Мастерская подарков, Голубой огонек и ярмарки: куда сходить во Владивостоке
09:04
Онлайн-трансляции телеканалов — самый частый запрос о видео в Яндексе перед боем курантов
21:44
"Не поделили дорогу": во Владивостоке водители подрались прямо на проезжей части
20:30
Вспоминаю и слеза наворачивается: почему в СССР Новый год ощущался волшебнее
20:30
СК России займётся аварийным домом в Приморье после обращения жительницы
19:48
Сольете деньги впустую: новая уловка мошенников перед Новым годом - как спастись
19:11
Во Владивостоке неизвестные учинили разгром в магазине
18:40
Песнь льда и елки: жители и гости Владивостока осваивают зимний городок
18:30
Пощёчина Овнов, суета Дев и кризис Рыб: подробный гороскоп на 28 декабря
18:30
ТОП-10 регионов Дальнего Востока и Сибири, где больше всего учится детей мигрантов
18:15
Четвертый сезон проекта "Аллея Ёлок" стартовал в "Калина Молл"
18:07
Великолепный парс кармы: таро-предсказание Королев на последние выходные декабря
18:00
Участники земельного скандала в Арсеньеве взяты под стражу
17:35
Лютая воронка эйфории: как войти в Новый год Ракам, Львам и Девам - кара страсти
17:30
Новое громкое дело Генпрокуратуры будет рассматриваться во Владивостоке
17:05
Счастье быть дома: приморцы получили ключи от флагманского ЖК федерального застройщика
16:43

Алексей Литвинов: Главное, чтобы новый мэр был с головой на плечах

Кандидат на пост главы Владивостока - о стратегическом планировании, коллективном мэре, а также о том, почему не важно, кто возглавит город
18 декабря 2017, 12:30 Политика
Алексей Литвинов Александр Ратников. ИА PrimaMedia
Алексей Литвинов
Фото: Александр Ратников. ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В конце текущей недели Дума Владивостока определится с главным вопросом политического сезона – кто возглавит пост главы города. В финал конкурсного отбора вышли три кандидата, среди которых и.о. главы Владивостока Алексей Литвинов, директор СТК "Приморское кольцо" Виталий Веркеенко, а также экс-депутат гордумы Александр Юртаев. ИА PrimaMedia более подробно познакомит читателей с основными претендентами. В интервью агентству действующий градоначальник Алексей Литвинов рассказал о своем видении развития города, необходимости стратегического планирования и принятия всеми акторами "правил игры", объяснил, где закредитованному Владивостоку взять финансы и как не повторить судьбу многих мэров краевой столицы. А также отметил, что сегодня важна не персона будущего главы, сколько желание сделать город лучше.

— Алексей Александрович, как готовились к выступлению перед конкурсной комиссией? Готовили программу?

Отдельной программы для конкурсной комиссии я не готовил. За долгие годы работы в администрации у меня и моих коллег сформировалось определённое видение развития города и понимание его основных проблемных зон.

— Все обратили внимание на то, что ваше выступление оказалось длиннее, чем у остальных кандидатов. Как считаете, почему вам дали 17 минут?

На самом деле сложнее всего было уместить свои тезисы в отведённые по регламенту 5 минут. Тем не менее, мне это удалось. Все остальное время я отвечал на вопросы конкурсной комиссии, которые касались не только обозначенных мною векторов развития города, но и текущей деятельности городской администрации. Я видел, что членам конкурсной комиссии интересно.

— Технология коллективного мэра. На протяжении полутора лет город управляется без главы. Как выстраивается эта командная работа, какие сложности?

Одной из главных проблем, с которой мы столкнулись в отсутствие Игоря Сергеевича Пушкарёва, стало лишение мэрии, если так выразиться, привычного и официального центра принятия решений. Однако со временем удалось донести до внешнего мира, что в администрации Владивостока сформирована система принятия коллективных решений, которая продолжает функционировать благодаря профессионализму заместителей главы.

Другими словами, есть вопросы, находящиеся в зоне ответственности каждого заместителя. Все они достаточно компетентны и самостоятельно принимают решения по большинству вопросов в своей области. Однако в ряде случаев мы используем особый формат, давно показавший свою эффективность. Это так называемые "суженные" совещания, где присутствуют только заместители главы Владивостока и принимают решения коллегиально. Такие встречи у нас проходят еженедельно, иногда чаще, если это требуется обсудить особо сложные вопросы, затрагивающие несколько сфер городской жизни.

— В своем выступлении вы сказали, что город уже достиг пика закредитованности и на субсидии из федерального центра постоянно надеяться нельзя. Так за счет чего город нарастит свою финансовую базу?

