Более десятка участков под аквакультуру, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в Приморском крае, с 2017 года находятся в "подвешенном состоянии": пользователи участков не могут выполнять договорные условия по их эксплуатации, поскольку сотрудники терруправления Росрыболовства отказываются подписывать акты выпуска молоди гидробионтов, подписание же таких актов – существенное условие пользовательских договоров.
Позиция терруправления – которую, по словам ряда участников рынка, поддерживает и краевой департамент природных ресурсов – состоит в том, что в границах памятника природы в бухтах Новгородская, Экспедиции и Рейд Паллады (залив Посьета) хозяйственную деятельность — в том числе и по выращиванию трепангов и гребешков — вести нельзя. Представители бизнеса говорят о рисках досрочного расторжения договоров, прямых убытках и спаде инвестактивности в отрасли, краевые экологические активисты – о принципиальной недопустимости ведения хозяйственной деятельности в пределах любых заповедников и памятников природы.
Для разрешения патовой, по сути, ситуации в регионе создана межведомственная рабочая группа, которую в январе 2018 года возглавил вице-губернатор Приморья Валентин Дубинин, курирующий в краевой администрации вопросы сельского и рыбного хозяйства, ветеринарии, использования объектов животного мира, управления природными ресурсами и охраны окружающей среды. По просьбе редакции ИА PrimaMedia Валентин Дубинин высказал свое отношение к проблеме в небольшом интервью.
— Каковы планы межведомственной рабочей группы, которую вы недавно возглавили?
— Позиция администрации Приморского края заключается в поддержке и развитии такого перспективного направления как аквакультура, тем более что этому способствуют природно-климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий. Государственной программой Приморского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2020 годы" предусмотрено предоставление субсидий организациям, осуществляющим аквакультуру (рыбоводство). На 2018 год в краевом бюджете предусмотрены средства на эту поддержку в размере 20 млн рублей.
26 января 2018 года состоится очередное заседание межведомственной рабочей группы, на которой и будет рассмотрен план дальнейшей работы (по сведениям редакции, заседание пройдет в здании ТИНРО-Центра во Владивостоке — прим.).
— Насколько сильно, по вашей оценке, влияет ситуация с рыбоводными участками на ООПТ на состояние всей аквакультурной отрасли Приморского края?
— На акватории особо охраняемых природных территорий расположено 17 рыбоводных участков общей площадью 4,4 тысячи га, предоставленных Федеральным агентством по рыболовству на основании договоров пользования 12 предприятиям, что составляет порядка 10 % от общей акватории, предоставленной для выращивания марикультуры в регионе. Работа этих предприятий практически парализована. Приморское территориальное управление Росрыболовства не направляло специалистов на актирование выпуска молоди гидробионтов, а это — потеря целого года работы.
Пользователи рыбоводных участков стали заложниками. Они законно получили участки, вложили средства, создали рабочие места, а работать им не дают.
— Почему, по вашему мнению, сегодня различные госструктуры придерживаются разных позиций по поводу возможности или невозможности марикультурной деятельности на ООПТ?
— На мой взгляд, это либо нежелание вникать в ситуацию, либо ангажированность. Я в последнее время погружаюсь в тему аквакультуры, читаю статьи, мнения экспертов, науки — и все больше убеждаюсь именно в каком-то "заказе".
Кто-то очень хочет закрыть акватории ООПТ от посторонних глаз и безнаказанно там хозяйничать — под благими намерениями "сохранения рекреационного потенциала".
Вы знаете, для чего создавались эти ООПТ? В паспортах указано, что для воспроизводства ценных видов рыб и беспозвоночных. Это полномочия Минсельхоза и Росрыболовства.
Ситуацию надо решать, иначе "горячие" головы скоро запретят и любительское рыболовство на данных территориях.
— Известно, что в приморской аквакультуре и без сложностей с акваториями много других проблем. Это, например, браконьерство, бороться с которым госструктуры, вроде бы, не хотят, а сами марикультурщики – законодательно не могут. Есть ли здесь какие-либо решения?
