Махинации, еще и на сумму свыше 1 млрд рублей, на строительстве Приморского океанариума провернуть было невозможно, этого сделать не позволял многоступенчатый контроль. Об этом в ходе очередного судебного заседания по делу экс-главы "Дирекции по строительству в Дальневосточном федеральном округе" управления делами президента России Андрея Поплавского заявил бывший замдиректора департамента по строительству в Дальневосточном федеральном округе НПО "Мостовик" Анатолий Вопилов. Однако в ходе ранних допросов он же заявлял следователю о схемах, применяемых строителями для выполнения так называемого "домашнего задания" Поплавского в виде 10% "отката", передает корр. ИА PrimaMedia.
Во Фрунзенском районном суде Владивостока продолжается слушание дела экс-куратора строительства Приморского океанариума, обвиняемого в растрате более 1 млрд рублей. На очередном заседании был допрошен Анатолий Вопилов. С 2012 по 2014 год он работал в НПО "Мостовик" на строительстве Приморского океанариума, а сейчас у него новый статусный объект — мост через Керченский пролив. Между Владивостоком и городом Темрюк в Краснодарском крае была организована видеоконференцсвязь.
С Поплавским свидетель знаком по работе, тот каждую неделю лично совершал обход стройплощадки в сопровождении довольно большого пула сотрудников управделами президента РФ, НПО "Мостовик", инженеров, архитекторов и субподрядчиков.
"Это дисциплинировало и генподрядчика, и субподрядчиков. И позволяло решить вопросы с инженером или директором. Поплавский не выделял кого-то из субподрядчиков в ходе таких обходов. Сам он, на мой взгляд, профессионал как заказчик-застройщик. Жесткий и требовательный. Эти качества положительно сказывались на качестве и ходе выполняемых строителями работ", — отметил Вопилов.
Бывший замдиректора департамента по строительству в Дальневосточном федеральном округе НПО "Мостовик" Анатолий Вопилов занимался формированием стоимости строительства и подписанием процентовок выполненных работ в формах КС-2 и КС-3.
Напомним, по версии следствия, Поплавский при пособничестве генерального директора ООО "НПО "Мостовик" Олега Шишова и генерального директора ЗАО "Косандра" Александра Косяченко (ныне покойного), завышая цены договоров на выполнение работ не менее, чем на 10%, растратил денежные средства на сумму более 1 млрд рублей, выделенные на строительство НОК "Приморский океанариум".
На допросе в суде Вопилов пояснил, что слышал о так называемых "домашних заданиях" Поплавского в виде материального вознаграждения от гендиректора "Мостовика" Олега Шишова. Но сам не принимал в этом участия.
На вопрос, отражалось ли незаконное вознаграждение в проектно-сметной документации, ответил отрицательно, подчеркнув, что это невозможно сделать, так же как и завысить на 10% суммы в формах КС-2 и КС-3, ну если только по предварительному сговору многих людей. По его словам, применительно к Приморскому океанариуму таких махинаций точно не было. "Искусственным завышением объемов никто не занимался. Все объемы были подтверждены работами", — сказал он.
Что касается расценок, то и тут приписками не занимались. Хотя и были, как подрядчики, заинтересованы в большей прибыли или хотя бы получении суммы, соответственной выполненным работам. А заказчик в лице ФГУПа хотел понести меньшие расходы.
"Тут мы либо соглашались, либо проводили совещания и приходили к консенсусу, — заявил Вопилов. – Приписка на 1 млрд рублей на этом объекте невозможна была. Многоступенчатый контроль этого сделать не позволял".
С учетом того, что свидетель в суде дал показания, существенно отличающиеся от тех данных, которые он ранее сообщил следователю, сторона гособвинения попросила озвучить имеющиеся в материалах дела пояснения.
Из них следует, что "одним из негласных условий заключения договора на строительство Приморского океанариума было "домашнее задание", то есть с каждого аванса, который НПО "Мостовик" перечислял по договору Поплавский, передавалось 10% от перечисленных средств наличными". Каким образом обналичивались деньги, как передавались, кому и когда Вопилову было неизвестно. Но далее он вспоминает, что Шишов говорил ему учесть ему затраты на выплату незаконного вознаграждения Поплавскому с целью компенсировать расходы НПО "Мостовик" за счет нормативно-сметной прибыли, части накладных расходов, экономии подрядчика, полученной в результате снижения собственных расходов при строительстве океанариума. И с этим Вопилов согласился. Сделано это было за счет нескольких факторов. Во-первых, за счет стоимости бетонной смеси, которая производилась на собственном бетонном заводе на острове Русским и фактическая его стоимость была ниже установленных расценок. Во-вторых, на строительстве океанариума использовали не новую опалубку, а ту, которая раньше применялась при строительстве олимпийских объектов в Сочи и моста на Русский. В-третьих, экономия получилась и за счет того, что воздуховоды для вентиляционной системы собирали прямо на стройплощадке.
Следователю Вопилов сообщил и о том, что выплата незаконного вознаграждения Поплавскому с 2010 года учитывалась в бухгалтерии НПО "Мостовик" в статье затрат "накладные расходы по объекту Приморский океанариум. Конкретными пунктами эти суммы не выделялись, а размазывались в общей массе затрат как общефирменные".
Свою забывчивость Анатолий Вопилов пояснил временем, за которое из памяти стерлись многие нюансы. Но свои ранние показания подтвердил в полном объеме, заметив, что ответы были разными, потому что разнится и суть заданных ему вопросов.
Допрос в суде длился порядка 4-х часов, но этого не хватило, чтобы обвиняемых задал свидетелю все интересующие его вопросы – а их у него осталось более 200. В связи с окончанием времени работы суда, заседание было отложено, а допрос Вопилова перенесен на 14 марта.