Действительно, закредитованность города достаточно велика, однако следует понимать как она возникла. Последние восемь лет администрация вкладывала деньги в капитальное строительство, в том числе в рамках исполнения Указов президента РФ, больше средств, чем могла себе позволить в рамках текущего бюджета, без привлечения сторонних активов. К примеру, мы активно строили детские сады. Для того чтобы мы это могли делать, нужно было обеспечить софинансирование со своей стороны в размере примерно 1 млрд рублей за весь период. Изыскать эти деньги из существующих доходов мы не могли, поэтому кредитовались в банках под достаточно низкие проценты. Ещё один пример. У нас есть большое количество исполнительных листов по капитальному ремонту жилья, что является чисто муниципальными расходами. За этот период мы отремонтировали жилой фонд на сумму более 2 млрд рублей.

Мы также запустили муниципальный транспорт, которого до 2008 года не было в городе. На эти цели было направлено порядка 1 млрд рублей на лизинговые соглашения для приобретения более 150 автобусов.

Все это также сделано за счет привлечения кредитных ресурсов.

На сегодняшний день сформировалась определённая долговая база, поэтому в ближайшее время новых кредитов мы не возьмём. В этой связи, ещё раз повторюсь, нам нужно увеличивать собственные доходы.

К таковым относятся налоговые и неналоговые. Для увеличения налоговых доходов нам необходимо провести глобальную инвентаризацию земельных участков и объектов недвижимости, так как многие из них сегодня используются незаконно. Кроме того, мы ведём большую работу по выводу заработных плат из "тени", и именно эта работа позволила нам увеличить поступления налогов на все уровни бюджета на 500 млн рублей.

Неналоговые поступления – это, как правило, плата за муниципальное имущество и его продажа. Не менее важное направление – взыскание задолженности за пользование муниципальным имуществом. На данный момент общий долг составляет около 1 млрд рублей, из которых 500 млн реальны к взысканию. Также перед нами существует задолженность по неразграниченным землям, где реально взыскать порядка 5 млрд рублей. Однако большая сложность в том, что этот вопрос находится в ведении департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, который должен заниматься этим в интересах города.

Стоит сказать, что сейчас у нас с краевой администрацией есть понимание по сотрудничеству в данном направлении. Но это ещё не все проблемы. Зачастую, даже после того, как краевой департамент отрабатывает свою часть в судебном порядке, мы сталкиваемся с не меньшей проблемой непосредственного взыскивания задолженности по судебным решениям, так как профильные органы не всегда эффективно реализуют свои полномочия.

— Ваше видение развития города Владивостока? Понятно, что Владивосток не может развиваться как промышленный центр. Культура, финансы, туризм — в чем будущее города?

Я не готов сходу согласиться с тем, что Владивосток совершенно не должен иметь промышленности. Промышленность должна быть, но в рамках Большого Владивостока, то есть вне рамок жилых кварталов. Так или иначе, город должен зарабатывать.

Весьма перспективным является туристическое направление. Владивосток отличается уникальным природным ландшафтом, к тому же это европейский город в Азии, и это интересно туристам.

Перспектива стать финансово-административным центром Дальнего Востока, на мой взгляд, также посильна Владивостоку. Крупные компании могут размещать здесь свои представительства для оперативного выстраивания отношений с партнёрами из Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целом, у Владивостока достаточно много перспектив, что и должно быть отражено в стратегии развития города на ближайшие годы.

— В городе не хватает комплексного плана развития. И, в общем-то, сейчас и японцы предлагают свой мастер-план, и КБ "Стрелка" занимается проектированием. Но есть реалии, когда приходит предприниматель и хочет где-нибудь на месте сквера или возле дома воткнуть торговый центр. Согласны ли вы с тем, что, чтобы развивать город, нужно сначала бы навести порядок и установить четкие правила игры? Потому что сейчас мы мечтаем о ВКАДе, хотим развития города, а в реальности боремся с точечной застройкой...

На сегодняшний день те изменения, которые закладываются в генеральный план и прочие документы, создают впечатление не до конца продуманного подхода, так как на выходе это не похоже на стратегическое планирование. Городу действительно нужен стратегический план развития, который будет тщательно проработан и представлен на обсуждение общественности.

Вместе с тем, уже после того, как у нас появится этот документ, нам всем нужно понимать, что его наличие обязывает нас всех соблюдать установленные "правила игры", и именно на этом этапе с этим могут быть не все согласны.

К примеру, если через десять лет на определённом участке земли должен быть построен театр или появиться рекреационная зона, то за это время там не должно появиться под видом "временного решения" промышленной базы или прочего объекта, как бы этого не хотели заинтересованные лица и как бы это не выглядело логичным (мол, через 10 лет уберем и сделаем как в генплане).

Однако пока этот план не появился, мы должны как минимум прописать условие о том, что точечная застройка, к примеру, в центре города возможна только после разработки проекта планировки. Проекта обдуманного, согласованного с общественностью. По нынешнему законодательству при наличии права владения землей остальные документы для разрешения на строительство, как правило, получить не так сложно. При наличии полного пакета документов у муниципалитета возникает обязанность выдать разрешение. Даже когда мы видим, что планируемый объект неуместен. Но если в ПЗЗ прописать обязательность проекта планировки, то мы сможем точечную застройку существенно сократить. Такие документы позволят создать баланс между интересами каждого конкретного землевладельца, застройщика с интересами развития города.