И хотят и могут! 8 ноября 2017 года под руководством врио губернатора Приморского края Андрея Владимировича Тарасенко состоялось совещание с руководителями Управления МВД России по Приморскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, прокуратуры Приморского края по вопросу противодействия хищениям продукции аквакультуры на рыбоводных участках. По результатам совещания в адрес министерства сельского хозяйства Российской Федерации (органа, осуществляющего разработку нормативных документов в сфере аквакультуры), было направлено письмо за подписью врио губернатора Приморского края о необходимости увеличения такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным выловом или добычей водных биоресурсов, в том числе для трепанга и морских гребешков (основные объекты хозяйств аквакультуры) в 10 раз, для прочих водных биоресурсов – в пять раз.
Ведь что получается? В настоящее время такса за один экземпляр трепанга составляет 83 рубля, а средняя рыночная стоимость одного экземпляра — 250 рублей. Для квалификации деяния по пункту "а" ст. 256 УК РФ одним лицом должно быть добыто 1205 особей трепанга. При среднем весе одной особи трепанга в 150 граммов общий вес добытого трепанга должен быть 180 кг, что на практике осуществить невозможно. Поэтому большая часть граждан, систематически осуществляющих незаконную добычу, привлекается, как правило, к административной ответственности. Таким образом, таксы, утвержденные в 2000 году, потеряли свою актуальность.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Росрыболовством подготовлен проект постановления правительства Российской Федерации, предусматривающий значительное увеличение такс исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов. В настоящее время данный проект направлен для рассмотрения в Минюсте России.
Кроме того, в договоре пользования рыбоводным участком за предприятиями аквакультуры закреплено право осуществлять охрану рыбоводного участка. Поэтому охранять свои участки предприятия могут.
— Какие еще существуют препятствия для того, чтобы Приморье производило в год не традиционные 5-6 тысяч официально озвучиваемых тонн искусственно разведенных гидробионтов, а хотя бы в разы больше?
В настоящее время сформированные администрацией Приморского края и Федеральным агентством по рыболовству рыбоводные участки активно разыгрываются на аукционах. Так, за 2016 — 2017 годы было сформировано 100 новых рыбоводных участков общей площадью порядка 20 тысяч га. Данные рыбоводные участки были предоставлены в пользование 25 предприятиям аквакультуры. Это позволило практически вдвое увеличить площадь, на которой в регионе осуществляется марикультура. Через 4-5 лет с новых рыбоводных участков будет получена первая товарная продукция.
А пока по итогам 2017 годы объем продукции аквакультуры составил 9,6 тысяч тонн. Решим проблему аквакультуры на ООПТ — и будет увеличение продукции в разы.
От ИА PrimaMedia напомним, что межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов осуществления деятельности в области морской аквакультуры в границах особо охраняемых природных территорий Приморского края была создана в августе 2017 года. Распоряжение о ее создании подписал на тот момент и.о. губернатора Приморья Алексей Сухов (с 1 февраля 2018 года уходит в отставку с поста вице-губернатора края).
В первый состав рабочей группы вошли 26 человек – два уже бывших вице-губернатора (Денис Бочкарев и Эдуард Портнов), руководитель департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморья Сергей Наставшев, представители ТИНРО-Центра, краевой администрации, прокуратуры, профильных некоммерческих организаций, Приморского теруправления Росрыболовства и ряда других федеральных органов власти, краевого Общественного экспертного совета по экологической безопасности.
В январе 2018 года состав группы претерпел изменения – ее возглавил, как уже говорилось, профильный вице-губернатор Дубинин, были кооптированы председатель комитета ЗС ПК по продовольственной политике и природопользованию Евгений Зотов (по согласованию), директор департамента природных ресурсов ПК Александр Коршенко и замруководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Вадим Сонин (по согласованию). Из состава группы были исключены, в частности, Денис Бочкарев, приморский межрайонный природоохранный прокурор Михаил Грицун, главный специалист-эксперт отдела охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий краевого департамента природных ресурсов Оксана Сотникова.