значительно труднее, чем если бы в 2019 году мы гарантированно получили закрепленные за нами доли квот, — прокомментировал собеседник агентства.

Опасения приморских рыбаков разделяют и коллеги из других дальневосточных регионов. В частности, в беседе с корр. агентства директор камчатских компаний ОАО "Феникс" и ОАО "Океанрыбфлот" Евгений Новосёлов прямо сказал, что "аукционные инициативы" в случае их реализации грозят предприятиям банкротством.

— Только в прошлом году мы приобрели пять промысловых судов, вложили 25 млн долларов США. Соответственно, за такой короткий период мы их не можем окупить, поэтому — убыток и банкротство. Наши инвестиции находятся под угрозой. Мало того, что мы брали кредиты в банках, нужно учитывать, что мы добываем не только краба, но и кальмар, минтай и сельдь, и инвестиции шли в добычу всех этих объектов. За счет более рентабельного ресурса мы вкладывали в менее рентабельные. А если опять будут аукционы – какие тут инвестиции, потому что сегодня — краб, завтра до минтая дойдет или еще до чего-то. Мы уже два раза переживали аукционы, в третий раз очень не хотелось бы. Мы уже видели отрасль, которая "на боку лежала". Очень не хочется снова это проходить, — отметил Евгений Новосёлов.

По оценке президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП) Георгия Мартынова, рыбацкое сообщество в диалоге с регулятором отрасли может и должно отстаивать свою позицию по сохранению "исторического принципа" методом убеждения, приводя в качестве аргументов факты и расчеты. Кроме того, важнейший для отрасли вопрос будет вынесен на IV Всероссийский съезд рыбаков в феврале 2018 года.

— Мы понимаем, что ВБР — это федеральный ресурс и государство вправе поступать с ним так, как считает необходимым. Но обоюдные желания и обоюдные возможности должны совпадать и давать наибольший экономический эффект и для государства, и для рыбодобывающих компаний, — считает Георгий Мартынов. — Пожалуй, крупные компании и найдут деньги на аукционы. Но эти средства будут изъяты из тех программ, которые сейчас направлены на обновление флота, на освоение новых объектов промысла, на социальные расходы. Государство в таком случае проиграет, субъекты федерации не получат налоговых поступлений, потеряют смежные предприятия, потому что многие эти компании планировали инвестировать и в развитие береговой и социальной инфраструктуры.

От ИА PrimaMedia отметим, что, судя по публикациям региональных и отраслевых СМИ, в защиту "исторического принципа" выступил ряд руководителей приморских регионов ДФО и СЗФО — врио губернатора Приморского края Андрей Тарасенко, губернатор Камчатского края Владимир Илюхин, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Также напомним, что ранее руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился с письмом к помощнику президента Российской Федерации Андрею Белоусову, в котором от имени РСПП дал негативную оценку рассматриваемой в Администрации президента идее по "изъятию" крабов из действующих сейчас правил распределения прав доступа к добыче водных биоресурсов. Согласно прогнозному анализу, подготовленному Комиссией РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, выгоды от вывода биоресурса из "исторического принципа" и продажи прав на его добычу на аукционах – сомнительны, тогда как общие издержки для государства от такого решения – реальны и очень существенны.

96886
43
7