— Куда развивать город с точки зрения расширения? Сейчас взяли курс на освоение Патрокла. Но откровенно климат там не очень хороший, постоянные туманы, местность болотистая. В свое время еще Сергей Михайлович Дарькин предлагал двигаться в сторону Садгорода и дальше к Артему. Там климат хороший, местность более ровная. Почему не пошли по этому пути?

Если говорить о расширении города, то нужно рассматривать направление в сторону Артёма и полуострова Песчаного. Несмотря на то, что там территория небольшая, она имеет свой потенциал и может быть достаточно интересно вписана в будущую стратегию развития города. Что касается расширения города в сторону Шаморы, то там есть объективные сложности в виде рельефа.

В рамках развития города необходимо вернуться к теме переноса административного центра из исторической части города в пригород. Мы не сможем бесконечно расширять дороги, когда все транспортные потоки устремлены в центральные районы города. В каком-то виде эта тема должна прорабатываться.

— Этот вопрос часто задавали кандидатам, но у вас не спросили. А это важный момент. Земля Владивостока кому должна принадлежать – городу или краю?

На самом деле не так важно, кто распоряжается землёй – город или край. Если мы одинаково понимаем приоритеты развития города, а не занимаемся перетягиванием каната, то проблем не возникает. До недавнего времени у нас не было ситуации, когда город и край нормально взаимодействовали по данному направлению. Долгое время земля была неким политическим фактором. Не было единого понимания как должна использоваться земля. Сейчас этого нет. Позиция нынешнего руководства региона конструктивна. Это радует.

— И самый насущный вопрос — снег и транспортные коллапсы. Сейчас не спрашиваем про 17 ноября, о причинах той истории подробно вы рассказывали и депутатам, и эксперты писали. Никто не защищен от того, что это не повторится, потому что есть объективные вещи. Хотелось бы услышать честную и объективную информацию, какие есть технологии по борьбе с последствиями снегопада в условиях Владивостока, сколько это стоит и какие сейчас у города есть реальные возможности?

Считать, что снег для Владивостока является проклятьем, ошибочно. Любой снегопад можно разделить на две части: уборка во время выпадения осадков и работа по устранению их последствий. Для того чтобы снег можно было убирать, нужна возможность для нормальной работы техники на маршрутах. Когда мы просим автомобилистов воздержаться от поездок, на это многие не обращают внимания. Но тут действительно палка о двух концах, так как в ответ на этот призыв нам задают вопрос о доступности общественного транспорта. На мой взгляд, эти вещи должны идти параллельно. Власти нужно повышать доступность общественного транспорта, а общественности — собственную культуру, то есть готовность принять для себя сценарий поездки на работу на общественном транспорте в непогоду.

Вместе с тем, конечно же, актуален вопрос наличия спецтехники, которая должна быть комбинированной. К примеру, помимо уборки снега, дороги города нужно очищать от пыли круглогодично, чтобы они были чистыми, а мы это делаем только в летний период.

Но в целом, все технологии, которые сейчас используются в практике городов всего мира, во Владивостоке применяются. В качестве основных используется полив дорог реагентом и посыпка песко-солевой смесью.

— История мэрства во Владивостоке в современной России показывает, что зачастую оно заканчивается уголовными делами. Как руководить городом и не сесть?

Обязанности и полномочия органов власти сегодня порой сформулированы таким образом, что при желании "докопаться" можно и до столба. К сожалению, это горькая правда. Не соглашаться с этим может только тот, кто не понимает как работает сегодня система управления. И мы в подобных обстоятельствах работаем, рассчитывая на то, что у нас найдётся достаточно аргументов, объясняющих наши действия. Именно поэтому любому руководителю нужно стараться избегать конфликтов и формировать атмосферу конструктивного сотрудничества, уметь договариваться, сглаживать острые углы.

— Алексей Александрович, в финал конкурса вышли три кандидата. У каждого из вас свое видение развития города и разный опыт работы. Насколько результаты голосования депутатов Думы могут отразиться на будущем Владивостока?

На данный момент нет принципиальной разницы, кто станет следующим главой, потому как за последние годы в стране, регионе и городе выработана определенная система сдержек и противовесов, и она достаточно устойчива. Существенную роль в этом процессе играют представители силовых структур, полпредства, губернатор Приморского края. Вне зависимости от персоны избранного главы, он будет вынужден считаться с этими участниками, учитывать их мнение. Наряду, безусловно, с мнением населения, общественности.

Главное, чтобы человек был с головой на плечах и искренним желанием сделать город лучше. В принципе, сейчас все оставшиеся кандидаты обладают этими качествами.

17456
43
8