Штраф 5 000 рублей: россиянам запретили срывать и продавать популярные цветы
19:11
МедиаСубботник во Владивосток: как это было (фото)
18:47
Скука Тельцов, страсть Дев, подъем Весов: подробный гороскоп на 21 апреля
18:30
Жителя Приморья будут судить в Магадане за затопление рыболовецкого судна
18:18
Известный астролог Володина предрекла искрометные петарды богатства до 1 мая
18:00
В Приморье за сутки потушили четыре пожара
17:13
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы
16:00
Следователи проверят информацию о вырубке березовой рощи в Находке
15:16
Чертова дюжина автопробегов в Китай: что ждет туристов в Приморье в 2024 году
14:10
В Уссурийске мужчина стрелял из газового пистолета по детской площадке
13:47
Житель Приморья, пришедший в суд с предметом, похожим на оружие, взят под стражу
13:04
Баскетбольный клуб "Динамо" уступил уральскому "Темп-СУМЗ" в плей-офф Суперлиги
12:34
Новую меру поддержки ветеранов СВО и их семей вводят в Приморье
11:30
"Сольный номер занимает пять лет": как и чем живёт цирк в Приморье
10:32
Не быть в потоке: власти Приморья хотят построить шесть новых защитных дамб
08:57
В Приморье трудно быть мэром, маячит ДЭГ и обнуляются районы 16:00
Основатель группы "Синергия" продал контрольный пакет банка из Владивостока 07:11
Технологиям будущего, энергетике и развитию ДВ посвятят ВЭФ-2024 - Юрий Трутнев 19 апреля, 20:17
Приморье распробовало собственные яйца, сибирские фабрики уходят 19 апреля, 16:52
Открытие Private Banking во Владивостоке провел встречу закрытого клуба Art of Life 19 апреля, 15:10
Дальневосточный порты теряют грузы, в плюсе остались Владивосток и Находка 19 апреля, 11:06
"Китайцы" впервые вошли в топ-20 популярных подержанных авто - банк "Открытие" 18 апреля, 15:15
На уровне ruAA подтвердил кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" 18 апреля, 11:15
Экс-глава "Приморкрайстроя" попросил заменить ему колонию на принудительные работы 18 апреля, 09:10
Уникальный рыбозавод "Владивосток 2000" хотят продать дороже 2 миллиардов 18 апреля, 08:55
Льготная ипотека сыграла на карман застройщикам и банкам 18 апреля, 07:22
Осужденный по делу экс-мэра Владивостока подал прошение об УДО 17 апреля, 15:44
Бизнес-завтрак по ВЭД от Альфа-Банка прошел во Владивостоке 17 апреля, 14:00
Перевозки грузов железной дорогой на Дальнем Востоке остаются в плюсе 17 апреля, 13:37
Муниципальная реформа идет к финишу: в Приморье ликвидируют Михайловский район 17 апреля, 10:56

Владивостокскую крепость прекратят раздавать по кусочкам - эксперты

Краеведы и общественники обсуждают решение мэра о снятии исторических фортов с аукционов аренды
13 февраля 2018, 10:50 Общество
Владивостокская крепость Мария Бородина, ИА PrimaMedia
Владивостокская крепость
Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia

Историки, краеведы и представители туристической отрасли активно обсуждают решение нового главы Владивостока Виталия Веркеенко отменить конкурсные торги для потенциальных арендаторов Владивостокской крепости. 82 из 110 объектов, входящих в состав комплекса фортификационных сооружений Владивостокской крепости, сняты с аукционов. Что может означать это решение для города — эксперты поделились своим мнением с ИА PrimaMedia.

По словам главы города, уникальный фортификационный комплекс снят с торгов в целях сохранения и развития объекта культурного наследия. Виталий Веркеенко добавил, что у крепости должен появиться единый оператор, который займется сохранением фортов и развитием комплекса как главной туристической достопримечательности Владивостока. При этом 26 объектов крепости уже находятся в пятилетней аренде с 2016-2017 годов, два сооружения – в безвозмездном пользовании.

Корреспондент агентства обратился к представителям общественных краеведческих и патриотических организаций с вопросом о их отношении к решению мэра.

"В принципе, известие о том, что город решил заботиться о крепости, — это шаг в правильном направлении. Я не скрывал своего отрицательного мнения о безумном разбазаривании объектов крепости – без плана, без понимания, для чего это делается и что в итоге должно получиться. Это было вредным! И я удовлетворен тем, что мои мысли оказались созвучны нынешнему решению мэра – по крайней мере, на уровне тезисов", — считает председатель военно-исторического клуба "Владивостокская крепость" Владимир Калинин.

1 / 2

Руководитель общественной организации охраны и изучения культурно-исторического наследия "Аркаим" Дмитрий Сухомлинов считает, что городу не под силу заботиться обо всех объектах Владивостокской крепости – их насчитывается более 220. Поэтому он намерен предложить новому мэру два варианта решения проблемы – и оба связаны с надеждой на федеральное финансирование.

