Контрольно-надзорная деятельность в отношении рыбопромышленных предприятий остро нуждается в реформировании с обязательным применением рискориентированного подхода в законопослушным рыбакам, заявил в ходе своего выступления на IV Съезде работников рыбохозяйственного комплекса РФ президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) Максим Козлов. По оценке руководителя бизнес-объединения сахалинских рыбаков, многочисленные проверки судов и предприятий, имея крайне низкую результативность, оборачиваются для компаний миллионными убытками, в то время как главным бичом многих "рыбных" регионов Дальнего Востока продолжает оставаться массовый браконьерский промысел и "черный рынок" рыбных ресурсов. Редакция ИА SakhalinMedia публикует текст доклада президента АРСО (с незначительными сокращениями):
— Сегодня идет большая реформа контрольно-надзорной деятельности по всем направлениям. Работа рыбохозяйственного комплекса, естественно, тесно связана с надзором контролирующих органов. Добыча, переработка, хранение, транспортировка, реализация улова — на каждом этапе рыбопромышленник должен доказать, что не совершил административного или иного проступка, за который предусмотрена ответственность.
Однако уже в течение многих лет критику вызывает уже само отношение к рыбаку. Действия контролирующего органа по охране водных биологических ресурсов — в силу федерального закона "О животном мире" — в первую очередь должны заключаться в сохранении биологического разнообразия. А все пресечение посягательств на водные биоресурсы, находящиеся в состоянии естественной свободы, по сути, сводятся к многочисленным проверкам хозяйствующих субъектов.
Количество проверок судов в море может достигать 35-ти в год, а это в среднем — каждые 10 дней. Причем каждый проверяющий осуществляет проверку с самого начала, просматривая весь пакет документов, проверяя промысловую и судовую документацию. Результативность таких проверок крайне низка. А экономические убытки, связанные с простоем судов, исчисляются для Сахалинской области в более чем 1 млрд рублей.
В отдельной категории — суда, доставляющие уровень для переработки на берег.
Мы поддерживаем инициативу по необходимости снятия административного барьера в виде учета улова водных биоресурсов в море по видовому и количественному составу, мы за предоставление возможности судам доставлять улов на берег и осуществлять его учет исключительно на берегу.
Вместе с тем нельзя прекращать борьбу с незаконным промыслом, с попытками судов, не имеющими технических средств контроля и находящихся под иностранным флагом, вести браконьерский помысел в наших водах. Мы предлагаем разделить на две основные государственные функции следующие вещи. Первое — это государственная охрана водных биоресурсов от посягательств браконьеров. И второе — государственный контроль за хозяйствующими субъектами, теми, кто имеет разрешение на промысел, чьи суда оборудованы техническими средствами контроля, кто перерабатывает в море или доставляет улов на берег для переработки.
Сегодня Федеральное агентство по рыболовству уже приняло решение о переходе на профилактический контроль, ФАР вошло в число ведомств, участвующих в пилотном проекте по реформированию контрольно-надзорной деятельности (КНД). На рассмотрении находится законопроект о реформе КНД, в который контроль в море не вошел. Просим поддержать инициативу нашего пограничного управления, в чью компетенцию входит надзорная деятельность в море, и включиться в работу по переводу государственного контроля на систему рискоориентированного подхода. Для этого предлагаем внести соответствующее положение резолюцию Съезда, а участников Съезда — поддержать ее.
В число административных барьеров, по нашему мнению, входит и вопрос об осуществлении перегрузок уловов в море под надзором должностного лица специально уполномоченного органа по охране водных биоресурсов. Данная норма, напомню, была введена в 1998 году федеральным законом "Об исключительной экономической зоне РФ", и тогда эта норма была актуальной. В 2004 году были введены дополнительные требования в виде необходимости доставки улова в места, определенные властями субъекта федерации, для промышленного рыболовствного флота РФ.
Таким образом, сегодня продукция проходит двойной контроль. В свою очередь, и пограничные органы указывают на избыточность данной нормы — в связи с необходимостью задействования дополнительных средств для осуществления контроля. Предлагаю внести предложения в резолюцию по исключению указанной нормы из закона "Об исключительной экономической зоне".
Актуальным является вопрос охраны биоресурсов. Мы видим недостаточность усилий, принимаемых в этом направлении. Активно идет массовая незаконная добыча хорошо оснащенными организованными бригадами браконьеров. На берегах вырастают целые поселки со своей внутренней инфраструктурой и законами. Активно процветает скупка незаконно добытых биоресурсов. Высокая стоимость ресурсов вовлекает в браконьеры все больше граждан, проживающих на территории Дальнего Востока. Эту проблему необходимо решать. Сегодня незаконная добыча не просто конкурирует с легальным промышленным рыболовством, но и по своим масштабам может даже его превосходить. Необходимо принять кардинальные меры по усилению ответственности за осуществление рыболовного браконьерства, решить вопрос увеличения штатной численности и оплаты государственных служащих, задействовать для охраны биоресурсов и другие ведомства, например, Росгвардию. Прошу поддержать данное предложение.
И самым важным вопросом, сегодня неоднократно затрагивавшимся, является вопрос пересмотра базовых принципов распределения квот на добычу водных биоресурсов.
Считаем недопустимым пересмотр базовых принципов, поддерживаем резолюцию Съезда в том, что "исторический принцип" – это главное завоевание отрасли, этого принципа необходимо придерживаться и в дальнейшем,
— завершил свое выступление на IV Съезде рыбаков президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Напомним, что IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса РФ прошел в Москве 26 февраля. В мероприятии приняли участие около 500 представителей рыбопромышленных компаний, отраслевых ассоциаций и объединений, федеральных и региональных органов государственной власти. Организаторами крупнейшего мероприятия рыбной отрасли России выступили ВАРПЭ и Росрыбпрофсоюз при поддержке Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство). По итогам мероприятия делегатами была принята резолюция IV Съезда рыбаков, в которой отражены актуальные проблемы отрасли и предложены пути их решения. Текст проекта резолюции ранее был опубликован ИА PrimaMedia.