"Город в принципе не способен вытянуть эту махину! Это огромная обуза, они просто не понимают… Нужны колоссальные деньги на ремонт. Судите сами: реставрация форта №7 на Седанке стоила 20 млн рублей – а ведь он совсем малюсенький. Другие объекты крепости намного больше – форт №3 занимает около 40 гектар, форт №5 – около 30, форт Суворова – 24. В одном только форте №2 – 3 км подземных тоннелей. Город даже мусор не может вывезти со всех объектов! В свое время предыдущий мэр Пушкарев постарался отбить крепость у военных потому, что были слухи о федеральных дотациях на ее восстановление. Но вот отбили – а деньги не появились. Торги не состоялись, даже в безвозмездную аренду никто не хочет брать форты сроком на 5 лет и без дальнейших гарантий. Я писал письма трем исполняющим обязанности мэра и даже встречался с их заместителями, пытаясь донести свои предложения. Вижу два разумных варианта – либо вернуть объекты крепости федеральному агентству по охране памятников, либо создать на базе фортов историко-культурный парк федерального уровня".

Сам Дмитрий Сухомлинов семь лет оберегал от вандалов пороховой погреб №13 возле поселка Экипажный – комплекс из пяти подземных тоннелей, караульного помещения, здания мастерской и большого металлического ангара. Договор об охране объектов крепости с ним заключал штаб ТОФ и сотрудники федерального агентства по охране памятников. Однако в последнее время, по словам Сухомлинова, его просто выдавливают из крепости охранники близлежащей катерной стоянки.

"Катерная стоянка просто самовольно захватывает объекты порохового погреба. Я называю это рейдерским захватом, — высказался Дмитрий Сухомлинов. – Ну а мы с представителями других общественных организаций, заинтересованных в судьбе Владивостокской крепости, идем на прием к новому мэру. Кроме меня там будут руководители клуба диггеров и еще одной военно-патриотической организации. Будем пытаться найти адекватное решение проблемы".

1 / 2

Руководитель клуба владивостокских диггеров Артур Романенко одобрил идею создания единого оператора по управлению крепостью – но с уточнениями:

"Мысль мэра Веркеенко по поводу отдельного общего координационного органа по управлению Владивостокской крепостью – это огромный шаг вперед. Но здесь есть вторая сторона медали: этот орган должен включать только профессионалов, специалистов, которые компетентны в вопросах сохранения исторического наследия Владивостокской крепости. Это должны быть ученые, экскурсоводы из Общества изучения Амурского края, которые много лет работают по крепости и полностью знают объекты. Опасность заключается в том, что к этому органу могут присосаться люди, абсолютно некомпетентные в вопросе. Этого надо избежать. Во Владивостоке есть группа специалистов – авторы книги "Владивостокская крепость", в том числе, экскурсоводы, переводчики – вот их нужно обязательно включить в координационную группу по управлению крепостью.

Все арендаторы, которые заключали договоры с муниципалитетом, надеялись на землю. Не получив требуемого, часть арендаторов отказалась от аренды, как на Новосильцевской батарее, а часть вообще объектами не занимается и на них не появляется. Зачем в аренду брали? Например, 12 форт, Петропавловская мортирная батарея, Великокняжеская батарея... Неизвестно.

Есть только один положительный пример – Назимовская батарея. Предприниматель Андрей Савин сразу начал заниматься ею – и теперь объект очищен от кустов и травы и похож на настоящее фортификационное сооружение, а не на джунгли. На остальных объектах арендаторы никакую деятельность не ведут".

1 / 5

Директор туристической компании "Пять звезд" Оксана Зяблова уверена, что Владивостокская крепость может и должна привлекать туристов – поскольку ничего подобного в других освоенных турбизнесом регионах Дальнего Востока просто нет.

"Я всегда рекомендую туристам побывать на фортах крепости – это же наша "изюминка"! Мы сотрудничаем с увлеченными и знающими экскурсоводами, которые умеют заинтересовать туристов. Возим чаще всего на форт № 7. Думаю, для туризма достаточно было бы обустроить всего пару объектов – один на Русском острове, другой – в городе. Сделать хорошие парковки, удобные подъездные пути, освещение внутри фортов… Сейчас приходится пробираться по подземельям с фонариками, дороги к фортам тоже не в лучшем состоянии. Можно, конечно, сделать два варианта маршрутов: "лайт" — более комфортный, подходящий и для детей, и для людей с инвалидностью, а второй – для продвинутых путешественников, которым нравятся приключения".

1 / 6

Напомним, что объекты крепости были зарегистрированы в муниципальную собственность в 2015 году (до этого они были в федеральной собственности, многие из них длительно в ведении военных). Всего в городскую собственность передано 103 объекта Владивостокской крепости. Многие из них десятилетиями не использовались военными, никем не охранялись, оказались полуразрушены, захламлены, пришли в упадок. Некоторые особенно пострадали от рук вандалов уже в 90-е годы прошлого века. Но есть и форты, сохранившиеся довольно неплохо. Несколько объектов давно имеют арендаторов, которые заботятся о содержании и использовании памятников. Среди сооружений с удачной "судьбой" – Безымянная батарея в районе ул. Батарейной, на базе которой работает музей "Владивостокская крепость", Новосильцевская батарея на острове Русском, заботливо отреставрированная компанией мостостроителей и ряд других. Один из самых любимых для многих жителей Владивостока — форт № 7 в районе "Зари", о котором заботятся арендаторы. При этом большинство объектов расположено вдали от городских магистралей и культурных центров, подъезд к ним – в лучшем случае грунтовые дороги. Инженерная и коммунальная инфраструктура, которая необходима для использования памятников в качестве полноценных туристических объектов или каких-либо предприятий, также отсутствует.

1518508249